Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников
Автор: Соколова Ольга Анатольевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.
Дата публикации: 05.04.2016
Статья просмотрена: 2204 раза
Библиографическое описание:
Соколова, О. А. Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников / О. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/851/ (дата обращения: 16.11.2024).
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Черное море — это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» — растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, что решение ее должно стать одной из приоритетных задач учителя.
Особое место на пути успешной социализации личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Я согласна с тем, что экологическое воспитание является средством социализации личности, т. к. под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться — то есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.
Процесс формирования экологического воспитания рассматривается как единство трех проблем:
– широкое разъяснение губительных последствий загрязнения среды обитания;
– приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества;
– формирование экологического сознания.
Экологическая культура включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство «Гражданина планеты Земля».
Для меня, школьного учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда.Я хочу и стараюсь донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реки, на берегах которых часто устраивают свалки мусора; за луга, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.
Ребёнок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по формированию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы.
Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Уже в 1 классе на динамической паузе мы ходим на экскурсию в школьный парк, наблюдаем за сезонными изменениями в природе, играем в познавательные игры, такие как “Найди дерево по его приметам”, «Послушаем звуки». Ребята читают стихи о природе, загадывают загадки, вместе играем в такие подвижные игры, как «Паучок на паутинке», «Море волнуется», «Путешествие к волшебному озеру», «Кот Котофей». и т. д.. Эти игры стимулируют получение экологических знаний, закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой.
Во время экскурсии собираем осенние листья, а на уроках технологии и изобразительного искусства выполняем работу из осенних листьев: “Осенний ковёр”, “На поляне”, “Бабочки” и другие. Весной находим первые весенние цветы — подснежники, узнаем о пользе одуванчиков, наблюдаем за течением ручейков и т. д.
Но самая интересная экскурсия — это, конечно же, на реку Иргиз, где любуемся течением реки, наблюдаем за суетливыми лягушками, рассматриваем камешки… После каждой экскурсии обязательно задаю вопросы:
Что дало вам общение с природой?
Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?
Уроки окружающего мира обладают наибольшими возможностями в экологическом воспитании школьников. Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваем связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком.
Я стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи, практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии, даю задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.
Например, изучая тему “Вода в природе”, особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов.
В 1 классе ввожу игровые моменты, например, заочная экскурсия на речку. Дети удочкой ловят из импровизированной речки предметы, загрязняющие ее: банки, бутылки, бумажки, стёкла и объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.
Во 2 и 3 классах дети знакомятся с состоянием воды, с круговоротом воды в природе, с методами очистки воды, с экологическими задачами по охране водоёмов от загрязнения их отходами от фабрик и заводов, говорят об экономном и бережном расходовании воды в хозяйстве, изготавливают запрещающие знаки природы.
Важным условием экологического воспитания является — использование местного краеведческого материала. Своих учеников я знакомлю с тем, что на территории нашего Большечерниговского района (Самарской области) 14 особо охраняемых природных территорий (Балка Кладовая, Грызлы, Каменные лога, Верблюдка, истоки Большого Иргиза, Кошкинская Балка, Барсучиха, Большечерниговские лесополосы, Поляковское водохранилище, пруд Головной на реке Гусиха, Сестринские окаменелости, Синий сырт) и тюльпан Шренк, занесенный в Красную Книгу России
На уроках математики я использую задачи на экологическую тему. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, но и способствует экологическому образованию.
Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.
С учениками мы составляем и решаем задачи, в которых узнаем сколько весит израсходованная тобою бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить, сколько лет растёт дерево, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?
«На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?»
Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера.
«Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около трехсот гусениц; дятлы — в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?»
Решение таких задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы.
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на улицах, является лучшим «пылесосом»:
15*8-(48+49)=?
Берёза — 28 Сосна — 17 Тополь — 23
Выясняем с детьми, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города.
Математические раскраски — это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала. Предлагаю учащимся раскрасить определённым образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется.
Во время устного счёта или на уроках закрепления материала используют книжки — малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. Например, показываю книжку, на обложке которой изображен лось. Спрашиваю: «О ком рассказывается в этой книжке? Что о нём знаете?» Предлагаю прочитать и решить задачу: «В лесах России обитает одно из самых крупных животных суши — лось. Летом за сутки он съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?» Можно предложить детям самим сделать книжки-задачки. Только им надо подсказать, где найти материал о каком-либо растении, животном, природном явлении.
Для своих уроков я разработала интегрированную проверочную работу «Колибри». В тексте для проверки техники чтения, учащиеся сначала познакомились с разными видами колибри, ее размерами, количеством взмахов крыльев в секунду, ударов сердца в минуту, чем и как питаются, а затем выполнили экологические задания. Такая работа не оставила детей равнодушными. Ребята продолжили самостоятельно знакомиться с этой красивой и интересной птицей.
Приведённые примеры показывают, что на уроках математики в ходе выполнения экологических заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.
Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, желудь и т. д.). Учащиеся рассказывают всё, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенные этими словами.
Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значение пословиц: «Лес и вода — брат и сестра», «Много леса — береги, мало леса — посади». Составляем рассказ по картинке или на заданную тему, пишем сочинения на такие темы как «Пробуждение природы», «Путешествие скворца» и другие. На уроке описываем какое-либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова, т. е. формируют мотивы охраны природы.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включённые в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В.Бианки, о роли природы в творчестве А.Пушкина, С.Есенина, М.Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинаются с прослушивания музыки из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Предлагаю представить журчание весенних ручьёв, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматриваем репродукции картин В.Саврасова, И.Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф.Тютчева, В.Жуковского, А.Пушкина, Н.Некрасова, отрывки из прозаических произведений А.Чехова, М.Пришвина и др.
В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности по курсу «Экология» для 1–4 классов, где учитель использует разнообразные формы занятий: путешествие, экскурсию в природу, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, постановку опытов, а учащиеся организуют самостоятельный подбор материала, самостоятельную работу с энциклопедиями, дополнительной литературой, создают рисунки, поделки из природного материала, подготавливают сообщения, творческие работы. Особую роль играют ИКТ: просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций; создание и защита собственных презентаций.
Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Учащиеся 1–4 классов нашей школы являются активными участниками Всероссийских заочных олимпиад по окружающему миру, окружного конкурса «Зеленая планета», районного конкурса поделок из природного материала «Цветная карусель», школьных конкурсов поделок из промышленных отходов, в выставках цветов и т. д. Дети с огромной радостью участвуют в трудовом десанте на пришкольном участке, в акции по озеленению классных комнат и территории школьного парка, зимой открывают «птичьи столовые»
Системой работы с детьми в нашей школе стали традиционные ежегодные мероприятия: ярмарка «Августовские щедроты», «Проводы зимы», «День защиты детей». Активными участниками в подготовке и проведении этих мероприятий являются не только дети, но и их родители.
Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей моих учеников. Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится. Провожу родительские собрания на такие экологические темы, как «Вредным привычкам скажем: «Нет», «Режим дня младшего школьника», «Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке», «Компьютер в жизни школьника» и т. д.
Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой
В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях — экологических правилах, что является неотъемлемой частью успешной социализации личности.
Литература:
- Аголарова П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. — 2007. — № 12. с.68–70
- Бабакова Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, № 1.
- Кувватов С. А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 311с.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). — М.: ВАКО, 2008. — 288с.
- О. М. Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.
- Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
- Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru