Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 01.06.2016

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Асецкая, Н. Б. Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности / Н. Б. Асецкая. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1000/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учить не мыслям, а мыслить!

Иманнуил Кант

Современная жизнь постоянно ставит перед человеком острые и неотложные задачи и проблемы, поэтому, саморазвитие и самовоспитание учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта в средней школе, перед преподавателями информатики, наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. Образование в средней школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее — УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться, умение ориентироваться в огромном информационном потоке, системный подход, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, самовоспитание, саморазвитие личности и т. д. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков информатики. Для организации таких уроков большой интерес представляет метод проблемного обучения.

Применение проблемного метода позволяет формировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивает самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала именно умение осуществлять самоконтроль, самооценку результатов.

Учёные предлагают разные определения понятия проблемное обучение. Возьмем понятие, данное Селевко Г. К. (1998):

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей

Модель организации учебного процесса проблемным методом еще называют “ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ”.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

– Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

– Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения

– Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;

– Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

– Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

– Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);

– Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

Данные приёмы можно продемонстрировать через основные категории проблемного обучения, которыми являются:

– проблемная задача

– проблемная ситуация

– проблемный вопрос

Проблемный вопрос:

1) Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

Поэтому можно подвести учеников к тому чтоб они сами формулировали тему урока, задавая проблему: «Что такое высказывание? Где вы встречались с высказыванием?» вместо «Высказывания логические операции».

«Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.

“Алгоритм — это …Где вы сталкивались с этим понятием? Что оно обозначает?” вместо обычного “Понятие алгоритма”.

«Функции редактора» вместо «Редактирование документа».

2) Проблемный вопрос в ходе урока можно создать, задавая вопросы заставляющие мыслить, воображать. В учебниках информатики предложено много заданий и вопросов. Например:

– Что такое информационная модель?

– Какие действия можно выполнять над папками?

– Назовите основные устройства компьютера.

– Что понимается под производительностью компьютера?

Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? воображают? Скорее всего — нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что «пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонский). Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные.

Что такое информационная модель?

Можно ли эту модель назвать информационной?

Какие действия можно выполнять над папками?

Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)?

Назовите основные устройства компьютера.

Мышь является основным устройством компьютера?

Что понимается под производительностью компьютера?

Количество элементарных операций, выполняемых за одну минуту — это производительность компьютера?

Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.

Проблемная ситуация:

Так же проблемную ситуацию в процессе занятия можно создать при отработке и закреплении материала, например: в теме «Создание комбинированного документ» для получения проблемной ситуации, дать задание смоделировать и создать картину «Ученики на уроке» за короткий промежуток времени, используя пиктограмму «Фигуры» и все доступные функции (копирование, форматирование, группировка объектов). Чтобы успешно и быстро выполнить задание, решить проблемную ситуацию, ученики находят выход применив группировка объекта и копирование.

Завершая изучение темы «Редактирование текстовых документов», дать учащимся задание: отредактировать текст в представленном файле — убрать лишние пробелы, пустые строки и т. д., но сделать это нужно быстро. Каким образом? После некоторого рассуждения дети приходят к мнению, что нужно использовать команду меню Правка, Заменить, где два пробела заменяются на один во всем документе сразу.

Такие проблемные ситуации способствуют активизации мышления, которое требует творческой, а не репродуктивной деятельности учащихся, формированию умения увидеть проблему, предложить разные способы решения этой проблемы. Такие проблемные ситуации вызывают поисковую деятельность и приводят к активному усвоению новых знаний.

Проблемная задача:

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает уже ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных. Выделяют проблемные задачи с неопределённостью условий, с разными противоречивыми, неожиданными способами решения, с противоречивыми, недостающими данными, избыточными, или частично неверными данными.

При изучении темы «Оператор ветвления» в разделе «Программирование на языке Pascal» предложить следующую задачу: Найти наибольшее число из трех заданных чисел. На доске записываю несколько троек чисел: 468, 732, 370.

