Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Автор: Асецкая Наталья Борисовна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 01.06.2016
Статья просмотрена: 231 раз
Библиографическое описание:
Асецкая, Н. Б. Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности / Н. Б. Асецкая. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1000/ (дата обращения: 19.12.2024).
Учить не мыслям, а мыслить!
Иманнуил Кант
Современная жизнь постоянно ставит перед человеком острые и неотложные задачи и проблемы, поэтому, саморазвитие и самовоспитание учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта в средней школе, перед преподавателями информатики, наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. Образование в средней школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее — УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться, умение ориентироваться в огромном информационном потоке, системный подход, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, самовоспитание, саморазвитие личности и т. д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков информатики. Для организации таких уроков большой интерес представляет метод проблемного обучения.
Применение проблемного метода позволяет формировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивает самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала именно умение осуществлять самоконтроль, самооценку результатов.
Учёные предлагают разные определения понятия проблемное обучение. Возьмем понятие, данное Селевко Г. К. (1998):
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей
Модель организации учебного процесса проблемным методом еще называют “ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ”.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
– Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
– Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения
– Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
– Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
– Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
– Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);
– Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).
Данные приёмы можно продемонстрировать через основные категории проблемного обучения, которыми являются:
– проблемная задача
– проблемная ситуация
– проблемный вопрос
Проблемный вопрос:
1) Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.
Поэтому можно подвести учеников к тому чтоб они сами формулировали тему урока, задавая проблему: «Что такое высказывание? Где вы встречались с высказыванием?» вместо «Высказывания логические операции».
«Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.
“Алгоритм — это …Где вы сталкивались с этим понятием? Что оно обозначает?” вместо обычного “Понятие алгоритма”.
«Функции редактора» вместо «Редактирование документа».
2) Проблемный вопрос в ходе урока можно создать, задавая вопросы заставляющие мыслить, воображать. В учебниках информатики предложено много заданий и вопросов. Например:
– Что такое информационная модель?
– Какие действия можно выполнять над папками?
– Назовите основные устройства компьютера.
– Что понимается под производительностью компьютера?
Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? воображают? Скорее всего — нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что «пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонский). Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные.
Что такое информационная модель? |
Можно ли эту модель назвать информационной? |
Какие действия можно выполнять над папками? |
Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)? |
Назовите основные устройства компьютера. |
Мышь является основным устройством компьютера? |
Что понимается под производительностью компьютера? |
Количество элементарных операций, выполняемых за одну минуту — это производительность компьютера? |
Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.
Проблемная ситуация:
Так же проблемную ситуацию в процессе занятия можно создать при отработке и закреплении материала, например: в теме «Создание комбинированного документ» для получения проблемной ситуации, дать задание смоделировать и создать картину «Ученики на уроке» за короткий промежуток времени, используя пиктограмму «Фигуры» и все доступные функции (копирование, форматирование, группировка объектов). Чтобы успешно и быстро выполнить задание, решить проблемную ситуацию, ученики находят выход применив группировка объекта и копирование.
Завершая изучение темы «Редактирование текстовых документов», дать учащимся задание: отредактировать текст в представленном файле — убрать лишние пробелы, пустые строки и т. д., но сделать это нужно быстро. Каким образом? После некоторого рассуждения дети приходят к мнению, что нужно использовать команду меню Правка, Заменить, где два пробела заменяются на один во всем документе сразу.
Такие проблемные ситуации способствуют активизации мышления, которое требует творческой, а не репродуктивной деятельности учащихся, формированию умения увидеть проблему, предложить разные способы решения этой проблемы. Такие проблемные ситуации вызывают поисковую деятельность и приводят к активному усвоению новых знаний.
Проблемная задача:
Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает уже ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных. Выделяют проблемные задачи с неопределённостью условий, с разными противоречивыми, неожиданными способами решения, с противоречивыми, недостающими данными, избыточными, или частично неверными данными.
