Использование технологии Mind map на уроках в начальной школе
Авторы: Власова Елена Владимировна, Калинкина Ольга Владимировна
Рубрика: Методическая копилка: разное
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.
Дата публикации: 25.01.2023
Статья просмотрена: 496 раз
Библиографическое описание:
Власова, Е. В. Использование технологии Mind map на уроках в начальной школе / Е. В. Власова, О. В. Калинкина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8004/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы приводят примеры интеллектуальных карт, которые можно составить на уроках английского языка, литературного чтения и окружающего мира с обучающимися.
Ключевые слова: интеллектуальные карты, mind map, универсальные учебные познавательные и коммуникативные действия, начальная школа.
Согласно Примерной рабочей программе начального общего образования по учебным предметам от 27.09.2021 обучающиеся должны овладеть универсальными учебными познавательными и коммуникативными действиями. Формированию этих умений может способствовать использование на уроках педагогической технологии «mind map».
На русский язык термин «mind map» можно перевести как «интеллект-карта», «ментальные карты», «ассоциативные карты». Интеллект-карта — это способ, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, а также мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
При создании интеллектуальных карт (mind map) нужно следовать основным правилам, которые разработаны Тони Бьюзеном и описаны в его книге “How to Mind Map”:
— Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
— Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
— Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
— Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
— Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
— Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
— Над или под каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.
— Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
В данной статье приведены несколько вариантов интеллектуальных карт для формирования и развития базовых логических, исследовательских, коммуникативных действий, а также способов работать с информацией.
При изучении темы «Фруктовый салат» для запоминания новой лексики и грамматического правила «much / many / a lot of» можно составить такую mind map (УМК Spotlight, 4 класс).
Рядом с каждым словом нужно записать перевод (желательно простым карандашом), а в качестве домашнего задания предложить нарисовать рядом с каждым словом его значение и удалить записи, сделанные карандашом на родном языке.
Позже эту схему можно дополнить структурой There is / There are для составления предложений о наличии или отсутствии какого-либо продукта.
Данные схемы применимы также и для развития навыков монологической и письменной речи. Для составления рассказа о своем друге можно на уроке с ребятами разработать такую схему на основе текста “My best friend” и изученной лексики по теме «Семья и друзья».
В качестве домашнего задания можно попросить ребят дополнить эту схему, анализируя лексику из тетради для записи слов. Ребята могут дополнить эту схему такими блоками как:
Грамматический справочник можно использовать для составления схем грамматических правил. Для некоторых из них можно составлять схему по одному и тому же принципу.
Например, образование времен.
На уроках окружающего мира составление Mind map помогает обучающимся научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. На последующих уроках такие карты можно использовать для монологических высказываний или подготовки к проверочной работе.
Например, интеллектуальная карта по теме «Природные зоны. Тундра» (по учебнику А. А. Плешакова 4 класс).
Одним из правил создания интеллектуальных карт является использование различных цветов для выделения разных ветвей. В данной карте целесообразно использовать сиреневый, серый, красный и зеленый цвета. Это обусловлено тем, что тундра на картах природных зон обозначена сиреневым цветом. Подходящим цветом для ветвей, которые помогают рассказать о растительности тундры, является зеленый цвет, так как он ассоциируется с растениями. Животные тундры занесены в Красную книгу, поэтому целесообразно использовать красный цвет для этих ветвей. Так как почва тундры имеет серый цвет, то ветви, содержащие информации о ней можно выделить серым цветом.
Интеллектуальные карты также эффективны на уроках литературного чтения при изучении русских народных или авторских сказок (волшебных), рассказов и повестей.
При составлении интеллектуальной карты мы «двигаемся» от центра листа по часовой стрелке по кругу, несколько раз, с каждым разом более подробно рассматриваем каждый блок, уточняем и расширяем его, добавляем подблоки.
Пример Mind map при анализе волшебной сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» со сложным сюжетом и большим количеством героев. Данная карта может быть использована как схема для анализа других сказок.
В качестве домашнего задания должны дополнить карту информацией о каждом героем. При инструкции сделать акцент, что одна ветка — это одно слово или словосочетание. Подобрать пословицу к содержанию сказки.
При создании интеллектуальных карт учитель выполняет роль тьютора, давая детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их. Также учитель задает наводящие вопросы, чтобы все моменты были отражены на карте. При возникновении трудностей у обучающихся учитель может сам назвать нужное слово. Чтобы не упустить ключевые моменты, которые должны быть включены в ту или иную интеллектуальную карту, учитель составляет ее при подготовке к уроку. Бессмысленно использовать на уроках готовые интеллектуальные карты.
Интеллектуальные карты можно составлять на бумаге или на компьютере с помощью бесплатной программы для создания интеллект-карт Free Mind или с использованием сайта www.mindmeister.com/ru. На первых этапах внедрении данной технологии на уроках лучше создавать интеллектуальные карты с помощью компьютера. Это позволяет сэкономить время, так как скорость письма у детей младшего школьного возраста еще не очень быстрая и разная. В конце урока карты нужно распечатать, и дети вклеивают их в тетрадь.
Литература:
- Тони Бьюзен Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
- Английский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч1 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — 15-е изд.- М.: Express Publishing: Просвещение, 2020. — 96 с.: ил. — (Английский в фокусе).
- Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/А. А. Плешаков. Изд. — М.: Просвещение, 2020. — 160 с.: ил. — (Школа России).
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ Л. Ф. Климанова и др. Изд. — М.: Просвещение, 2020. — 160 с.: ил. — (Школа России).
Ключевые слова
начальная школа, интеллектуальные карты, mind map, универсальные учебные познавательные и коммуникативные действияПохожие статьи
Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах
Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...
Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация
Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...
Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе
В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...
Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...
Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании
В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также...
Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка
В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...
Инновационные методы преподавания английского языка
В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся
В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.
Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения средствами ментальных карт
В статье анализируются возможности использования ментальных карт на уроках литературного чтения с целью развития логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Приводится сопоставление этапов работы с ментальной картой...
Похожие статьи
Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах
Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...
Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация
Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...
Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе
В статье раскрываются особенности применения интерактивной доски SMART в школе, описываются возможности программного обеспечения, основные преимущества использования интерактивной доски учителем при взаимодействии с учениками в образовательном процес...
Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...
Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании
В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также...
Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка
В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...
Инновационные методы преподавания английского языка
В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся
В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.
Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения средствами ментальных карт
В статье анализируются возможности использования ментальных карт на уроках литературного чтения с целью развития логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Приводится сопоставление этапов работы с ментальной картой...