Проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС ООО | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.

Дата публикации: 07.04.2016

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Ульянов, И. А. Проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС ООО / И. А. Ульянов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 32-40. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/855/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье приведен пример выполнения ученического исследовательского проекта по предмету история, показаны основные этапы выполнения проекта, его структурные компоненты в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Паспорт проекта

  1. Название: «Елочная игрушка периода «хрущевской оттепели» как исторический источник».
  2. Авторы работы: Фредериксен Кирилл Антонович, Медведев Егор Александрович, учащиеся 7 класса.
  3. Руководитель проекта: Ульянов Илья Александрович, учитель истории и обществознания.
  4. Вид проекта:

a) По содержанию: монопредметный;

b) По количеству участников: парный;

c) По характеру контактов: внутриклассный;

d) По характеру координации: со скрытой координацией;

e) По доминирующей деятельности участников: информационно-исследовательский;

f) По продолжительности: недельный (30–40 часов);

g) По виду конечного продукта: письменный.

  1. Цельрассмотреть и проанализировать елочные игрушки периода пребывания у власти Н. С. Хрущева как исторический источник.
  2. Задачи исследования:

a) Познакомиться с основными событиями рассматриваемой эпохи;

b) Найти в различных источниках информации (книги, интернет и т. д.) все возможные изображения ёлочных игрушек рассматриваемого периода (или сами игрушки);

c) Проанализировать их содержание на возможное отражение в них исторических реалий того времени;

d) Выделить основные темы, нашедшие отражение в ёлочной игрушке того времени;

e) Сформулировать основные цели изготовления ёлочных игрушек с историческим информационным подтекстом.

  1. Содержание хода выполнения проекта — соответствует поставленным задачам.
  2. Выводы ополученных результатах: Главные темы, которые нашли свое отражение на новогодней елке в период пребывания у власти Н. С. Хрущева — это:

1) освоение человечеством космоса;

2) сельскохозяйственная тематика;

3) посуда и простейшие бытовые приборы, которых не хватало в жизни;

4) отражение популярного кинематографа;

5) игрушки в виде сосулек (символизируя эпоху оттепели).

Как нам кажется, это делалось по нескольким причинам:

1) пропаганда достижений СССР;

2) воспитание подрастающего поколения.

  1. Практическая значимость данной работы. Материалы, собранные в ходе этой работы, могут быть использованы в дальнейшем:

1) для выступления с докладом на уроках истории в рамках соответствующей темы (в 9 классе);

2) как база для дальнейшего исследования темы.

  1. Ссылки на используемые материалы: [совпадают со списком литературы в конце статьи].

Далее приведем текст итоговой работы, выполненной учащимися под руководством учителя.

ПРОЕКТ

«Елочная игрушка периода «хрущевской оттепели» как исторический источник»

Исторические источники — это все, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для его научного познания, т. е. все, созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни. Вводные занятия данного кружка посвящены определению понятия исторических источников, выделению их видов. Как известно, существуют различные классификации исторических источников. Нужно четко отдавать себе отчет, что все они носят условный характер. Мы предлагаем в качестве основы наиболее распространенную классификацию, основанную на принципе носителя информации. Она включает в себя следующие виды:

 Письменные (летописи, жития, письма и пр.);

 Вещественные (орудия труда, предметы быта и пр.);

 Этнографические (нравы и обычаи);

 Устные (фольклор — былины, сказки, песни и пр.);

 Лингвистические (данные языка);

 Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы).

Мы в своей работе остановимся на таком интересном источнике, как елочная игрушка, т. е. на вещественных источниках. Конкретно же мы рассмотрим, как в новогодней елочной игрушке отразились события «хрущевской оттепели».

