Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 23.06.2016

Статья просмотрена: 2195 раз

Библиографическое описание:

Фомина, С. А. Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов) / С. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 54-59. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1099/ (дата обращения: 19.12.2024).



Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: электив, краеведение, ФГОС, исследовательская деятельность, универсальные учебные действия

Одна из насущных проблем современного общества — возрождение духовности, национального самосознания. О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к серьезным исследованиям писали К. Д. Ушинский, Д. С. Лихачев, В. А. Малаховский. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», — справедливо отмечал академик Д. С. Лихачев.

Актуальность этого подтверждается и содержанием современной концепции духовно — нравственного развития и воспитания школьников на основе базовых национальных ценностей, «…хранимых в социально — исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России…». Однако в школьной практике краеведческий материал, к сожалению, используется не в полной мере. Между тем, каждое село — это неиссякаемый источник культурных и исторических традиций, языковых особенностей, призванных сформировать у учащихся представления о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Отчий дом, малая родина, отечество, родной край... Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.

Родиноведение, краеведение означает: знание о своей ближней родине, — от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение в школе понимается как путь, метод, процесс познания окружающего мира: от ближнего — к дальнему, далекому, от части — к целому, от частного — к общему.

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Вместе с тем — это изучение, процесс познания истории края.

Около ста сорока лет тому назад К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». Наш современник академик д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, писал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость; если не будет корней в родной местности, в родной стороне, будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

В процессе элективного курса формируются следующие уровни познавательной краеведческой работы учащихся:

– получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя в классе и во время прогулок и экскурсий, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;

– самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, данные, заложенные в память электронных систем и т. д.

– изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Занятия по элективному курсу тесно связаны с основным курсом отечественной истории, опираются на них и содействуют углубленному изучению истории России, расширению общеисторических знаний учащихся, лучшему пониманию ими диалектической связи местного, частного с общим, целым. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

– история — это история людей;

– каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего;

– корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;

– в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности, такие как трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, готовность к защите Родины, чувство национального достоинства, уважения к старшим, долга, милосердия, чувство хозяина;

Элективный курс «История родного села», на наш взгляд, является актуальным, так как краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Новизна программы данного курса определяется включением новых знаний об истории села, необходимых для формирования краеведческой исследовательской деятельности. Данный элективный курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 10–11 классов и проводится в одном из учебных полугодий по одному часу в неделю.

Цель обучения:

– углубление знаний учащихся об истории родного села

Задачи курса:

  1. Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, об истории и современной жизни своего родного села;
  2. Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации;
  3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  4. Развитие коммуникативных навыков свободного и грамотного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников;
  5. Знакомство учащихся с приемами краеведческого исследования.

Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации краеведческого материала; творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата; отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).

Содержание программы элективного курса включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.

Теоретические занятия(лекции)посвящены изучению научно-исторических материалов самарских ученых-краеведов.В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся анализируют статистические сведения, архивные материалы, работают с картами, справочниками, словарями.

На занятиях исследовательского типа(полевых сборах краеведческой информации)происходит обучение ведению тематической беседы (опроса) и сбор фактического материала для научных проектов.

Данный элективный курс имеетпрактическую направленность, так как учащиеся:

1) углубляют знания о родном селе, а также по истории, биологии, географии и краеведению;

2) учатся извлекать необходимую историко-краеведческую информацию;

3) принимают участие в создании научно-исследовательских работ.

Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих общекультурных и общеязыковых компетенций школьника:

– готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

– способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин;

– владение основами речевой культуры.

Результаты изучения курса:

– ученик получает представления об истории своего села в контексте истории России, воспринимает исторический опыт других эпох, поколений;

– ученик применяет навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса;

– в своем поведении ученик проявляет уважительное отношение к народной культуре, истории родного села и его традициям, умеет общаться с людьми разных поколений.

