Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса начального общего образования (срок освоения 1 год)
Автор: Юрченко Ольга Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: рабочие программы
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.
Дата публикации: 18.03.2023
Статья просмотрена: 31 раз
Библиографическое описание:
Юрченко, О. Н. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса начального общего образования (срок освоения 1 год) / О. Н. Юрченко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8182/ (дата обращения: 19.12.2024).
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Класс мастеров» для 1-го класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООН МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82», с учетом рабочей программы воспитания и на основе авторской программы Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги» — Ярославль: Академия развития, 2019 г.
Цель данной программы раскрыть творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
— Развить познавательный интерес к творческой деятельности.
— Научить использовать в работе различные материалы (бумага, картон, пластилин, природный материал и т. д.)
— Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Место курса в учебном плане
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме занятий общекультурной направленности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 0,5 часа, во второй половине дня в учебном кабинете, 16,5 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Раздел 1. Аппликация и моделирование (8 ч.)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав. Работа с бумагой. Поделки из бумаги «Елочка», новогодняя игрушка. Аппликация из пуговиц «Стрекоза», «Медвежонок».
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (3 ч.)
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Разрезание смешанного пластилина. Изготовление бабочки.Изготовление цветочного куста. Изготовление листьев.
Раздел 3 . Аппликация из деталей оригами (5,5 ч.)
История возникновения оригами. Секреты оригами».
Аппликация-оригами «Лягушка», «Собачка», «Самолет», «Кораблик».
Коллективные композиции в технике оригами.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
— познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
— адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— владеть монологической и диалогической формой речи;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
— высказываться в устной и письменной форме;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Конечный результат
В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
— развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
— расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
— познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
— использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
— познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
— совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
— оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
— достичь оптимального для каждого уровня развития;
— сформировать навыки работы с информацией.
Таблица 1
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Класс мастеров»
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Период |
Формы проведения занятий |
Виды деятельности |
Электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР, ЦОР) |
||
Количество часов |
Теория |
Практика |
||||||
Раздел I. Аппликация и моделирование |
8 |
|||||||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. |
0,5 |
0,5 |
05.09.22 |
Беседа, презентация |
— познавательная |
https://infourok.ru › |
|
2–3 |
Аппликация из листьев «Цветок» |
1 |
0,5 |
0,5 |
12.09.22 19.09.22 |
Ознакомление с новым материалом, практическая работа |
— познавательная; — творческая; — создают композиции из листьев |
http://www.myshared.ru › |
4–5 |
Аппликация из сухих цветов и листьев «Бабочка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
26.09.22 03.10.22 |
Презентация практическая работа, |
— творческая; —практическая работа — создают композиции из сухих цветов и листьев. |
https://youtu.be/WwGlZ01G6k0 |
6–7 |
Аппликация из природных материалов «Петушок» |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.10.22 17.10.22 |
Беседа, презентация, практическая работа. |
— познавательная; творческая; — создают композиции из перьев и листьев. |
https://minikar.ru › |
8–9 |
Аппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу» |
1 |
0,5 |
0,5 |
24.10.22 31.10.22 |
Видео-урок, практическая работа. |
— познавательная; — творческая; — создают композиции из семечек и листьев. |
https://www.maam.ru › detskijsad › aplikacija-iz-listev- |
10 |
Беседа «История создания бумаги». Новогодняя игрушка «Елочка» |
0,5 |
0,5 |
07.11.22 |
Ознакомление с новым материалом, презентация. |
— познавательная; — творческая. |
https://ppt-online.org › |
|
11–12 |
Беседа «Как появились ножницы». Изготовление новогодней игрушки «Елочка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
14.11.22 21.11.22 |
Ознакомление с новым материалом, презентация, практическая работа. |
— познавательная; — творческая; —практическая работа — создают композиции из цветной бумаги. |
https://youtu.be/a71xpcjtjN https://youtu.be/ziiM3–42HJ8c |
13–14 |
Беседа «Откуда появились пуговицы». Аппликация «Стрекоза». |
1 |
0,5 |
0,5 |
28.11.22 05.12.22 |
Ознакомление с новым материалом, презентация, практическая работа. |
— познавательная — творческая; — создают композиции из пуговиц. |
https://youtu.be/P9tN9flABqY https://infourok.ru › |
15–16 |
Аппликация из пуговиц «Медвежонок». Выставка работ. |
1 |
1 |
12.12.22 19.12.22 |
Презентация, практическая работа. |
— творческая; — создают композиции из пуговиц. |
https://infourok.ru › |
|
Раздел 2. Работа с пластическими материалами |
3 |
|||||||
17 |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с пластилином. |
0,5 |
0,5 |
09.01.23 |
Видео-урок, ознакомление детей с техникой безопасности при работе с пластичными материалами. |
— познавательная. |
https://infourok.ru › |
|
18–19 |
Разрезание смешанного пластилина. Изготовление бабочки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.01.23 23.01.23 |
ознакомление детей с техникой разрезания смешанного пластилина. Практическая работа. |
— овладевают практическими умениями по работе с пластилином. |
https://nsportal.ru › tekhnologiya › |
20–21 |
Изготовление цветка из смешанного пластилина. |
1 |
0,5 |
0,5 |
30.01.23 06.02.23 |
Презентация, практическая работа |
— овладевают практическими умениями по работе с пластилином; -учатся видеть красивое вокруг себя |
https://podelki-doma.ru › podelki › |
22 |
Изготовление стебля и листьев. |
0,5 |
0,5 |
20.02.23 |
Практическая работа демонстрирующая выставку работ. |
— овладевают практическими умениями по работе с пластилином; -учатся видеть красивое вокруг себя |
https://podelki-doma.ru › podelki › |
|
Раздел 3. Аппликация из деталей оригами |
