Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии внеклассных занятий

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России» / Е. А. Коноваленко, В. Г. Гашкова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8329/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященной изучению символики Российской Федерации.

Ключевые слова: символы России, герб, флаг, Российская Федерация, триколор, БеСиК, гимн.

Ведущий : Сегодня мы будем говорить о государственной символике, истории и значении государственных символов.

В каждом государстве есть эти символы, отражающие его особенности. Давайте вспомним основные символы, которые существуют у каждого государства (Ответы участников). Правильно, это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Наша страна, как и другие государства, также имеет свои символы, в котором в качестве эмблем государственной власти используются условные изображения. Наш турнир предполагает выявить знатоков истории и значения Герба и флага Российской Федерации. (Объясняются условия игры, представляются члены жюри, за игровые столы приглашаются команды игроков, с помощью волчка на игровом поле определяется сектор, по тематике которого будут задаваться вопросы).

Сектор 1. Герб РФ.

Вопрос 1 . Что такое герб?

Ответ: Герб (от польского herb, немецкого erbe — наследство) — это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица.

Комментарий ведущего: Государственный герб — официальная эмблема государства, которая символически отражает существующий в государстве социально-политический строй, его национальные, экономические, исторические и другие особенности. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране и в конкретный исторический период. Утверждаются специальным законодательным актом.

Вопрос 2 . Когда был утвержден Герб Российской Федерации?

Ответ: Герб РФ был утвержден 25 декабря 2000 года.

Вопрос 3 . А теперь поговорим об истории гербов. С какого времени существуют гербы, когда они возникли?

Ответ: Древнейшими прообразами гербов были тотемные изображения животных — покровителей племени или рода, которые использовали в первобытном обществе с целью выделить себя среди других родов, показать свое отличие.

Комментарий ведущего: Изображение тотема можно условно назвать гербом племени. Так что точной даты изготовления первого гербового изображения никто не назовет. Первыми гербами были эмблемы, часто повторяющиеся на монетах, медалях и печатях.

Вопрос 4. Вспомним историю герба нашего государства. Когда впервые изображение двуглавого орла, легшего в основу будущего герба государства, появилось на Руси?

Ответ: В конце 15 века во время царствования Ивана 111.

Комментарий ведущего: Российскому геральдическому двуглавому орлу более пяти веков. Как символ государственности двуглавый орел впервые «взлетел» на Руси в правление Ивана 111. Появление в феодальной Руси двуглавого орла исследователи связывают с женитьбой Великого князя Московского Ивана 111 на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Именно это событие привело к появлению двуглавого орла, который хоть и не был гербом Византии, но символизировал знак принадлежности к императорскому двору и который лег в основу герба Московского государства в 1480 году, после принятия Иваном 111 титула «Государя Всея Руси».

Вопрос 4 . Где первоначально Иван 111 использовал изображение двуглавого орла?

Ответ : Это изображение Иван 111 использовал в своей Великокняжеской печати, а уж затем это изображение легло в основу герба русского государства.

Вопрос 5 . Когда окончательно утверждается тип Российского герба — двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой?

Ответ: Герб в виде двуглавого орла с тремя коронами, скипетром и державой окончательно утверждается в 17 веке.

Комментарий ведущего . В 1625 году при первом Романове — Михаиле Федоровиче у орла появляется третья корона между двумя уже существовавшими. Три короны сохранились вплоть до распада Российской империи в 1917 году.

Короны, скипетр и держава в геральдике — это реалии царской, королевской императорской власти, общепринятых во всех государствах, где существует монархия.

Вопрос 6. Что означали три короны в гербе Российской империи?

Ответ: Три короны представляли три покоренных ханства — Казанское, Астраханское и Сибирское, которые вошли в состав России.

Комментарий ведущего. Но в 17 веке было и другое толкование трех корон: вера, надежда, любовь. В связи с этим можно предположить, что эти короны являются не только символами монархии.

Вопрос 7 . Почему сейчас, глядя на наш герб, можем предположить, что изображение корон не является символом монархии?

Ответ: Потому что и в сегодняшнем гербе РФ присутствуют три короны, хотя монархии нет.

Комментарий ведущего. Сегодня наличие трех корон трактуют еще как три ветви власти: исполнительной, представительной и судебной.

Вопрос 8. Что означает скипетр и держава в лапах орла?

Ответ: Скипетр — символ защиты независимости государства.

Держава — символ единства, целостности государства.

Вопрос 9. Мы уже говорили о том, что изображение двуглавого орла на гербе пришло к нам из Византии, где двуглавый орел символизировал принадлежность к императорскому двору.

Чем изображение двуглавого орла в нашем гербе существенно отличается от его византийского изображения?

Ответ: В Российском гербе на груди орла на щите изображен всадник на коне, поражающий копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В Византийском изображении всадника не было.

