Реализация возможностей духовно-нравственного становления одарённых детей через организацию профильных отрядов в летнем пришкольном лагере
Автор: Дашенко Людмила Григорьевна
Рубрика: Ученические организации в школе
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 23.06.2016
Статья просмотрена: 690 раз
Библиографическое описание:
Дашенко, Л. Г. Реализация возможностей духовно-нравственного становления одарённых детей через организацию профильных отрядов в летнем пришкольном лагере / Л. Г. Дашенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1097/ (дата обращения: 16.11.2024).
Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Статья 9 пункт 6 устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Поэтому работа по развитию духовно-нравственных качеств у детей происходит не только в учебное время, но и в каникулярное. Организованные летом пришкольные лагеря продолжают непрерывный процесс развития и воспитания учащихся. Реализация комплексной программы «Радуга» летнего пришкольного лагеря при МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50» позволяет решить следующие задачи:
- Задачи духовно-нравственного воспитания:
− приобщение детей к духовно-нравственным ценностям;
− раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;
− активизация позитивно-гармоничных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников и окружающей среде;
− формирование гражданского самосознания;
− охрана и укрепление психического, физического и духовного здоровья детей;
− создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка;
− раскрытие специфики возрастных особенностей детства в процессе духовно-нравственного развития и воспитания.
- Цель программы. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования.
- Воспитательная цель — воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
- Образовательная цель— расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
- Развивающая цель — развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно — практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Рис. 1. «Радуга» — это организация отдыха и досуга детей по направлениям, в зависимости от приоритетов и способностей ребёнка
Такие отряды подразумевают чётко определённую направленность деятельности детей. Они работают на базе общеобразовательной школы под руководством специалистов и досуговых центров. Главное условие, реализующее личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. В профильных отрядах детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок, в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном отряде и не прекращать заниматься любимым делом. Профильный отряд — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена краеведов, экологов, спортсменов, журналистов, шахматистов, музыкантов, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с дневным пребыванием обучающихся.Думая о каникулах, каждый школьник мечтает о любимых занятиях, приключениях, путешествиях, открытиях, об удовлетворении различных интересов: эстетических, творческих, познавательных, спортивных.Данная программа отвечает ожиданием школьников, их потребностям во время каникул. В ходе этой программы расширяется кругозор детей. Воспитывается внимание, развивается образное мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие. Эти результаты достигаются через игру, которая способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, создает благоприятный микроклимат. Каждая игра имеет свое педагогическое значение. Это позволяет обучать детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, к усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.Игровые тренинги позволяют справиться с конфликтными ситуациями, с агрессией, с проблемами физиологического и социально-духовного здоровья.Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Учитывая, что приоритетными являются интересы детей, обстановка, атмосфера лагеря, структура и взаимоотношения в коллективе должны соответствовать интересам и потребностям детей. На период лагерной смены были созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста учащихся Программа рассчитана на учащихся 1–8 классов. Дети объединяются в разновозрастные отряды приблизительно по 25 человек. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитанников осуществляют: директор лагеря, старшая вожатая, воспитатели (учителя школы), педагог-психолог, музыкальный работник, преподаватель физкультуры, педагоги дополнительного образования. К работе также привлекаются представители МЧС, ГИБДД, работники библиотеки, музея, медицинский работник, Центра детского творчества, Дворца культуры. Для обеспечения работы лагеря используются классные комнаты, спортивный зал, библиотека, помещение изостудии. В этом году в рамках поддержки одарённых детей организованы профильные отряды:
- «Юные исследователи»
- «Спортсмены»
- «Музыканты»
- «Корреспонденты»
- «Экологи»
- «Художники»
- «Затейники»
- «Танцоры»
- «Юные патриоты России»
- «Шахматисты».
Каждый отряд работает по индивидуальному плану. Отряд «Спортсмены» Спортивные отряды условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие детей (на базе обычных школ). При зачислении в отряд детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички). Создается Олимпийский комитет по проведению игр. Во время работы лагеря дети проводят спортивные состязания, Малые Олимпийские игры, Весёлые старты. Отряд «Экологи» Формируется из детей чутких, доброжелательных, неравнодушных к проблемам природы, животного мира. Они гордятся своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открывают для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ценности. Дети этого отряда проводят экскурсии в природу, организуют мини-музеи, собирают гербарии лекарственных трав, выпускают буклеты по страницам Красной книги. Отряд «Юные патриоты России» Формируется из детей, которыестремятся сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Дети этого отряда проводят викторины, брейн-ринги, выпускают листовки, следят за дисциплиной, организуют дежурство в лагере, проводят выборы президента «Радужной республики». Отряд «Шахматисты» Этот отряд формируется из интеллектуальных детей,способных логически мыслить, владеющих широкой эрудицией, высоким уровнем мышления.Шахматный всеобуч проводится на протяжении всего учебного года, и работа продолжается в пришкольном лагере. Детям интересно принимать участие в шахматных турнирах, знакомить детей с историей шахмат, предлагать занимательные игры.Профильные отряды существуют уже на протяжении 3 лет работы лагеря и можно говорить о достигнутых результатах:
- Реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся (количество участников научно — практической конференции значительно увеличилось).
- Приобретение более глубоких знаний в области биологии, литературы, русского языка, физики, информатики, музыки, не отображаемых в базовом курсе средней школы (успешность участия в олимпиадах школьного и муниципального уровней заметно возросло).
- Приобретение навыков в создании сайтов по различной тематике.
- Укрепление здоровья детей.
- Заметны положительные изменения в отношениях между сверстниками, исключены драки и чрезвычайные ситуации в школе и вне школы. Наблюдается толерантное отношение к старшим людям и детям разного возраста.