Отличительной особенностьюэлективного курса «История моего села» является егометапредметная направленность, а также возможность формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Исходя из этого, ученик в процессе элективного курса получает возможность формирования следующих УУД:

Личностных:

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Регулятивных:

– умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

– умение сохранять заданную цель;

– умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

– умение контролировать свою деятельность по результату;

– умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательных:

– умение работать с информацией и выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

– операция установления взаимно-однозначного соответствия;

– умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;

– умение устанавливать аналогии на предметном материале;

– операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале;

– переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной).

Коммуникативных:

– формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

– практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять целикоммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

– развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Планируемые результаты освоения коммуникативных УУД:

Ученик получает возможность научиться:

– выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

– различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

– создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы);

– осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

– создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Формы контроля УУД:

Промежуточный: краеведческие викторины с целью проверки усвоения теоретических знаний; создание мини-проектов по темам курса.

Итоговый: подготовка, презентация и защита рефератов по выбранной теме.

Данный курс разработан на основе модуля «СЕЛО: ПРОIIIЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» и предназначендля реализации образовательных задач в условиях сельской школы.

Тематический план

Темы

Занятия, ч.

Теория

Практика

Полевой сбор информации

Всего

1. Понятия: «село», «деревня», «хор», «сельцо», «аул», «усадьба». Источники знаний о прошлом села.

1

1

2. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение

названия, как оно менялось.

1

1

3. Географическое положение и природные условия. Территория села, изменение ее границ. Национальный состав жителей. Изменение численности населения. Административное подчинение в разное время.

1

1

4. Село в далеком прошлом. История заселения Самарского края и села.

1

1

5. Археологические памятники села Криволучье-Ивановка

1

1

6. Хронологическая история села Криволучье-Ивановка со времени основания до наших дней.

1

1

2

7. История села Криволучье-Ивановка в романах писателя-земляка В.Бондаренко

1

1

8. Сбор информации и материалов для экспозиций школьного краеведческого музея по темам:

– Дом, подворье, строительство;

– Домашняя утварь;

– Крестьянская одежда;

– Традиции и народные праздники. Местная кухня;

– Быт и занятия жителей села в прошлом и в настоящем;

– Особенности местного говора;

– История школы.

1

3

4

9. История церкви села Криволучье-Ивановка

1

1

2

10.Жители села — участники В. О. В и современных военных кампаний

1

1

11. Составление библиографии, изучение научной и архивной литературы по истории села и подготовка рефератов

1

1

12. Презентация и защита рефератов

1

1

Всего

5

9

3

17

Содержание занятий

Тема 1. Краеведческие понятия (1ч)

Понятия: «село», «деревня», «хор», «сельцо», «аул», «усадьба». Источники знаний о прошлом села.

Тема 2. Первые упоминания о нашем селе (1ч)

Происхождение названия, как оно менялось. Существующие легенды и предания о происхождении и названии села. Изучение архивных материалов по генеральному межеванию Российского Государственного Архива Древних Актов (г.Москва).

Тема 3. Географическое положение и природные условия (1 ч)

Территория села, изменение ее границ. Национальный состав жителей. Изменение численности населения. Административное подчинение в разное время.

Тема 4. Село в далеком прошлом(1 ч.)

История заселения Самарского края и села.Изучение архивных материалов по генеральному межеванию Российского Государственного Архива Древних Актов (г.Москва), материалов самарских ученых-краеведов.

Тема 5.Археологические памятники села (1 ч.)

Изучение нашего села археологами. Описание археологических памятников, исследованных в окрестностях села Криволучье-Ивановка: памятник эпохи энеолита; памятник эпохи бронзы.

Тема 6. Хронологическая история села Криволучье-Ивановка со времени основания до наших дней (2 ч.)

Изучение архивных статистических материалов Архива Самарской области и архива Красноармейского района.

Тема 7.Сбор информации иматериалов для экспозиций школьного краеведческого музея (2 ч.).

– Полевой сбор информации и материалов старины по темам:

– Дом, подворье, строительство;

– Домашняя утварь;

– Крестьянская одежда;

– Традиции и народные праздники. Местная кухня;

– Быт и занятия жителей села в прошлом и в настоящем;

– Особенности местного говора;

– История школы.

