Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В»
Автор: Москвина Надежда Алексеевна
Рубрика: Методическая копилка: разное
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.
Дата публикации: 12.04.2023
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Москвина, Н. А. Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В» / Н. А. Москвина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8288/ (дата обращения: 16.11.2024).
ПУ: Представление о букве «В»
Технологические процедуры:
- Создание ситуации успеха
Основная задача этапа: создать положительную мотивацию у учащихся.
Учитель предлагает детям задание практического характера, которое они могут выполнить известным способом действия.
Требования к языковому материалу:
1. Слова должны состоять из уже изученных букв (А, Я, О, Ё, У, Ы, И, Э, Е, Л, М, Н, Р, Г, К, Д, Т,);
2. В словах не должно быть орфограмм;
3. Звуковой состав слова должен совпадать с его написанием;
4. Учащимся должно быть понятно лексическое значение слова;
5. Слова должны быть короткие.
Языковой материал: кукла, дым, море, Люда, мода, кино, укол, Гена, дядя, тётя.
Учитель: Ребята, давайте на доске запишем слова звуками и буквами и выясним, какую работу выполняют гласные буквы в каждом слове.
Ученики: Учащиеся выходят к доске по одному и выполняют задание.
- Введение учебно-практической задачи
Основная задача этапа: Создать интеллектуальный конфликт
Учащиеся пытаются выполнить задание практического характера известным способом действия, но у них не получается, поэтому возникает интеллектуальный конфликт.
Языковой материал : волны.
Ученики: Записывают слово «волны» в виде звуковой модели
Учитель: Что мы уже знаем?
Ученики: Мы знаем, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [л], [н], [ы]. Знаем, что гласные буквы О и Ы выполняют две работы — 1. Обозначают свой гласный звук и 2. Являются показателем твердости предыдущего согласного звука. И что есть другие гласные звуки, показатели мягкости предыдущего согласного звука (область знания).
Учитель: Ребята, в чем проблема?
Ученики: Мы не знаем, какой буквой обозначить первый звук в слове «волны» (область незнания)
- Формулирование учебной задачи
Основная задача этапа: Учащиеся формулируют учебную задачу.
Учитель организует работу так, чтобы учащиеся сами поставили учебную задачу.
Учитель: Что нам нужно будет узнать на этом уроке?
Ученики: Нам нужно узнать, какой буквой обозначается звук [в] на письме.
- Моделирование учебной задачи в знаковой, графической или буквенной форме
Основная задача этапа: Представить учебную задачу в виде знаковой модели, на которой будут отражены «область знания» и «область незнания».
Учитель: Давайте составим модель учебной задачи
(дети предлагают свои варианты и совместно с учителем выбирают подходящий).
Модель учебной задачи:
Ученики: На этой модели видно, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [л], [н], [ы], и что гласные буквы О и Ы выполняют две работы — 1. Обозначают свой гласный звук и 2. Являются показателем твердости предыдущего согласного звука. (область знания), но мы ещё не знаем какой буквой обозначить звук [в] (область незнания).
- Решение учебной задачи
Основная задача этапа: Выделить способ деятельности, который является предметом усвоения.
Учитель: Как вы думаете, как мы можем решить эту задачу?
Ученики: Мы можем найти букву для звука [в] в Алфавите.
СК: Алфавит
Учитель: Давайте попробуем. Ваня будет называть нам буквы, а вы остановите его, когда посчитаете нужным.
Ваня читает буквы, показывая на них карандашом, а ученики останавливают его на букве « В ».
Ученики: Эта буква нам подходит.
Учитель: Почему вы так решили?
Ученики: В названии этой буквы слышится звук [в]. На предметной картинке изображена ваза, а в этом слове отчетливо слышится звук [в], значит, мы можем обозначить звук [в] буквой «В». А также гласные буквы О и Ы выполняют две работы — 1. Обозначают свой гласный звук и 2. Являются показателем твердости предыдущего согласного звука.
Учитель: Хорошо. Давайте подставим эту букву в слово и прочитаем.
Ученики: ВОЛНЫ.
Учитель: У нас получилось найти букву для звука [в] в Алфавите?
Ученики: Да.
Учитель: Отлично! Давайте еще раз прочитаем получившееся слово все вместе.
Читают — волны.
- Моделирование решенной учебной задачи
Основная задача этапа: организовать деятельность учащихся по доработке модели УЗ
Учитель: Итак, как нам нужно скорректировать нашу модель?