Комментарий ведущего: В гербе русского государства на груди орла изображен всадник на коне. Всадник на коне — это древнейший герб Москвы. Также вооруженный всадник был изображен на лицевой стороне великокняжеской печати Ивана III и оказался впоследствии на гербе неслучайно. Во-первых, он символизировал рыцаря — дворянина, который всегда должен был сражаться на коне. Во-вторых, в сознании русских людей всадник (издавна изображавшийся на монетах, печатях) ассоциировался с правителями Руси — князем, царем, великим государем.

Вопрос 10. А кем считали всадника, изображенного на гербе Российского государства?

Ответ: Всадника, поражающего змея, дракона считали святым Георгием Победоносцем.

Комментарий ведущего: С 1727 года всадник на щитке орла, поражающий змея в государственных документах называется Св. Георгием Победоносцем. Это древнейший герб Москвы. Над его головой был изображен нимб, который был принадлежностью православных святых. Но в сегодняшнем гербе у него нимба над головой нет. Это важная деталь, ведь в России живут не одни православные, и это значит, что сегодня это просто всадник, просто символ борьбы добра со злом.

Вопрос 11. Что отражает Государственный герб РФ?

Ответ: В Государственном гербе отражено величие России, ее мощь, сила и великодушие.

Вопрос 12. Где размещается Государственный герб РФ?

Ответ:

— на фасаде официальной резиденции Президента РФ;

— на фасадах зданий Совета Федерации и Государственной Думы, правительства РФ, Верховного, Высшего арбитражного судов;

— на фасадах зданий дипломатических правительств РФ за границей;

— в рабочем кабинете Президента РФ;

— в залах заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Комментарий ведущего : Подведение итогов по теме Герб РФ.

Сектор 2. Флаг РФ.

Ведущий: Очень интересна история Государственного Флага нашей страны, известного под названием «БеСиК» или «БеСиКр» (бело-сине-красный). Возник «триколор» в конце 17 века, но официальным флагом империи стал только в 1896 году, но просуществовал, имея двухсотлетнюю историю, всего до лет — до 1917 года. Вот об истории и значении флага мы сейчас и поговорим.

Вопрос 1. Что такое «флаг»?

Ответ: «Флаг — прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов» [1].

Вопрос 2. Что такое Государственный флаг государства?

Ответ: Государственный флаг — официальный символ власти, олицетворяет суверенитет государства.

Вопрос 3. Какие разновидности флагов вы знаете?

Ответ: На протяжении мировой истории существовало большое разнообразие знамен — политические, религиозные, символические и, конечно же, боевые. [2]

Вопрос 4. Какой вид знамен был основным в Древней Руси?

Ответ: На Руси основным видом знамен являлись боевые (не считая церковных хоругвей).

Вопрос 5. Какой вид имели славянские знамена?

Ответ: Славянские знамена имели вид шеста (возможно с пучком травы или конской гривой вверху). С течением времени трава, и грива заменились материей ярких цветов. Они назывались стягами (древнерусское слово, обозначающее жердь, палку, шест).

Комментарий ведущего . Постепенно размеры полотнища увеличивались, с принятием христианства на Руси на них стали помещать изображения креста и святых. Так, войска Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались под «червным» (багряно-красным) стягом с изображением нерукотворного спаса.

Вопрос 6. Использовали ли государи на Руси единое знамя для всего государства?

Ответ: Единого знамени на Руси не было. В качестве государственных, изготавливаемых в единственном экземпляре, государи использовали разные стяги, даже во время правления одного и того же государя вывешивались флаги разных цветов.

Вопрос 7. Кто впервые ввел «БеСиК» — трехцветный флаг?

Ответ : Трехцветный стяг появился в правление Алексея Михайловича.

Комментарий ведущего: «В 1667–1669 годах на Оке был построен корабль «Орел» с флотилией (4 маленьких корабля) для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море. Капитан «Орла» Д. Бутлер обратился к правительству России с вопросом, какой флаг поднять на корабле. Вопрос явился далеко не праздным — в международных водах, он позволял определить принадлежность корабля к тому или иному государству.

«На кораблях бывает — которого государства корабль, того государства бывает и знамя» [3].

Поэтому пришлось царю Алексею Михайловичу решать вопрос о государственных цветах России. В результате царю были представлены белый, красный и синий цвета.

Вопрос 8. Что символизировали эти цвета?

Ответ: Красный цвет символизировал отвагу, героизм, огонь;

Синий — небо, целомудрие, верность, духовность, веру;

Белый — мир, чистоту, правду, благородство, невинность.

Комментарий ведущего: Эти три цвета являлись предпочтительными и традиционными цветами русского народа.

