Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России»
Авторы: Коноваленко Елена Александровна, Гашкова Валентина Григорьевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии внеклассных занятий
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (29) май 2023 г.
Дата публикации: 01.05.2023
Статья просмотрена: 226 раз
Библиографическое описание:
Коноваленко, Е. А. Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России» / Е. А. Коноваленко, В. Г. Гашкова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 3 (29). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/249/8329/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященной изучению символики Российской Федерации.
Ключевые слова: символы России, герб, флаг, Российская Федерация, триколор, БеСиК, гимн.
Ведущий : Сегодня мы будем говорить о государственной символике, истории и значении государственных символов.
В каждом государстве есть эти символы, отражающие его особенности. Давайте вспомним основные символы, которые существуют у каждого государства (Ответы участников). Правильно, это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Наша страна, как и другие государства, также имеет свои символы, в котором в качестве эмблем государственной власти используются условные изображения. Наш турнир предполагает выявить знатоков истории и значения Герба и флага Российской Федерации. (Объясняются условия игры, представляются члены жюри, за игровые столы приглашаются команды игроков, с помощью волчка на игровом поле определяется сектор, по тематике которого будут задаваться вопросы).
Сектор 1. Герб РФ.
Вопрос 1 . Что такое герб?
Ответ: Герб (от польского herb, немецкого erbe — наследство) — это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица.
Комментарий ведущего: Государственный герб — официальная эмблема государства, которая символически отражает существующий в государстве социально-политический строй, его национальные, экономические, исторические и другие особенности. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране и в конкретный исторический период. Утверждаются специальным законодательным актом.
Вопрос 2 . Когда был утвержден Герб Российской Федерации?
Ответ: Герб РФ был утвержден 25 декабря 2000 года.
Вопрос 3 . А теперь поговорим об истории гербов. С какого времени существуют гербы, когда они возникли?
Ответ: Древнейшими прообразами гербов были тотемные изображения животных — покровителей племени или рода, которые использовали в первобытном обществе с целью выделить себя среди других родов, показать свое отличие.
Комментарий ведущего: Изображение тотема можно условно назвать гербом племени. Так что точной даты изготовления первого гербового изображения никто не назовет. Первыми гербами были эмблемы, часто повторяющиеся на монетах, медалях и печатях.
Вопрос 4. Вспомним историю герба нашего государства. Когда впервые изображение двуглавого орла, легшего в основу будущего герба государства, появилось на Руси?
Ответ: В конце 15 века во время царствования Ивана 111.
Комментарий ведущего: Российскому геральдическому двуглавому орлу более пяти веков. Как символ государственности двуглавый орел впервые «взлетел» на Руси в правление Ивана 111. Появление в феодальной Руси двуглавого орла исследователи связывают с женитьбой Великого князя Московского Ивана 111 на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Именно это событие привело к появлению двуглавого орла, который хоть и не был гербом Византии, но символизировал знак принадлежности к императорскому двору и который лег в основу герба Московского государства в 1480 году, после принятия Иваном 111 титула «Государя Всея Руси».
Вопрос 4 . Где первоначально Иван 111 использовал изображение двуглавого орла?
Ответ : Это изображение Иван 111 использовал в своей Великокняжеской печати, а уж затем это изображение легло в основу герба русского государства.
Вопрос 5 . Когда окончательно утверждается тип Российского герба — двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой?
Ответ: Герб в виде двуглавого орла с тремя коронами, скипетром и державой окончательно утверждается в 17 веке.
Комментарий ведущего . В 1625 году при первом Романове — Михаиле Федоровиче у орла появляется третья корона между двумя уже существовавшими. Три короны сохранились вплоть до распада Российской империи в 1917 году.
Короны, скипетр и держава в геральдике — это реалии царской, королевской императорской власти, общепринятых во всех государствах, где существует монархия.
Вопрос 6. Что означали три короны в гербе Российской империи?
Ответ: Три короны представляли три покоренных ханства — Казанское, Астраханское и Сибирское, которые вошли в состав России.
Комментарий ведущего. Но в 17 веке было и другое толкование трех корон: вера, надежда, любовь. В связи с этим можно предположить, что эти короны являются не только символами монархии.
Вопрос 7 . Почему сейчас, глядя на наш герб, можем предположить, что изображение корон не является символом монархии?
Ответ: Потому что и в сегодняшнем гербе РФ присутствуют три короны, хотя монархии нет.
Комментарий ведущего. Сегодня наличие трех корон трактуют еще как три ветви власти: исполнительной, представительной и судебной.
Вопрос 8. Что означает скипетр и держава в лапах орла?
Ответ: Скипетр — символ защиты независимости государства.
Держава — символ единства, целостности государства.
Вопрос 9. Мы уже говорили о том, что изображение двуглавого орла на гербе пришло к нам из Византии, где двуглавый орел символизировал принадлежность к императорскому двору.