Учащиеся называют максимальное число: 732. Задать вопрос: “Каким образом вы определили, что данное число максимальное?” (сравнили числа друг с другом). Поставить проблему: “А как компьютер сравнит три числа?” Обратить внимание ребят, что машина может сравнивать только два числа. Предложить обозначить одно число буквой А, второе число буквой B, третье число — буквой С.

Учащиеся предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом. Составляют программу и проверяют правильность работы программы, вводят заданные числа и проверяют результат.

Поставить следующий проблемный вопрос: А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Как? Ответ обоснуйте.

Решение:

  1. Находим наибольшее из первых двух данных чисел A и B, а затем — максимальное из полученного числа и третьего данного числа С.

Program MAX1;
Var A, B, C, max: real;
begin
writeln (‘Введите три числа A, B, C’);
readln (A, B, С);
if A>B then max:=A else max:=b;
if C > max then max:=C;
writeln(‘Максимальное значение=’,max);
end.

Задать вопрос: Как вы думаете, можно ли решить задачу другими способами?

Учащиеся продолжают поиск решения задачи.

Предполагаемые решения учащихся:

2 способ. При решении задачи можно проверить, является ли первое число A максимальным и если не является, то сравниваем второе и третье число B и C.

Program MAX2;
Var A, B, C, max: real;
begin
writeln (‘Введите три числа A, B, C’);
readln (A, B, С);
If (A>B) and (A>C) then max:=A;
if B>C then Max:=B else Max :=C;
Writeln(‘Максимальное значение =’, Max);
End;

3 способ. Можно решить задачу, сравнивая попарно все числа .

Program MAX3;
var A, B, C, Max: real;
begin
Writeln(‘Введем три числа’);
readln(A, B, C);
If (A>B) and (A>C) then Max:= A;
If (B>A) and (B>C) then Max:=B;
If (C>A) and (C>B) then Max:=C;
Writeln(Max:6:2);
end.

Чтобы убедиться в правильности выполнения программы, желательно рассмотреть ее выполнение с помощью таблицы значений. При проверке правильности выполнения программы необходимо рассматривать все возможные варианты А>В>С, А>С>В, В>С>А, С>В>А, В>А>С, С>А>В.

Следующая проблема: А можно написать программу, чтобы она выстраивала числа в порядке возрастания или убывания?

Таким образом, данная задача создает проблемную ситуацию, следствием которой будет столкновение учащихся с неопределенностью, интеграция с математикой, то есть через содержание, через прием сопоставления фактов, рассмотрение задачи с различных позиций.

Метод частично-поисковый, так как учащимся нужно решить несколько проблем — определить измениться ли исходное значение переменной А в процессе работы программы и как, находят другие способы решения задачи, выстраивают числа в порядке возрастания или убывания.

Через решение данной задачи усиливается роль самостоятельного образования. Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся, вырабатывается способность самообразования и самовоспитания.

Применение метода проблемного обучения на уроках информатики раскрывает потенциал информатики как предмета, формирует у учащихся комплекс универсальных учебных действий, т. е. способность к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, обеспечивает самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала, поисковую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку результатов. Организация процесса преподавания информатики через метод проблемного обучения, как никакой другой предмет способствует организации самостоятельной учебной деятельности, в итоге вырабатывается способность к самообразованию и самовоспитанию.

Литература:

  1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. — 2000. — 1 — с.19–25.
  2. М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. Методика преподавания информатики. — М.: Академия, 2008. — 592 с.
  3. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации. — М.,- 1985- с.356
  4. Лернер И. Л. Проблемное обучение. — М., 1974.- с.267
  5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. -160 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, число, проблемное обучение, учащийся, задача, основное устройство компьютера, проблемная задача, производительность компьютера, Какой образ, Максимальное значение.

Похожие статьи

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Активизация мыслительной деятельности на уроках посредством методов управления учебной работой школьников

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время по предметам искусства

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся в процессе обучения решению математических задач

Похожие статьи

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся

Активизация мыслительной деятельности на уроках посредством методов управления учебной работой школьников

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время по предметам искусства

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся в процессе обучения решению математических задач

Задать вопрос