Таким образом, цель работы — рассмотреть и проанализировать елочные игрушки периода пребывания у власти Н. С. Хрущева как исторический источник. Отсюда вытекают следующие задачи, соответствующие этапам выполнения работы:

  1. Познакомиться с основными событиями рассматриваемой эпохи;
  2. Найти в различных источниках информации (книги, интернет и т. д.) все возможные изображения ёлочных игрушек рассматриваемого периода (или сами игрушки);
  3. Проанализировать их содержание на возможное отражение в них исторических реалий того времени;
  4. Выделить основные темы, нашедшие отражение в ёлочной игрушке того времени;
  5. Сформулировать основные цели изготовления ёлочных игрушек с историческим информационным подтекстом.

Актуальность. В наше время ёлочная игрушка — обычный продукт массового производства, представляющий собой огромное разнообразие видов. Придя накануне Нового года в магазин можно увидеть несчетное количество всяких разных игрушек, отличающихся по форме, цвету, материалу и т. д. Функциональность таких игрушек ясна всем — создание атмосферы праздника, радости и веселья в каждом доме. То есть, цель их одна, она ограничена. Но, так было не всегда. В Советское время ёлочные игрушки создавались вручную, каждая игрушка была индивидуальна и, к тому же, несла в себе огромную смысловую нагрузку. Особенно это прослеживается на игрушках именно в период «хрущевской оттепели».

«Хрущёвская оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛага, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1953–1964).

Коренные изменения данного периода истории нашей страны нашли свое отражения практически во всех сферах: литературе, кино, театре и пр. Основные черты эпохи просматриваются в анекдотах того времени и даже в мультипликации. Мы же, как уже говорилось выше, остановимся на том, как эти изменения нашли свое отражение в елочной игрушке того времени.

Новизна. По данной теме на просторах интернета мы встретили лишь отдельные упоминания про те или иные игрушки. В основном везде говориться про кукурузу. Остальные же игрушки либо не упомянуты вообще, либо задеты лишь вскользь. Мы же в своей работе постараемся дать общий обзор (на сколько это возможно) елочных игрушек, отражающих в себе исторические события.

Основная часть

В первую очередь необходимо отметить отражение на новогодней елке достижений СССР восвоении космического пространства.

1) 4 октября 1957 года был запущен Спутник-1 — первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат. Кодовое обозначение спутника — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществился с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром «Байконур») на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Над созданием искусственного спутника Земли, во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым, работали учёные М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимов, В. И. Лапко, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.

Спутник имел большое политическое значение. Его полёт увидел весь мир, излучаемый им сигнал мог услышать любой радиолюбитель в любой точке земного шара. Журнал «Радио» заблаговременно опубликовал подробные рекомендации по приёму сигналов из космоса. Это шло вразрез с представлениями о сильной технической отсталости Советского Союза. Запуск первого спутника нанёс по престижу США сильный удар.

Дата запуска считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск.

2) 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Значение полета Юрия Гагарина для развития мировой культуры особенно велико потому, что он стал первым в истории человеком, который сумел взглянуть на планету из космоса, увидеть Землю как целостную живую систему, в которой человечество взаимодействует с биосферой. Впечатления первого космонавта положили начало воспитанию у человечества космического сознания, отличного от доминировавшего многие века геоцентрического восприятия мира. Этот — воспитательный по отношению к человечеству — аспект первого полета человека в космос можно сравнить со сменой парадигм в науке, с изменением образа мысли людей, за которым неизбежно следует переоценка самих себя, системы ценностей и уточнение содержания таких фундаментальных понятий, как смысл жизни, прогресс, гуманизм, цивилизация.

Тогда же, в начале 1960-х, традиционная елочная верхушка — красная звезда — стала постепенно уступать место макушке-пике, стилизованной под форму взлетающей ракеты.

История советских елочных игрушек. история, елочные игрушки, ссср, Новый Год, длиннопост

В хрущевский период на елках начала просматриваться сельскохозяйственная тематика. Конечно, на зеленых ветках «выросла» царица полей — кукуруза. Появились и другие сельхозпродукты: морковь, огурцы, помидоры, стручки гороха, снопы пшеницы.