Существует расхожее мнение, что государственные цвета России были заимствованы из голландского флага. Возможно, что при составлении государственных цветов он и учитывался, но в цветовой гамме разнообразных русских древних знамен и стягов преобладающими являлись именно белый, синий и красный цвета — например у стрельцов.

Вопрос 9. Что изменилось во времена царствования Петра 1?

Ответ: Петр 1 не стал изменять государственные цвета, утвержденные его отцом Алексеем Михайловичем, но определил точное расположение горизонтальных полос: белый, синий, красный.

Комментарий ведущего: Расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу — физический (красный) плотский, выше — синий), небесный, еще выше — божественный (белый) — Вера, синий — Надежда, красный — Любовь.

Вопрос 10 . Каким стал флаг в после петровскую эпоху?

Ответ: Бело-сине-красным флагом, как флаг Российского государства был поднят над всеми кораблями торгового флота и за рубежом его хорошо знали. Но Александр II высочайше утвердил еще один флаг черно-желто-белый.

Комментарий ведущего: Как не парадоксально, именно этот черно-желто-белый флаг стал первым, официально узаконенным флагом Российской империи, поскольку «БеСиК» не удостоился подобной чести, несмотря на свою популярность. И отныне «БеСиК» разрешалось поднимать на частновладельческих постройках и гражданских судах.

Вопрос 11. Когда «БеСиК» стал официальным государственным флагом в России?

Ответ: При Николае II. Традиции Петра I взяли верх и в 1896 году 21 апреля особое совещание при Министерстве юстиции постановило: «Народным» или «Государственным» для всей империи должен окончательно считаться бело-сине-красный и никакой другой.

Комментарий ведущего: Бело-сине-красный флаг как государственный просуществовал недолго. После революции, с поражением Белого движения и эвакуацией Белой армии в октябре-ноябре 1920 года «БеСиК», под которым воевали белые, покинул страну почти на столетие.

А Государственным флагом Советской России большевики утвердили Красный флаг.

Вопрос 12. Когда в Российской Федерации был возвращен триколор?

Ответ: 8 апреля 1991 года Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага как государственного и 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным национальным флагом Российской федерации». [4]

Комментарий ведущего: В настоящее время возродился Российский трехцветный флаг. Восстановление этого его в качестве государственного является вполне закономерным. Обновленной России стали необходимы символы, овеянные славой и доблестью наших соотечественников, символы, свободные от идеологий и классовых предрассудков, символы, объединяющие нацию.

Российский триколор отвечает всем важнейшим требованиям, которые предъявляются к государственным символам.

Во-первых, историческая преемственность. Цвета нашего флага имеют глубокий смысл, они издавна применялись на русских знаменах. Поэтому являются одновременно как официальными государственными, так и народными национальными.

Во-вторых, на современном флаге России отсутствуют идеологические, религиозные, политические и иные признаки. Наш флаг всесословен, вне классов, вне партий, а поэтому постоянен.

В-третьих, наш флаг узнаваем, что является непременным качеством, соответствующим любому государственному флагу.

Комментарий ведущего : Давайте подведем итог 2 тура и всей нашей игры и определим команду-победительницу и лучшего игрока.

Литература:

  1. Символы Отчизны (nbrkomi.ru)
  2. Что такое флаг и зачем он нужен? — Promdevelop
  3. http://casp-geo.ru/
  4. https://www.prlib.ru/

Ключевые слова

гимн, Российская Федерация, герб, флаг, символы России, триколор, БеСиК

Похожие статьи

Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства

В статье рассматриваются особенности проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеяны славой флаг наш и герб», как средство патриотического воспитания обучающихся средней школы.

Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»

Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».

История формирования государственных символов России

Автор прослеживает историю развития государственных символов государства — герба, флага и гимна, определяя смысловые значения их элементов в разные периоды российской истории. Отмечается преемственность в изображении государственных символов, а также...

История родного края

В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.

Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Прародитель комплекса ГТО

В начале прошлого века в Россию прибывало множество зарубежных специалистов различных сфер деятельности. Область физической культуры тоже не осталась в стороне. Многие иностранцы внесли вклад в совершенствование и развитие спорта в нашей стране, в то...

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...

Похожие статьи

Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства

В статье рассматриваются особенности проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеяны славой флаг наш и герб», как средство патриотического воспитания обучающихся средней школы.

Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»

Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».

История формирования государственных символов России

Автор прослеживает историю развития государственных символов государства — герба, флага и гимна, определяя смысловые значения их элементов в разные периоды российской истории. Отмечается преемственность в изображении государственных символов, а также...

История родного края

В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.

Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Прародитель комплекса ГТО

В начале прошлого века в Россию прибывало множество зарубежных специалистов различных сфер деятельности. Область физической культуры тоже не осталась в стороне. Многие иностранцы внесли вклад в совершенствование и развитие спорта в нашей стране, в то...

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...

Задать вопрос