5,5 |
|||||||
23 |
История возникновения оригами. |
0,5 |
0,5 |
27.02.23 |
Ознакомление обучающихся с историей создания оригами. Презентация. |
— познавательная; —знакомятся с историей возникновения техник «оригами». |
https://ppt-online.org › |
|
24–25 |
Аппликация — оригами «Лягушка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
06.03.23 13.03.23 |
Ознакомление обучающихся с техникой оригами. Презентация. |
— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами; — выбирают необходимые инструменты. |
https://tratatuk.ru › origami › origami-lyagushka |
26–27 |
Аппликация — оригами «Собачка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
20.03.23 03.04.23 |
Видео-урок, творческая мастерская, участие в конкурсах |
— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами; — выбирают необходимые инструменты. |
https://www.youtube.com › |
28–29 |
Аппликация — оригами «Самолет» |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.04.23 17.04.23 |
Презентация, практическая работа. |
— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами; — выбирают необходимые инструменты. |
https://infourok.ru › |
30–31 |
Аппликация — оригами «Кораблик» |
1 |
0,5 |
0,5 |
24.04.23 01.05.23 |
Беседа, презентация, практическая работа. |
— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами; — выбирают необходимые инструменты. |
https://infourok.ru › |
32–33 |
Коллективные композиции в технике оригами. Выставка работ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
08.05.23 15.05.23 |
Практическая работа, демонстрация творческих работ. |
— знакомятся с условными знаками принятыми в оригами; — выбирают необходимые инструменты. |
|
Итого часов |
16,5 |
8,5 |
8 |
|||||
Таблица 2
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 класс)
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата фактического проведения занятия |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. |
0,5 |
0,5 |
||
2–3 |
Аппликация из листьев «Цветок» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4–5 |
Аппликация из сухих листьев «Бабочка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6–7 |
Аппликация из природных материалов «Петушок» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8–9 |
Аппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
10 |
Беседа «История создания бумаги». Новогодняя игрушка «Елочка» |
0,5 |
0,5 |
||
11–12 |
Беседа «Как появились ножницы». Изготовление новогодней игрушки «Елочка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
13–14 |
Беседа «Откуда появились пуговицы». Аппликация «Стрекоза». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
15–16 |
Аппликация из пуговиц «Медвежонок». Выставка работ. |
1 |
1 |
||
17 |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с пластилином. |
0,5 |
0,5 |
||
18–19 |
Разрезание смешанного пластилина. Изготовление бабочки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
20–21 |
Изготовление цветка из смешанного пластилина. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
22 |
Изготовление стебля и листьев. |
0,5 |
0,5 |
||
23 |
История возникновения оригами. |
0,5 |
0,5 |
||
24–25 |
Аппликация — оригами «Лягушка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
26–27 |
Аппликация — оригами «Собачка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
28–29 |
Аппликация — оригами «Самолет» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
30–31 |
Аппликация — оригами «Кораблик» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
32–33 |
Коллективные композиции в технике оригами. Выставка работ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Общее количество часов по программе |
16,5 |
8,5 |
8 |
||
Таблица 3
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (1 класс)
№ |
Наименование раздела |
Модуль рабочей программы воспитания «Курса внеурочной деятельности» |
Кол-во часов |
1. |
I Аппликация и моделирование |
Презентация и поздравительные открытки к Дню учителя. Выставка работ обучающихся. |
0,5 |
Презентация на тему «Безопасность школьников в сети интернет». |
0,5 |
||
2. |
II. Работа с пластическими материалами |
Моя профессия «Скульптор». Занятие посвященное Международному дню инвалидов. |
0,5 |
Выставка поделок к День Героев Отечества. |
0,5 |
||
3. |
III. Аппликация из деталей оригами |
Выставка поделок к Дню Защитника Отечества. |
0,5 |
Презентация. Выставка работ к Дню Победы |
0,5 |
||
Итого: |
3 |
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование :
— Компьютер;
— Медиа проектор;
Инструменты и приспособления:
— Простой карандаш;
— Линейка;
— Ножницы канцелярские с закругленными концами;
— Кисточка для клея и красок;
— Доски для работы с пластилином.
Материалы:
— Пластилин;
— Засушенные листья
— Бумага цветная для аппликаций;
— Двухсторонняя цветная бумага для оригами;
— Картон белый и цветной;
— Клей ПВА;
— Ватные диски;
— Бумага гофрированная, креповая, папиросная.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012-ог№ 273-ФЗ);
— Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309 (ред. от 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
— Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и Среднего(полного) общего образования»;
— Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.14 г.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014–2015 учебный год»;
— Приказ Минобразования России от 09.03.2004г.№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№ 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
Система контролирующих материалов:
— Входной контроль — проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка.
— Текущий контроль — проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
— Промежуточный контроль — проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, защита работ.
— Итоговый контроль — проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:
— Выполнение практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
— Подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
— Система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
— Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.
Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Возможные результаты практической деятельности младших школьников:
Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для мам, пап, ветеранов, учителей, т.д.; оформления класса на новогоднюю тему.
Литература:
- Г. И. Долженко 100 поделок из бумаги — Ярославль: Академия развития, 2019.
- Первое сентября» «Начальная школа» с пометкой «Лепка» Глазова МГ.2011г.
- Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Умные руки — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014. — Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Уроки творчества — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014. — С. И. Хлебникова, Н. А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
- https://www.google.com/url?q=http://stranamasterov.ru/&sa=D&ust=1540845442789000