Критериальная оценка учебных достижений
Авторы: Журавлева Людмила Александровна, Ковтюх Ирина Владимировна, Пышнограев Сергей Викторович
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.
Дата публикации: 08.04.2016
Статья просмотрена: 3922 раза
Библиографическое описание:
Журавлева, Л. А. Критериальная оценка учебных достижений / Л. А. Журавлева, И. В. Ковтюх, С. В. Пышнограев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/854/ (дата обращения: 16.11.2024).
В условиях внедрения ФГОС критериальная оценка учебных достижений становится насущной необходимостью. Она позволит обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся, повысить интерес к обучению в школе.
Традиционная система оценки, несмотря на её богатую историю и кажущуюся эффективность имеет ряд проблем и не отвечает современным требованиям. Это определяется следующими факторами:
– контроль состояния обучения, нося нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывает динамики изменений;
– контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс развития обучающихся;
– используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере, элементы содержания не усвоены;
– по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок обучающихся, недочетов в работе педагога, выявить факторы, влияющие на успеваемость.
На современном этапе развития при оценке образовательных достижений, выделяются три основные задачи:
– получение информации о состоянии учебных достижений учащихся;
– выявление тенденций изменения состояния учебных достижений;
– выявление факторов, оказывающих влияние на уровень учебных достижений.
В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне класса.
Здесь наиболее эффективной для организации обучения детей является система оценки, которая приближена к ученику, обеспечивает его постоянное взаимодействие с учителем, служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения. В международной практике такой подход носит название оценивание в классе — формирующее оценивание.
Главная цель оценивания в классе — помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика.
Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие:
– Как учится ученик и как лучше его обучать?
– Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить?
– В чём ученик испытывает трудности, и как они могут быть преодолены?
Используются разнообразные методы оценки — учебные задания, тесты, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и иные способы [3].
В условиях компетентностного и системно-деятельностного подхода особая роль уделяется развитию у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые они смогут применять вне зависимости от изучаемого предмета, а также в социальной жизни вне школы. Поэтому оценка учебных достижений в школе должна ориентироваться не только на контроль знаний, но и на мониторинг сформированности УУД. Она должна включать:
– предметные знания и умения;
– применение предметных знаний и умений на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);
– междисциплинарные умения (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст);
– умение работать с информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др.);
– овладение информационными технологиями (умениями работать с информацией с помощью компьютера);
– умения сотрудничать и работать в группах;
– умения учиться и самосовершенствоваться;
– умения решать проблемы и пр.
Отсюда выводится важность критериального оценивания — возможность учёта максимума пробелов в образовании учащегося.
Способы использования результатов оценки учебных достижений учащихся представлены на рис. 1.
Рис. 1. Использования результатов оценки учебных достижений[1].
Концептуальные положения использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся выдвинуты Р. М. Чудинским и А. А. Володиным:
- Одним из базовых аспектов проектирования и реализации педагогической технологии, а также ее оптимизации, является формирование и применение педагогом системы средств оценивания результатов индивидуальных учебных достижений обучающихся.
- Проектирование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся является необходимым аспектом профессиональной деятельности педагога.
- Система оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся обязательным образом должна быть поставлена в соответствие с оценкой индивидуальных воспитательных и внеучебных достижений обучающихся, как взаимосвязанных и неделимых в образовательном процессе составляющих.
- Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся осуществляется на двух уровнях:
а) организация педагогом внешнего входного, промежуточного и итогового контроля и оценки учебной деятельности обучающихся;
б) организация и самоорганизация проведения самооценки и самоконтроля обучающимися своей учебной деятельности.
Эти уровни использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся соответствует личностно-деятельностному и компетентностному подходам.
- При использовании системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся необходимо в дополнение к традиционным средствам использовать современные средства оценивания процессуального, содержательного и результативного аспектов учебной деятельности, рациональное и эффективное использование которых позволит более глубоко и полно оценить результаты учебной деятельности обучающихся, личностное развитие каждого обучающегося, его компетентность в предметной области, осуществить дифференциацию и индивидуализацию учебной деятельности, реализовать индивидуальную образовательную траекторию.
- Применение системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно соответствовать процессу и содержанию учебной деятельности обучающихся.
- Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно включать в себя овладение и применение обучающимися самооценки и самоконтроля своей учебной деятельности.
- Система внутришкольного, муниципального и регионального мониторингов на основании стандарта в рамках системы добровольной сертификации услуг по оценке индивидуальных учебных достижений обучающихся должна обеспечивать стандартизированную и формализованную объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений обучающихся [9].
Одним из важнейших факторов критериальной оценки учебных достижений, обеспечивающим в значительной мере её эффективность, является поддержка контакта со всем участниками образовательного процесса для оперативной корректировки образовательных траекторий, контроля и поддержки. Поэтому важно будет разработать систему информационного обеспечения учебного процесса. Достижение максимальной прозрачности позволит удовлетворить запросы все заинтересованных в результатах образования лиц.
Использование результатов учебных достижений учащихся школ имеет высокую вариативность — от рекламы образовательного учреждения, до контроля за усвоением учащимися образовательной программы.
Литература:
- Болотов В. А. Вальдман И. А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. — 2012. — № 4. — С. 41–51.
- Вальдман И. А. Особенности организации мониторинга учебных достижений в странах мира: национальная программа оценки NAPLAN Австралии // Проблемы современного образования. — 2013. — № 2. — С. 5–18.
- Вальдман И. А. Подходы к управлению качеством образования на основе использования процедур оценки образовательных достижений учащихся // Управление образованием: Теория и практика. — 2013. — № 4. — С. 53–66.
- Воробьёва Т. Г. Проблема регулятивных учебных действий // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1 (8). — С. 91–92.
- Галеева Н. Л. Ресурсы учебного успеха ученика // Справочник заместителя директора школы. — 2010. — № 4. — С.20–32.
- Галеева Н. Л. Спасская Н. П. Система мониторинга эффективности ОП на основе определения ЗБР каждого ученика // Завуч. — 1999. — № 1. — С.31–37.
- Гущина Т. Н. Роль образовательной среды в развитии субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей: опыт исследования // Вестник КГУ им. Некрасова. — 2010. — Т. 16. — С. 86–90.
- Орлова К. В. О контроле и оценке в истории отечественной школы и педагогики // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 11. — С. 77–79.
- Чудинский Р. М. Володин А. А. Региональная система индивидуальных учебных достижений обучающихся // Школа будущего. 2010. № 3. С. 35–46.
- Шихарьянц Е В. Оценка учебных достижений учащихся в системе общего образования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Ч. 1. Новосибирск, 2010. — С. 112–115.
- Шляхова Н. И. Инновационные системы оценки учебных достижений учащихся в мониторинге активности обучения // Актуальные проблемы современной науки. — 2014. — Вып. 3. — Т. 1. — С. 60–63.
[1] Схема составлена на основе статьи Болотов В. А. Вальдман И. А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 41 – 51.