Технический кружок для работы с одаренными детьми
Автор: Бутов Владимир Николаевич
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.
Дата публикации: 23.02.2023
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Бутов, В. Н. Технический кружок для работы с одаренными детьми / В. Н. Бутов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8124/ (дата обращения: 19.12.2024).
В Тимашевской школе № 4 г. Тимашевска Краснодарского края есть такой кружок — авиамоделирование.
Главная задача состоит в том, чтобы на базе непрерывного технического и технологического прогресса обеспечить мощный рост всех отраслей хозяйства российского государства, обеспечить технологическую независимость согласно установке Президента России и на этой основе обеспечить импортозамещение, чтобы добиться значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня россиян.
Сегодняшняя действительность требует, чтобы каждый школьник в будущем был высококвалифицированным работником, обладал высокой культурой труда, широким техническим кругозором, технологическими знаниями.
Количество детей, как правило, у меня не более 15 человек.
Перед началом работы кружка я учитываю занятость детей в школе уроками. На каникулах количество занятий увеличиваем. В нашем авиамодельном кружке мы вначале знакомимся с историей воздухоплавания, не упуская возможностей военно-патриотического воспитания на примерах подвигов советских летчиков в Великой Отечественной войне.
Огромный интерес возникает у детей при изучении путей совершенствования конструкции планера самолета, а позже — двигателя. Хорошим подспорьем является книга Александра Сергеевича Яковлева «Рассказы авиаконструктора»
Склеивая поначалу бумажные образцы, стараемся понять поведение самолета в воздухе, испытывая в «аэродинамической трубе». Попросту моделька самолёта с разной величины плоскостями и их формой закрепляется на нитке и обдувается мощным вентилятором. Очень зрелищно и вызывает у детей восторг. Делается вывод о наиболее удачном крыле и причинах удачи
Пробуем в полете резиномоторные самолеты с килем под углом для обеспечения кругового набора высоты и планирования
Здесь момент творческого соревнования: ребята изготавливают модель ту, что придумали сами, центруют её по лонжерону, плоскости каждый делает на свой вкус, но требование одно: модель после запуска должна продержаться как можно дольше в воздухе. Работали с секундомером. Толщина жгута резины и количество оборотов пропеллера должно быть одинаково. Вместе с тем, модель делается не на «авось»
Основным критерием в оценке хорошо летающей модели планера является минимальная скорость её снижения Такая модель обладает наибольшей возможностью парения даже в слабых потоках, а значит, может набрать большую высоту и пролететь значительное расстояние, поэтому на такие полеты выезжаем в поле. Минимальная скорость снижения модели зависит от её аэродинамического качества и скорости полёта
Чем выше качество модели, и меньше горизонтальная скорость полёта, тем меньше будет скорость её снижения
Казалось бы, я замучил читателя техническими нюансами. Это один из самых трудных моментов работы с кружковцами, особенно вновь пришедшими, «молодыми» Обязательно им демонстрируем полеты лучших моделей «стариков», чтобы глаза разгорелись, а потом старшие ребята, НЕ Я! объясняют важность понимания принципа полета изделия, необходимости точного соответствия размеров изделия чертежу. Молодежь хочет всё и сразу. Вначале я не делаю замечаний. Сопят, возятся, хочется быстрее в полет. Я показываю ошибки, но не требую переделки. Кричат «пойдет, полетит!»
Пару недель провозились и полетели… Бац — и модель разбилась! 2 недели впустую за 5 секунд! Есть и такие, что махнули рукой — и на футбол! Я их не держу. Зато кто остался, работают аккуратно.
Тут исподволь зарождается и шлифуется качество характера, особенно ценимые: аккуратность, неспешность, уверенность в правильном решении, желание выполнить работу точно. Кем бы ни стали потом дети во взрослости, эти качества им помогут найти свою нишу в жизни и быть успешными. Девочек на кружок не беру. Считаю, что девочки должны заниматься женской работой: уют в комнате, вкусная еда, аккуратность и красота в одежде, быть привлекательными.
Мальчик же должен быть надежным, рассудительным, сильным телом и духом.
Считаю, что эти качества необходимо в детях воспитывать всегда, независимо от рода занятий.
Не говорить им, какие они должны быть и требовать проявления этих качеств, а ставить их в те условия, создавать такие обстоятельства, ситуации, при которых без указанных качеств не обойтись.
На занятиях кружка дети на практике поняли, почему возникает подъёмная сила крыла: чем больше скорость движения, тем выше эта сила. Познаётся на практике закон для ламинарного движения газов. Интригую удивительными познаниями, что дает им физика исподволь формируя интерес к предметам школьного курса.
Посещаем аэродром, пытаемся представить себя в полете, сидя за штурвалом маленьких самолетов и дельтапланов.
После резиномоторных переходим к электродвигателям (к сожалению, ДВС очень дороги, раньше был вполне приемлем МК-16, сейчас их нет) При самолетостроении применяю разделение труда: при изготовлении фюзеляжа работают 4 человека, при изготовлении плоскостей 4, пропеллер вырезают 2 человека, шасси — двое, оклейка бумагой и эмалитом трое, сборка — самым опытным. Это здорово сплачивает и быстрее рождается модель, чем если каждый изготавливает себе. Но это для модели с размахом крыльев не менее 150 см. Во время работы обязательно приучаю детей к рациональному распределению времени, а также, чтобы каждый инструмент находился на своем месте. Интерес поддерживаю ежемесячными посещениями аэродрома.
Следующий этап — радиоуправляемые летающие модели самолетов. Удовольствие дорогое, но кто приобщился — идут учиться в авиационные училища. Эти ребята — будущее страны и очень приятно осознавать, что мой труд работает на будущее России.
Чтобы изготовить радиоуправляемую модель, надо приобрести шаблон, двигатель (чаще импеллер) Аккумуляторы мин.2 штуки, подзарядное устройство, электронную начинку, пульт управления. Все это обходится в пределе 20 тыс. рублей. Хорошо, когда, как у нас, прогрессивный директор. Конечно, с этим самолетом работают самые опытные, старшеклассники.
Здесь парта Л-29 для обучения пилотов управлению реактивным самолетом, ниже — дрон-разведчик. И, наконец импеллерный двухкилевой самолетик, развивает скорость до 90 км\час. Он требует большой скорости при посадке, поэтому возможны аварии. Сажали на траву.
Позволю себе дать несколько советов по изготовлению самой трудной чисти модели самолёта — это винт.
Делать его надо с особой тщательностью и вниманием.
Изготавливают винт из брусочка липы, можно из ольхи, берёзы или осины.
Длина брусочка 260 мм, длина должна равняться диаметру винта, шириной 26 мм, высотой 13 мм.
Брусочек размечают по рисунку.
Затем берут шаблон и очерчивают контур лопастей винта.
Шаблон винта лучше всего сделать из жести
Если её нет, можно взять картон или плотную бумагу. Затем ножом срезаем древесину. Обе лопасти винта должны быть одинаковыми по размеру и форме. Верхние поверхности их — выпуклые, нижние — плоские.
Винт зачищают напильником и шкуркой, и уравновешивают, вставив в отверстие, сделанное в центре винта проволоку.
Если одна из лопастей тяжелее, её ещё зачищают.
Рекомендую: вначале самолет запустить с руки, чтобы он спланировал, затем сделать 100–150 оборотов винтом и запустить, и убедившись, что модель плавно летит, можно накрутить резиновый жгут 800–900 оборотов. Счастливого полета и удачной посадки!