Чем изображение двуглавого орла в нашем гербе существенно отличается от его византийского изображения?
Ответ: В Российском гербе на груди орла на щите изображен всадник на коне, поражающий копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В Византийском изображении всадника не было.
Комментарий ведущего: В гербе русского государства на груди орла изображен всадник на коне. Всадник на коне — это древнейший герб Москвы. Также вооруженный всадник был изображен на лицевой стороне великокняжеской печати Ивана III и оказался впоследствии на гербе неслучайно. Во-первых, он символизировал рыцаря — дворянина, который всегда должен был сражаться на коне. Во-вторых, в сознании русских людей всадник (издавна изображавшийся на монетах, печатях) ассоциировался с правителями Руси — князем, царем, великим государем.
Вопрос 10. А кем считали всадника, изображенного на гербе Российского государства?
Ответ: Всадника, поражающего змея, дракона считали святым Георгием Победоносцем.
Комментарий ведущего: С 1727 года всадник на щитке орла, поражающий змея в государственных документах называется Св. Георгием Победоносцем. Это древнейший герб Москвы. Над его головой был изображен нимб, который был принадлежностью православных святых. Но в сегодняшнем гербе у него нимба над головой нет. Это важная деталь, ведь в России живут не одни православные, и это значит, что сегодня это просто всадник, просто символ борьбы добра со злом.
Вопрос 11. Что отражает Государственный герб РФ?
Ответ: В Государственном гербе отражено величие России, ее мощь, сила и великодушие.
Вопрос 12. Где размещается Государственный герб РФ?
Ответ:
— на фасаде официальной резиденции Президента РФ;
— на фасадах зданий Совета Федерации и Государственной Думы, правительства РФ, Верховного, Высшего арбитражного судов;
— на фасадах зданий дипломатических правительств РФ за границей;
— в рабочем кабинете Президента РФ;
— в залах заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.
Комментарий ведущего : Подведение итогов по теме Герб РФ.
Сектор 2. Флаг РФ.
Ведущий: Очень интересна история Государственного Флага нашей страны, известного под названием «БеСиК» или «БеСиКр» (бело-сине-красный). Возник «триколор» в конце 17 века, но официальным флагом империи стал только в 1896 году, но просуществовал, имея двухсотлетнюю историю, всего до лет — до 1917 года. Вот об истории и значении флага мы сейчас и поговорим.
Вопрос 1. Что такое «флаг»?
Ответ: «Флаг — прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов» [1].
Вопрос 2. Что такое Государственный флаг государства?
Ответ: Государственный флаг — официальный символ власти, олицетворяет суверенитет государства.
Вопрос 3. Какие разновидности флагов вы знаете?
Ответ: На протяжении мировой истории существовало большое разнообразие знамен — политические, религиозные, символические и, конечно же, боевые. [2]
Вопрос 4. Какой вид знамен был основным в Древней Руси?
Ответ: На Руси основным видом знамен являлись боевые (не считая церковных хоругвей).
Вопрос 5. Какой вид имели славянские знамена?
Ответ: Славянские знамена имели вид шеста (возможно с пучком травы или конской гривой вверху). С течением времени трава, и грива заменились материей ярких цветов. Они назывались стягами (древнерусское слово, обозначающее жердь, палку, шест).
Комментарий ведущего . Постепенно размеры полотнища увеличивались, с принятием христианства на Руси на них стали помещать изображения креста и святых. Так, войска Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались под «червным» (багряно-красным) стягом с изображением нерукотворного спаса.
Вопрос 6. Использовали ли государи на Руси единое знамя для всего государства?
Ответ: Единого знамени на Руси не было. В качестве государственных, изготавливаемых в единственном экземпляре, государи использовали разные стяги, даже во время правления одного и того же государя вывешивались флаги разных цветов.
Вопрос 7. Кто впервые ввел «БеСиК» — трехцветный флаг?
Ответ : Трехцветный стяг появился в правление Алексея Михайловича.
Комментарий ведущего: «В 1667–1669 годах на Оке был построен корабль «Орел» с флотилией (4 маленьких корабля) для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море. Капитан «Орла» Д. Бутлер обратился к правительству России с вопросом, какой флаг поднять на корабле. Вопрос явился далеко не праздным — в международных водах, он позволял определить принадлежность корабля к тому или иному государству.
«На кораблях бывает — которого государства корабль, того государства бывает и знамя» [3].
Поэтому пришлось царю Алексею Михайловичу решать вопрос о государственных цветах России. В результате царю были представлены белый, красный и синий цвета.
Вопрос 8. Что символизировали эти цвета?
Ответ: Красный цвет символизировал отвагу, героизм, огонь;
Синий — небо, целомудрие, верность, духовность, веру;
Белый — мир, чистоту, правду, благородство, невинность.
Комментарий ведущего: Эти три цвета являлись предпочтительными и традиционными цветами русского народа.