Практическая работа: анализ собранного материала.

Тема 8. История церкви села Криволучье-Ивановка (2 ч.).

  1. Изучение архивных материалов.
  2. Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.

Тема 9.Жители села — участники В. О. В и современных военных кампаний (3 ч.)

Изучение материалов Уголка боевой Славы школьного музея.

Тема 10. Подготовка рефератов (1ч.)

– Определение темы, цели, задач исследования

– Поиск и исследование литературы по теме. Отбор фактического материала.

– Анализ результатов исследования.Определение актуальности и новизны исследования

– Разработка структуры работы.

– Подготовка текста публичного выступления и электронной презентации.

Тема 11.Презентация и защита(1ч.)

– Корректировка текста публичного выступления.

– Анализ соответствия оформления доклада требованиям.

– Корректировка Защита результатов исследования.

– Анализ опыта участия в конференции. Оценка достижений.

– Определение возможных путей расширения, углубления, видоизменения темы исследования. Формулировка перспектив развития темы.

Материально-техническое обеспечение курса: компьютер, проектор, экран

Литература:

  1. Барашков В. Ф. А как у вас говорят?: книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1986.
  2. Букринская И. А., Кармакова О. Е. Язык русской деревни. — Школьный диалектологический атлас. М.: БСМП «Элекс-Альфа», 2003.
  3. И. Б. Васильев, Г. И. Матвеева.У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышевское книжное издательство, 1986.
  4. Васильев И. Б.Энеолит Поволжья. Степь и лесостепь, Куйбышев, 1981
  5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Григорьев Д. В., Степанов П. В. -М.: Просвещение. 2011.
  6. Е. Гурьянов. Древние вехи Самары. Куйбышевское книжное издательство, 1986
  7. Сергиевский район. Древность и средневековье. Археологические очерки, под ред. Васильева И. Б.,Самара,1997.
  8. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней под ред. Дубмана Э. Л.,Самара: РАН, Самарский научный центр, 2000.- 200 с.
  9. Преображенский П. А. Колонизация Самарского края // Классика самарского краеведения. — 2002. — С.157–198.
  10. Классика самарского краеведения под ред. П. С. Кабытова, Э. Л. Дубмана. — Самара: Самарский университет, 2002. — 278 с.
  11. Смирнов Ю. Н. Политика освоения Заволжья и организация управления его территориями в XVIII — первой половине XX вв. // Вестник, СГУ. — 1997. — № 1. — С.77–90.
  12. Малаховский В. А. Говоры Куйбышевской области // УЗ КГПИ, 1957, выпуск 17.
  13. Малаховский В. А. Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия. — Куйбышев, 1957 // УЗКГПИ, 1957, выпуск 17.
  14. Л. В. Храмков. Введение в Самарское краеведение — Самара: «НТЦ», 2007
  15. Программа собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров. Научно-методическое пособие. СПб.: 1994. — с 213–325.
  16. СРНГ: Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин, Ф. П. Сороколетов. Вып.1–41. [Электронный ресурс]: URL: http://iling.spb.ru/vocabula/srng.
Основные термины (генерируются автоматически): элективный курс, Криволучье-Ивановка, село, История, родной край, знание, изучение, история села, материал, прошлое.

Похожие статьи

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

В статье рассмотрен курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа». Представлены основные цели, задачи инструменты и планируемы результаты пройденного курса.

Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов)

Предназначена для создания и реализации социально-образовательного проекта.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Элективный курс по английскому языку в средней школе на тему «Мой родной край»

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения

В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.

Похожие статьи

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

В статье рассмотрен курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа». Представлены основные цели, задачи инструменты и планируемы результаты пройденного курса.

Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов)

Предназначена для создания и реализации социально-образовательного проекта.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Элективный курс по английскому языку в средней школе на тему «Мой родной край»

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения

В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.

Задать вопрос