1) Пленум ЦК КПСС 1954 г. взял курс на освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты). Причина освоения земель в зоне рискованного земледелия — продовольственный кризис.

Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

Огромные ресурсы были сосредоточены на воплощении этого проекта: за 1954–1961 гг. целина поглотила 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство.

Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако желаемой стабильности, вопреки усилиям, добиться не удалось: в неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд, в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962–1963 гг. настоящей бедой стали пыльные бури. Освоение целины вступило в стадию кризиса, эффективность её возделывания упала на 65 %.

2) Одной из самых крупных авантюр Н. С. Хрущева была именно «кукурузная эпопея». По мнению Никиты Сергеевича, производство кукурузы должно было снять сразу две проблемы советского агропрома ― нехватку зерновых и нехватку кормов для животноводства. В 1954 по его инициативе в сельском хозяйстве начались эксперименты по резкому расширению районирования кукурузы, в том числе в зоне северного земледелия.

Если в 1954 году посевы кукурузы в СССР составляли 3,5 миллиона гектаров, то к 1960 году их площадь должна была вырасти до 28 миллионов, то есть примерно сравняться с площадью освоенной целины.

Разумное, в общем-то, решение — из зерновых кормов для скота наиболее ценным по кормовому достоинству является зерно кукурузы (общая питательность 1 кг сухого зерна кукурузы — 1,31 кормовых единицы), обернулось «перегибами на местах», когда кукурузу сажали везде, не обращая внимания ни на климат (сеяли и в северных районах), ни на наличие или отсутствие сельскохозяйственной инфраструктуры.

Под «чудесницу» распахивались и целина, и земли под кормовые культуры, и малоурожайные зерновые, и поля под паром, и пастбища. Площадь земель, отведенных под кукурузу, в итоге сравнялась и даже превзошла площадь введенных в сельскохозяйственный оборот в результате освоения целины земель. Под нее, чтобы не получить нареканий сверху, стремились отводить лучшие поля, которые до этого отводились под традиционные зерновые культуры ― пшеницу и рожь.

Таким образом, с 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое, а результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям. В результате кукурузной кампании в СССР стало не хватать не только мяса и молока, а и элементарного хлеба. Уже осенью 1962-го ЦК КПСС и Совет министров издали постановление «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба». Им ограничили продажу хлеба — не более 2,5 кг в одни руки. Причем белый хлеб практически исчез с прилавков, а в черный подмешивали кукурузную и гороховую муку.

Кукурузная кампания завершилась вместе с отставкой Хрущёва 14 октября 1964 г.

В период «хрущевской оттепели» начали создаваться игрушки ввиде посуды ипростейших бытовых приборов: чайников, кофейников, настольных ламп. Возможно, этих обыкновенных вещей людям не хватало в жизни, вот они и получали их уменьшенные копии на праздник.

Очень интересно, что свое место на новогодней елке нашли и «персонажи» из кинофильмов того времени.

«Карнава́льная ночь» — советский комедийный музыкальный фильм 1956 года режиссёра Эльдара Рязанова. Это первый его фильм, вышедший на широкий экран кинотеатров, и вторая роль Людмилы Гурченко.

Фильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 48,64 млн штук.

Премьера фильма состоялась накануне Нового, 1957 года.

Работники Дома культуры готовятся к ежегодному мероприятию — костюмированному новогоднему карнавалу. Развлекательная программа включает в себя сольные, танцевальные, цирковые номера, выступление джазового оркестра, выступления фокусника и клоунов. Товарищ Огурцов, назначенный исполняющим обязанности директора ДК, ознакомившись с программой, не одобрил её, поскольку, как он считает, всё должно быть проведено на высоком уровне и «главное — сурьёзно!».

Он предлагает свою программу, предусматривающую выступление докладчика и лектора-астронома. Из музыкальных номеров он предлагает ограничиться классической музыкой и выступлением ансамбля песни и пляски.