Существует расхожее мнение, что государственные цвета России были заимствованы из голландского флага. Возможно, что при составлении государственных цветов он и учитывался, но в цветовой гамме разнообразных русских древних знамен и стягов преобладающими являлись именно белый, синий и красный цвета — например у стрельцов.
Вопрос 9. Что изменилось во времена царствования Петра 1?
Ответ: Петр 1 не стал изменять государственные цвета, утвержденные его отцом Алексеем Михайловичем, но определил точное расположение горизонтальных полос: белый, синий, красный.
Комментарий ведущего: Расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу — физический (красный) плотский, выше — синий), небесный, еще выше — божественный (белый) — Вера, синий — Надежда, красный — Любовь.
Вопрос 10 . Каким стал флаг в после петровскую эпоху?
Ответ: Бело-сине-красным флагом, как флаг Российского государства был поднят над всеми кораблями торгового флота и за рубежом его хорошо знали. Но Александр II высочайше утвердил еще один флаг черно-желто-белый.
Комментарий ведущего: Как не парадоксально, именно этот черно-желто-белый флаг стал первым, официально узаконенным флагом Российской империи, поскольку «БеСиК» не удостоился подобной чести, несмотря на свою популярность. И отныне «БеСиК» разрешалось поднимать на частновладельческих постройках и гражданских судах.
Вопрос 11. Когда «БеСиК» стал официальным государственным флагом в России?
Ответ: При Николае II. Традиции Петра I взяли верх и в 1896 году 21 апреля особое совещание при Министерстве юстиции постановило: «Народным» или «Государственным» для всей империи должен окончательно считаться бело-сине-красный и никакой другой.
Комментарий ведущего: Бело-сине-красный флаг как государственный просуществовал недолго. После революции, с поражением Белого движения и эвакуацией Белой армии в октябре-ноябре 1920 года «БеСиК», под которым воевали белые, покинул страну почти на столетие.
А Государственным флагом Советской России большевики утвердили Красный флаг.
Вопрос 12. Когда в Российской Федерации был возвращен триколор?
Ответ: 8 апреля 1991 года Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага как государственного и 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным национальным флагом Российской федерации». [4]
Комментарий ведущего: В настоящее время возродился Российский трехцветный флаг. Восстановление этого его в качестве государственного является вполне закономерным. Обновленной России стали необходимы символы, овеянные славой и доблестью наших соотечественников, символы, свободные от идеологий и классовых предрассудков, символы, объединяющие нацию.
Российский триколор отвечает всем важнейшим требованиям, которые предъявляются к государственным символам.
Во-первых, историческая преемственность. Цвета нашего флага имеют глубокий смысл, они издавна применялись на русских знаменах. Поэтому являются одновременно как официальными государственными, так и народными национальными.
Во-вторых, на современном флаге России отсутствуют идеологические, религиозные, политические и иные признаки. Наш флаг всесословен, вне классов, вне партий, а поэтому постоянен.
В-третьих, наш флаг узнаваем, что является непременным качеством, соответствующим любому государственному флагу.
Комментарий ведущего : Давайте подведем итог 2 тура и всей нашей игры и определим команду-победительницу и лучшего игрока.
Литература:
- Символы Отчизны (nbrkomi.ru)
- Что такое флаг и зачем он нужен? — Promdevelop
- http://casp-geo.ru/
- https://www.prlib.ru/
Похожие статьи
Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства
В статье рассматриваются особенности проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеяны славой флаг наш и герб», как средство патриотического воспитания обучающихся средней школы.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
История формирования государственных символов России
Автор прослеживает историю развития государственных символов государства — герба, флага и гимна, определяя смысловые значения их элементов в разные периоды российской истории. Отмечается преемственность в изображении государственных символов, а также...
История родного края
В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.
Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе
В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.
Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение
В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Прародитель комплекса ГТО
В начале прошлого века в Россию прибывало множество зарубежных специалистов различных сфер деятельности. Область физической культуры тоже не осталась в стороне. Многие иностранцы внесли вклад в совершенствование и развитие спорта в нашей стране, в то...
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Похожие статьи
Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства
В статье рассматриваются особенности проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеяны славой флаг наш и герб», как средство патриотического воспитания обучающихся средней школы.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
История формирования государственных символов России
Автор прослеживает историю развития государственных символов государства — герба, флага и гимна, определяя смысловые значения их элементов в разные периоды российской истории. Отмечается преемственность в изображении государственных символов, а также...
История родного края
В статье разработан ряд дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе Самаре, его истории, архитектуре и природе родного края.
Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе
В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.
Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение
В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Прародитель комплекса ГТО
В начале прошлого века в Россию прибывало множество зарубежных специалистов различных сфер деятельности. Область физической культуры тоже не осталась в стороне. Многие иностранцы внесли вклад в совершенствование и развитие спорта в нашей стране, в то...
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...