При изучении темы «Оператор ветвления» в разделе «Программирование на языке Pascal» предложить следующую задачу: Найти наибольшее число из трех заданных чисел. На доске записываю несколько троек чисел: 468, 732, 370.
Учащиеся называют максимальное число: 732. Задать вопрос: “Каким образом вы определили, что данное число максимальное?” (сравнили числа друг с другом). Поставить проблему: “А как компьютер сравнит три числа?” Обратить внимание ребят, что машина может сравнивать только два числа. Предложить обозначить одно число буквой А, второе число буквой B, третье число — буквой С.
Учащиеся предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом. Составляют программу и проверяют правильность работы программы, вводят заданные числа и проверяют результат.
Поставить следующий проблемный вопрос: А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Как? Ответ обоснуйте.
Решение:
- Находим наибольшее из первых двух данных чисел A и B, а затем — максимальное из полученного числа и третьего данного числа С.
Program MAX1;
Var A, B, C, max: real;
begin
writeln (‘Введите три числа A, B, C’);
readln (A, B, С);
if A>B then max:=A else max:=b;
if C > max then max:=C;
writeln(‘Максимальное значение=’,max);
end.
Задать вопрос: Как вы думаете, можно ли решить задачу другими способами?
Учащиеся продолжают поиск решения задачи.
Предполагаемые решения учащихся:
2 способ. При решении задачи можно проверить, является ли первое число A максимальным и если не является, то сравниваем второе и третье число B и C.
Program MAX2;
Var A, B, C, max: real;
begin
writeln (‘Введите три числа A, B, C’);
readln (A, B, С);
If (A>B) and (A>C) then max:=A;
if B>C then Max:=B else Max :=C;
Writeln(‘Максимальное значение =’, Max);
End;
3 способ. Можно решить задачу, сравнивая попарно все числа .
Program MAX3;
var A, B, C, Max: real;
begin
Writeln(‘Введем три числа’);
readln(A, B, C);
If (A>B) and (A>C) then Max:= A;
If (B>A) and (B>C) then Max:=B;
If (C>A) and (C>B) then Max:=C;
Writeln(Max:6:2);
end.
Чтобы убедиться в правильности выполнения программы, желательно рассмотреть ее выполнение с помощью таблицы значений. При проверке правильности выполнения программы необходимо рассматривать все возможные варианты А>В>С, А>С>В, В>С>А, С>В>А, В>А>С, С>А>В.
Следующая проблема: А можно написать программу, чтобы она выстраивала числа в порядке возрастания или убывания?
Таким образом, данная задача создает проблемную ситуацию, следствием которой будет столкновение учащихся с неопределенностью, интеграция с математикой, то есть через содержание, через прием сопоставления фактов, рассмотрение задачи с различных позиций.
Метод частично-поисковый, так как учащимся нужно решить несколько проблем — определить измениться ли исходное значение переменной А в процессе работы программы и как, находят другие способы решения задачи, выстраивают числа в порядке возрастания или убывания.
Через решение данной задачи усиливается роль самостоятельного образования. Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся, вырабатывается способность самообразования и самовоспитания.
Применение метода проблемного обучения на уроках информатики раскрывает потенциал информатики как предмета, формирует у учащихся комплекс универсальных учебных действий, т. е. способность к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, обеспечивает самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала, поисковую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку результатов. Организация процесса преподавания информатики через метод проблемного обучения, как никакой другой предмет способствует организации самостоятельной учебной деятельности, в итоге вырабатывается способность к самообразованию и самовоспитанию.
Литература:
- Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. — 2000. — 1 — с.19–25.
- М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. Методика преподавания информатики. — М.: Академия, 2008. — 592 с.
- Ильницкая И. А. Проблемные ситуации. — М.,- 1985- с.356
- Лернер И. Л. Проблемное обучение. — М., 1974.- с.267
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. -160 с.: ил.