Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников
Автор: Фомина Светлана Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 23.06.2016
Статья просмотрена: 2416 раз
Библиографическое описание:
Фомина, С. А. Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников / С. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1100/ (дата обращения: 19.12.2024).
В условиях неравномерного развития глобализационных процессов, усиливающейся экономической, геополитической, этнической конкуренции на мировой арене особо актуальным является формирование гражданско-патриотического сознания российской молодежи. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей, инициативно-активных граждан, обладающих способностями к интеллектуальному творчеству и социальному действию, преодолению природных, моральных, социальных противоречий и трудностей, вызовов и угроз, стоящих перед обществом и государством в условиях быстро меняющегося мира, готовых стать достойными наследниками и продолжателями ратного и трудового подвига фронтового поколения — задача патриотического воспитания. Именно поэтому подготовка к очередному празднованию ВеликойПобеды является мощным фактором развития российскогопатриотизма. Но патриотическое воспитание невозможно осуществлять только в процессе изучения теоретического материала школьных дисциплин, не подкрепляя их практической деятельностью. Вот почему на современном этапе актуальным становится направление социального проектирования, которое позволяет:
1) соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиций;
2) помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе;
3) формирует чувство сопричастности с близким социумом, чувство толерантности, ответственности за свои поступки.
Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества. Работа над проектом привлекательна ещё и тем, что в нем могут участвовать школьники как основного, так и старшего звена, она на практическом материале дает возможность молодежи освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня для приобретения функциональной грамотности. Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.
Стремление возродить наше село, сохранить его как социокультурный центр, принять участие в его дальнейшем развитии, быть полезным людям — это и многое другое побудило нас, педагогов школы, обратиться к такому важному направлению гражданского воспитания, как социальное проектирование. Наша школа создала и реализовала семь значимых социальных проектов. Одним из них является проект «Сквер памяти нашего села», которыйбыл создан по инициативе учащихся ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановка и представлен на всех уровнях конкурса социальных проектов «Гражданин». Закончили реализацию проекта к празднованию 70-летия Великой Победы.
Социальный проект является формой постановки проблемы, обоснования её решения и выработки предложений по реализации намеченного. Учащимися была выявлена серьезная проблема: в нашем селе Криволучье — Ивановка: сооружен памятник павшим воинам, но он является объектом потребительского отношения, требует благоустройства, поэтому необходимо создать сквер Памяти. Несмотря на систематические благотворительные акции по уборке территории вокруг памятника, по истечении небольшого времени территория вновь загрязнялась и имела далеко не благоустроенный вид.
Ребята изучили широкую нормативную базу, которая позволила понять, что наш памятник павшим воинам относится к объектам культурного наследия и охраняется государством, а долг всех граждан, в том числе и молодого поколения, — помогать в этом федеральным и муниципальным органам власти. Кроме этого, в ходе встречи с главой поселения выяснилось, что местный закон об охране памятника отсутствует, что и побудило учеников не только создать соответствующий законопроект, но и добиться его принятия на Собрании Представителей сельского поселения. Успех законотворческой инициативы учеников повысил чувство значимости и востребованности собственной деятельности. Работая над проектом, ребята получили поддержку и односельчан: как показал социологический опрос жителей села, все хотят видеть это священное место благоустроенным, цветущим и эстетичным.
Проанализировав средства массовой информации, школьники выяснили: значимость данной проблемы не ослабевает ни на один день в масштабах всего государства. Наряду с положительной деятельностью людей по благоустройству памятников воинской славы имеется ещё немало фактов вандализма, надругательства над объектами исторической культуры, над нашей памятью. В целях решения проблемы сохранения и благоустройства памятника павшим как объекта культурного наследия ученики разработали программу реализации проекта, организовали социальное партнерство со специалистами, представителями органов власти. Опубликовав статью «Сквер памяти нашего села» в районной газете «Знамя труда», выпустив и распространив специальный номер школьной газеты «Ивановские зори», ребятам удалось привлечь внимание к социальной проблеме не только общественности села, но и всего Красноармейского района. Не остались равнодушными к серьезной проблеме и выпускники сельской школы разных поколений. В результате оказания с их стороны материальной помощи была приобретена и установлена металлическая изгородь сквера, подготовлена территория для цветочных клумб, высажены саженцы елей, установлены скамейки для ветеранов труда и войны. В преддверии великого праздника решено было установить макет звезды Вечного огня как символа вечности памяти. Установив Вечный огонь, мы увековечиваем память о всех наших земляках. Ребята приняли участие и во Всероссийской акции «Карта памяти», их рассказ о памятнике был опубликован на сайте memory-map.prosv.ru, а памятник занесен на всероссийскую карту памяти.
Таким образом, в результате реализации нашего проекта благодаря усилиям всех, кто не хочет предавать забвению нашу память, обелиск павшим воинам как объект культурного наследия обрел новую жизнь. Вцентре села создан сквер Памяти, который стал не только благоустроенным уголком нашего поселения, но и священным местом поклонения павшим соотечественникам.
Работа над проектом позволила каждому ученику понять, что «… быть патриотом — значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране». На наш взгляд, каждый ученик, «прикоснувшись рукою к какому-либо … местному памятнику исторического прошлого», сумел почувствовать себя ответственным за сохранение памяти о величайшем событии в истории нашей страны — Великой Отечественной войне, почувствовать огромную благодарность предкам, благодаря которым и была одержана Великая Победа.
Литература:
1. Иоффе А. Н., Пахомов В. П. Современная методика гражданского образования. Самара, 2003.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
3. Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013.
4. Молодежь обустраивает Россию. Материалы I Всероссийской акции «Я — гражданин России». Сост. Пахомов В. П. Москва — Самара, 2002.
5. Проект от 13 января 2015 года «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».