Система организации исследовательской деятельности в образовательной организации
Авторы: Вихирева Светлана Владимировна, Киселева Марина Викторовна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 01.07.2016
Статья просмотрена: 1131 раз
Библиографическое описание:
Вихирева, С. В. Система организации исследовательской деятельности в образовательной организации / С. В. Вихирева, М. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1128/ (дата обращения: 19.12.2024).
В России идёт развитие новой системы образования, направленной на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Человек в современном обществе — это человек, не столько обладающий знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике. Наличие большого количества разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.
Возникает необходимость работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Научные исследования показывают, что учащиеся сохраняют в памяти примерно: 10 % из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и самостоятельно выполняли.
Современные дети такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужны забота, понимание и внимание. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него универсальные учебные действия (личностные и метапредметные). В решении этой задачи помогает использование методов, обеспечивающих становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Основным подходом выступает деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения. Организация исследовательской деятельности учащихся — одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое
Человек по своей природе — исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Это природное стремление учитель может использовать к организации одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время — исследовательской деятельности.
Исследовательское обучение можно рассматривать как особый подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры можно назвать главной целью исследовательского обучения. Любое исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели.
Исследовательская деятельность школьников — это деятельность учащихся, организованная через сотрудничество учителя и учащегося, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным результатом, при этом предусматривает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
В школе исследовательская деятельность значительно отличается от работы учёного по целям и задачам, по объёму и содержанию. Основной идеей исследования в школе это то, что оно является образовательным. Поэтому главной целью является не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования, другими словами развитие личности, раскрытие творческого потенциала учащегося. По мнению М. Н. Арцева: «Главное не овладение новыми фактами, а на учение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые будут использованы в исследовании любой сложности и тематики».
Сформированность исследовательских способностей и умений повышают вероятность альтернативной трансформации процесса развития личности в процесс саморазвития. Учебно-исследовательская деятельность учащихся направлена на поиск творческого подхода к решению исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, но, следует отметить, что учащиеся решают проблемы, уже решенные научным обществом и новые только для них.
Учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний, осваивают доступные им элементы научных методов. Главная ценность проведенного учащимся исследования — почувствовать себя в роли ученого. Грамотно организованное учебное исследование в конечном итоге способствует формированию необходимых черт исследователя.
Учебно-исследовательская деятельность осуществляется в нашей школе как проектно-организационная педагогическая модель интеллектуально-творческого развития обучающихся.
Проектно-исследовательская деятельность реализуется в учебное время и во внеурочной деятельности учащихся.
Учебное исследование в рамках урока осуществляется посредством деятельности учащихся на «уроках открытых мыслей», на уроках-семинарах, уроках-творческих отчетов, уроках-защиты творческих проектов, уроков-рассказов об ученых, выполнении домашнего задания исследовательского характера.
Приведем пример урока открытых мыслей, разработанный для 11 класса. Такой тип урока предполагает защиту своей точки зрения с привлечением достоверных источников для подбора аргументов и тезисов. При анализе информационных источников учащиеся, как правило, выбирают методический прием «с высоты птичьего полета к земле» для конкретизации общего теоретического материала.
Описание урочного занятия.
«Урок открытых мыслей».
Тема: ВИЧ-инфекция и СПИД.
Цель: создать условия для формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным.
Этапы урока.
- Деление класса на группы.
- Сформировать понятие толерантности (по словарю), озвучить.
- Сформировать проблему: Можем ли мы быть толерантными к ВИЧ-инфицированным?
-
Работа в группах с информационными источниками (подготовленными учителем).
- Понятие о ВИЧ (оформляют в виде краткого конспекта).
- Пути передачи ВИЧ (оформляют в виде схемы).
- Обсуждение в группах (аргументировать свою позицию).
- Представление итогов исследования.
- Дебаты: Имеют ли право ВИЧ-инфицированные на дружбу, участие, поддержку? (Аргументировать позицию своей группы.)
- Обобщение результатов. Выводы.
- Рефлексия. (На подготовленном учителем плакате с надписью: «Казнить нельзя помиловать!» поставить запятую.)
- Домашнее задание: Изготовление ленточек Мура.
Одним из способов, формирующих интерес к изучению школьного предмета, является привлечение учащихся к проектно-исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования (внеурочная занятость). Школьники 5–7 классов посещают занятия в кружке «Первые шаги в науку», где знакомятся с основными аспектами проведения учебного исследования: овладение терминологией, структурой исследования. На начальных этапах детям предлагаются темы мини-исследований, например, наблюдение за домашними питомцами. Самое важное — вовлечь ребенка в исследовательский процесс, только заинтересованные учащиеся будут творчески переосмысливать информационные источники, соизмеряя полученную информацию с тематикой своей работы. Овладение общими методами исследования (анализ, наблюдение, эксперимент, сравнение) позволит школьникам качественно организовать свою деятельность.
- Тщательно продумывать темы исследований, формулировать проблемные вопросы, значимые для учеников.
- Четко планировать все этапы исследовательской и проектной деятельности, фиксируя отдельные шаги, сроки и промежуточные результаты.
- Представлять результаты своего исследования.
В процессе работы над исследованием учащиеся познакомятся с методами проведения научных исследований, научатся красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, презентаций, тезисов), а также приобретут опыт публичного выступления.
При выполнении учебно-исследовательской работы, которая продолжается весь учебный год, учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, реализуя свои знания и способности в исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на школьной научно-практической конференции, затем на городских и региональных конкурсах исследовательских работ учащихся.
Мониторинг результативности организации учебно-исследовательской деятельности в нашей школе за последние три года показал, что качественный уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися школы на различных конкурсах, фестивалях и конференциях.
− Международный творческий конкурс «АртТалант».
− Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».
− Региональный этап Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».
− Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского.
Обучаясь в школе, учащиеся уже имеют печатные работы.
- Публикации в журнале «Юный ученый».
- Тезисы их выступлений входят в сборники участников конференций.
− Сборник тезисов участников городской ученической научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
− Сборник тезисов участников областной научно-практической конференции обучающихся «ЭКО».
Вышеперечисленное в максимальной степени содействует становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ситуации значимости своих действий. Применяемые в образовательной организации учебно-исследовательские технологии способствуют выявлению и сопровождению одаренных детей.
Литература:
- Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Беглова Т. В., Теплицкая А. Г. Развитие универсальных учебных действий̆ в школе (теория и практика). — М.: Сентябрь, 2015.
- Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2006. № 4. — С. 24–36.
- Леонтович А. В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. — 2006, № 6, с. 89–98.
- Обухов А. С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. — 2006. № 1. — С. 100–107.
- Савенков А. И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок. – 2005. – № 2. — с. 84–106.