Ученики: Мы сотрем знак вопроса и подставим вместо него букву В.
Учитель: Молодцы! У нас получилась готовая модель учебной задачи!
- Введение учебно-практической задачи
Основная задача этапа: Создать интеллектуальный конфликт
Учащиеся пытаются выполнить задание практического характера известным способом действия, но у них не получается, поэтому возникает интеллектуальный конфликт.
Языковой материал : вёдра.
Учитель: Хорошо, давайте запишем следующее слово «вёдра».
Ученики:Записывают слово «вёдра» в виде звуковой модели
Учитель: Что мы уже знаем?
Ученики: Мы знаем, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [д], [р], [а].
Знаем, что гласная буква А выполняет две работы — 1. Обозначает свой гласный звук и 2. Является показателем твердости предыдущего согласного звука. Гласная буква Ё — выполняет две работы — 1. Обозначает гласный звук [о] и 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука. (область знания).
А еще, мы знаем, что парные по твёрдости — мягкости звуки могут обозначаться одной и той же буквой (область знания).
Учитель: Ребята, а почему у нас не получилось обозначить все звуки буквами?
Ученики: У нас снова проблема. Мы не знаем, какой буквой обозначить первый звук в слове «вёдра» (область незнания).
- Формулирование учебной задачи
Основная задача этапа: Учащиеся формулируют учебную задачу.
Учитель организует работу так, чтобы учащиеся сами поставили учебную задачу.
Учитель: Что нам нужно будет узнать на этом уроке?
Ученики: Нам нужно узнать, какой буквой обозначаются звук [в’] на письме.
- Моделирование учебной задачи в знаковой, графической или буквенной форме
Основная задача этапа: Представить учебную задачу в виде знаковой модели, на которой будут отражены «область знания» и «область незнания».
Учитель: Давайте составим модель учебной задачи (дети предлагают свои варианты и совместно с учителем выбирают самый подходящий).
Модель учебной задачи:
Ученики: На этой модели видно, какими буквами на письме обозначаются звуки [о], [д], [р], [а], и что звук [о] на письме обозначается буквой «Ё», потому что она выполняет две работы: 1. Обозначает гласный звук [о], 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука. (область знания), но мы ещё не знаем какой буквой обозначить звук [в’] (область незнания).
- Решение учебной задачи
Основная задача этапа: Выделить способ деятельности, который является предметом усвоения.
Учитель: Как вы думаете, как мы можем решить эту задачу?
Ученики: Мы знаем, что мягкость предыдущего согласного может быть обозначена гласной буквой, которая выполняет две работы. В слове «вёдра» мы обозначили звук [о] буквой «Ё», потому что она: 1. Обозначает гласный звук [о], 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука. И в алфавите на предметной картинке изображена ветка, а в этом слове отчетливо слышится звук [в’], значит, мы можем обозначить звук [в’] буквой «В».
Учитель: Какой вывод мы с вами можем сделать?
Ученики: Что первый звук [в’] в слове «вёдра» тоже можно обозначить буквой «В», потому что после него стоит гласный звук, который указывает на мягкость предыдущего согласного звука.
Учитель: Хорошо. Давайте подставим эту букву в слово и прочитаем.
Ученики: ВЁДРА.
Учитель: У нас получилось найти букву для звука [в’]?
Ученики: Да.
Учитель: Отлично! Давайте еще раз прочитаем получившееся слово все вместе.
Читают — вёдра.
- Моделирование решенной учебной задачи
Основная задача этапа: организовать деятельность учащихся по доработке модели УЗ
Учитель: Итак, как нам нужно скорректировать нашу модель?
Ученики: Мы сотрем знак вопроса и подставим вместо него букву В.
Учитель: Ребята, а почему нам подходит эта буква?
Ученики: Потому что в алфавите на предметной картинке изображена ветка, а в этом слове отчетливо слышится звук [в’], значит, мы можем обозначить звук [в’] буквой «В». И мягкость предыдущего согласного может быть обозначена гласной буквой, которая выполняет две работы. В слове «вёдра» мы обозначили звук [о] буквой «Ё», потому что она: 1. Обозначает гласный звук [о], 2. Является показателем мягкости предыдущего согласного звука.
Литература:
- Репкин, В. В. Букварь. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. / В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин. — Москва: Просвещение/Бином, 2022. — 112 c. — Текст: непосредственный. стр. 76