Реализация возможностей духовно-нравственного становления одарённых детей через организацию профильных отрядов в летнем пришкольном лагере | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Ученические организации в школе

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 23.06.2016

Статья просмотрена: 690 раз

Библиографическое описание:

Дашенко, Л. Г. Реализация возможностей духовно-нравственного становления одарённых детей через организацию профильных отрядов в летнем пришкольном лагере / Л. Г. Дашенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1097/ (дата обращения: 16.11.2024).



Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Статья 9 пункт 6 устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Поэтому работа по развитию духовно-нравственных качеств у детей происходит не только в учебное время, но и в каникулярное. Организованные летом пришкольные лагеря продолжают непрерывный процесс развития и воспитания учащихся. Реализация комплексной программы «Радуга» летнего пришкольного лагеря при МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50» позволяет решить следующие задачи:

  1. Задачи духовно-нравственного воспитания:

приобщение детей к духовно-нравственным ценностям;

раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;

активизация позитивно-гармоничных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников и окружающей среде;

формирование гражданского самосознания;

охрана и укрепление психического, физического и духовного здоровья детей;

создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка;

раскрытие специфики возрастных особенностей детства в процессе духовно-нравственного развития и воспитания.

  1. Цель программы. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования.
  2. Воспитательная цель — воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
  3. Образовательная цельрасширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
  4. Развивающая цель — развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно — практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Рис. 1. «Радуга» — это организация отдыха и досуга детей по направлениям, в зависимости от приоритетов и способностей ребёнка

Такие отряды подразумевают чётко определённую направленность деятельности детей. Они работают на базе общеобразовательной школы под руководством специалистов и досуговых центров. Главное условие, реализующее личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. В профильных отрядах детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок, в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном отряде и не прекращать заниматься любимым делом. Профильный отряд — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена краеведов, экологов, спортсменов, журналистов, шахматистов, музыкантов, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с дневным пребыванием обучающихся.Думая о каникулах, каждый школьник мечтает о любимых занятиях, приключениях, путешествиях, открытиях, об удовлетворении различных интересов: эстетических, творческих, познавательных, спортивных.Данная программа отвечает ожиданием школьников, их потребностям во время каникул. В ходе этой программы расширяется кругозор детей. Воспитывается внимание, развивается образное мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие. Эти результаты достигаются через игру, которая способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, создает благоприятный микроклимат. Каждая игра имеет свое педагогическое значение. Это позволяет обучать детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, к усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.Игровые тренинги позволяют справиться с конфликтными ситуациями, с агрессией, с проблемами физиологического и социально-духовного здоровья.Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Учитывая, что приоритетными являются интересы детей, обстановка, атмосфера лагеря, структура и взаимоотношения в коллективе должны соответствовать интересам и потребностям детей. На период лагерной смены были созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста учащихся Программа рассчитана на учащихся 1–8 классов. Дети объединяются в разновозрастные отряды приблизительно по 25 человек. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитанников осуществляют: директор лагеря, старшая вожатая, воспитатели (учителя школы), педагог-психолог, музыкальный работник, преподаватель физкультуры, педагоги дополнительного образования. К работе также привлекаются представители МЧС, ГИБДД, работники библиотеки, музея, медицинский работник, Центра детского творчества, Дворца культуры. Для обеспечения работы лагеря используются классные комнаты, спортивный зал, библиотека, помещение изостудии. В этом году в рамках поддержки одарённых детей организованы профильные отряды:

  1. «Юные исследователи»
  2. «Спортсмены»
  3. «Музыканты»
  4. «Корреспонденты»
  5. «Экологи»
  6. «Художники»
  7. «Затейники»
  8. «Танцоры»
  9. «Юные патриоты России»
  10. «Шахматисты».

Каждый отряд работает по индивидуальному плану. Отряд «Спортсмены» Спортивные отряды условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие детей (на базе обычных школ). При зачислении в отряд детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички). Создается Олимпийский комитет по проведению игр. Во время работы лагеря дети проводят спортивные состязания, Малые Олимпийские игры, Весёлые старты. Отряд «Экологи» Формируется из детей чутких, доброжелательных, неравнодушных к проблемам природы, животного мира. Они гордятся своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открывают для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ценности. Дети этого отряда проводят экскурсии в природу, организуют мини-музеи, собирают гербарии лекарственных трав, выпускают буклеты по страницам Красной книги. Отряд «Юные патриоты России» Формируется из детей, которыестремятся сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Дети этого отряда проводят викторины, брейн-ринги, выпускают листовки, следят за дисциплиной, организуют дежурство в лагере, проводят выборы президента «Радужной республики». Отряд «Шахматисты» Этот отряд формируется из интеллектуальных детей,способных логически мыслить, владеющих широкой эрудицией, высоким уровнем мышления.Шахматный всеобуч проводится на протяжении всего учебного года, и работа продолжается в пришкольном лагере. Детям интересно принимать участие в шахматных турнирах, знакомить детей с историей шахмат, предлагать занимательные игры.Профильные отряды существуют уже на протяжении 3 лет работы лагеря и можно говорить о достигнутых результатах:

  1. Реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся (количество участников научно — практической конференции значительно увеличилось).
  2. Приобретение более глубоких знаний в области биологии, литературы, русского языка, физики, информатики, музыки, не отображаемых в базовом курсе средней школы (успешность участия в олимпиадах школьного и муниципального уровней заметно возросло).
  3. Приобретение навыков в создании сайтов по различной тематике.
  4. Укрепление здоровья детей.
  5. Заметны положительные изменения в отношениях между сверстниками, исключены драки и чрезвычайные ситуации в школе и вне школы. Наблюдается толерантное отношение к старшим людям и детям разного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отряд, духовно-нравственное развитие, общеобразовательная школа, время каникул, детское творчество, Программа, профильный отряд, школа.

Похожие статьи

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие педагогического коллектива общеобразовательных школ и военно-патриотических клубов в процессе перевоспитания трудных подростков

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Формирование навыков общения и коллективного творчества средствами театрализованной деятельности в рамках социального партнёрства педагогов, родителей и детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Похожие статьи

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие педагогического коллектива общеобразовательных школ и военно-патриотических клубов в процессе перевоспитания трудных подростков

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изотерапии в условиях инклюзивного образования

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Формирование навыков общения и коллективного творчества средствами театрализованной деятельности в рамках социального партнёрства педагогов, родителей и детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Задать вопрос