Никто из работников Дома культуры не хочет изменять ранее составленную и отрепетированную программу, тем более заменять её на столь скучное и сухое мероприятие. Они объединяют усилия и делают всё возможное, чтобы помешать осуществлению планов Огурцова. Прибегая к разным уловкам, отвлекая и вводя Огурцова в заблуждение, они один за другим исполняют все намеченные ранее развлекательные номера и весело празднуют наступление Нового Года.

Символично, что в хрущевские годы начали выпускать игрушки и в виде сосулек, как бы символизируя эпоху оттепели.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что главные темы, которые нашли свое отражение на новогодней елке в период пребывания у власти Н. С. Хрущева — это:

1) освоение человечеством космоса;

2) сельскохозяйственная тематика;

3) посуда и простейшие бытовые приборы, которых не хватало в жизни;

4) отражение популярного кинематографа;

5) игрушки в виде сосулек (символизируя эпоху оттепели).

Важно также выяснить, с какой целью выпускали именно такие игрушки? Как нам кажется, это делалось по нескольким причинам:

1) пропаганда достижений СССР;

2) воспитание подрастающего поколения.

Практическая значимость данной работы. Материалы, собранные в ходе этой работы, могут быть использованы в дальнейшем:

  1. для выступления на уроках истории в рамках соответствующей темы (в 9 классе);
  2. как база для дальнейшего исследования темы.

Литература:

  1. Елочные игрушки: приметы времени [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iledebeaute.ru/ile-girl/education/2015/12/25/63973/ Дата последнего обращения: 17.01.2016 г.
  2. Источниковедение истории СССР: учебник / под ред. И. Д. Ковальченко. М., 1981. С. 8.
  3. Кириллов В. В. История России: учебное пособие. М., 2007. С.10–12.
  4. При Хрущеве елки украшали кукурузой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.segodnya.ua/life/stories/pri-khrushcheve-elki-ukrashali-kukuruzoj.html Дата последнего обращения: 24.02.2016 г.
  5. Сталин, танк и кукуруза: как елочные игрушки отражали историю СССР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/stalin_tank_i_kukuruza_kak_elochnye_igrushki_otrazhali_istoriyu_sssr Дата последнего обращения: 17.01.2016 г.
  6. Хрущевская оттепель [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A5 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %89 %D1 %91 %D0 %B2 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %BE %D1 %82 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BF %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C. Дата последнего обращения: 15.01.2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, елочная игрушка, Гагарин, исторический источник, вид сосулек, время, новогодняя елка, отражение, сельскохозяйственная тематика, эпоха оттепели.

Похожие статьи

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается процесс моей педагогической системы личностного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС через деятельностные и компетентностные подходы к образовательному процессу, направленные на метапредметные и предметные результа...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО

Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы. В статье изуче...

Анализ состояния проблемы формирования ИКТ-компетентности учителя и обучающихся. Оценка готовности учителя к реализации требований ФГОС ООО и ФГОС С(П) ООО – предметный уровень

Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося

В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД

Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...

План мероприятий создания конкурентоспособного производства в сфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

В данной статье рассмотрена актуальность представленной бизнес-идеи открытия, конкурентоспособного производства кондитерских изделий. Также определены основные мероприятия, требующие реализации при организации деятельности.

Похожие статьи

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается процесс моей педагогической системы личностного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС через деятельностные и компетентностные подходы к образовательному процессу, направленные на метапредметные и предметные результа...

Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов

В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются основные направления работы по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО

Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы. В статье изуче...

Анализ состояния проблемы формирования ИКТ-компетентности учителя и обучающихся. Оценка готовности учителя к реализации требований ФГОС ООО и ФГОС С(П) ООО – предметный уровень

Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося

В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД

Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...

План мероприятий создания конкурентоспособного производства в сфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

В данной статье рассмотрена актуальность представленной бизнес-идеи открытия, конкурентоспособного производства кондитерских изделий. Также определены основные мероприятия, требующие реализации при организации деятельности.

Задать вопрос