Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву
Авторы: Щуринова Ирина Анатольевна, Белянкова Елена Ивановна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 04.07.2016
Статья просмотрена: 1180 раз
Библиографическое описание:
Щуринова, И. А. Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву / И. А. Щуринова, Е. И. Белянкова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1129/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается опыт организации внеурочной работы по истории, обществознанию и праву в форме детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма», который объединяет школьников, студентов — будущих учителей и педагогов. Авторы отмечают актуальность и значимость данной формы работы для различных категорий обучающихся, обобщаются результаты деятельности за период существования клуба.
Ключевые слова: внеурочная работа, детско-взрослое сообщество
В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов внеурочная деятельность школьников по предметам приобретает особую актуальность, так как она становится тем ресурсом, который позволит добиться нового качества образования, позволят ребенку развить свои способности, выявить и удовлетворить познавательные интересы. Понятие «внеурочная деятельность» не ново. В образовательных организациях среднего и высшего образования внеурочная работа является традиционной составляющей всего учебно-воспитательного процесса. В разные исторические периоды эта деятельность имела разные названия: «внеурочная», «внеклассная», «внеучебная», «внешкольная». Вместе с тем под влиянием идеологических и культурных потребностей общества в разное время менялось содержание этого понятия. В условиях современной модернизации образования внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса среднего образования, что нашло отражение в Программе воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.
На сегодняшний день внеурочная деятельность по предмету призвана содействовать достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных). Кроме того, внеурочная деятельность оказывает помощь ребенку в поисках «себя», способствует созданию индивидуального образовательного маршрута, расширяет рамки общения с социумом. Согласимся с позицией Е. Б. Евладовой, что гармоничное соединение внеурочной деятельности и дополнительного образования с основным образованием «позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства» [1].
Внеурочная работа по истории, обществознанию и праву может быть реализована в различных формах, одной из которых является создание детско-взрослого сообщества. Такая форма в полной мере позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении, так как она направлена на «проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования» и его «активную учебно-познавательную деятельность … с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей…», как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [4]. Преимуществом такой формы внеурочной деятельности заключаются в том, что она, как правило, не ограничивается определенными возрастными рамками, а объединяет учащихся, которые мотивированы на углубление знании по истории, обществознанию и праву. При этом клубная работа не связана с жестким лимитом времени, школьным расписанием, необходимостью выставления оценок, что позволяет проявлять большую свободу в выборе используемых технологий, расширять контакты с взрослым миром. Подобная форма внеурочной работа полезна не только для школьников, но и для студенческого сообщества, так как это повышает эффективность подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, в профессиональном стандарте Педагога в качестве одного из необходимых умений в воспитательной деятельности современного педагога определено умение «Создавать… разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников» [3].
Детско-взрослое сообщество «Интеллектуальный клуб «Дилемма» было создано в 2013 году как добровольное объединение учащихся, студентов и педагогов при взаимодействии факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого и Центра внешкольной работы г. Тулы. Членами клуба стали студенты и преподаватели факультета истории и права ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», школьники и учителя общеобразовательных организаций г. Тулы, обучающиеся и педагоги МБОДО «ЦВР». Было выбрано клубное направление деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию, социализации и профессиональной ориентации обучающихся, так как деятельность данного детско-взрослого сообщества осуществляется как «свободное время препровождение в общности людей, имеющих сходные или близкие интересы, отношения основаны на общности интересов детей и взрослых, характеризуются атмосферой дружелюбия и доверия» [2, с. 460]. Вместе с тем, клубная форма внеурочной работы позволяет объединить школьников разных возрастов, которые интересуются проблемами истории, обществознания и права, позволяет самостоятельно вырабатывать план работы и выбирать технологии организации занятий, исходя из реальных потребностей школьников и студентов.
Целью деятельности детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма» является создание организационно-педагогических условий для саморазвития и самореализации членов сообщества в совместной социально-направленной деятельности.
Задачами деятельности «Интеллектуального клуба «Дилемма» являются:
‒ формирование у обучающихся гражданской позиции и гражданской идентичности, способности к личному самоопределению и самореализации;
‒ развитие познавательной, социальной, творческой активности обучающихся;
‒ расширение системы знаний о различных сферах деятельности людей, обществе и актуальных проблемах современности;
‒ развитие познавательных, коммуникативных, проективных, организационных умений у участников сообщества;
‒ обогащение социально-ориентированного опыта применения знаний и умений в различных областях общественной жизни.
За три года деятельности «Интеллектуального клуба «Дилемма» его заседания проводились на различные актуальные темы, такие как «Правовые знания и современное российское общество», «СМИ как четвертая власть», «XIX век — век культуры в России», «Историческая правда и мифы о Великой Отечественной войне», «Первая мировая война в памяти потомков», «День народного единства. День воинской славы России», «Битва декламаторов» и др. Формы проведения заседаний весьма разнообразны: дискуссии, дебаты, учебные конференции, викторины, подготовка и представление творческих и исследовательских проектов и др. Часто заседания проходят на базе Тульского государственного музея оружия, что придает особую торжественность. Состав «Интеллектуального клуба «Дилемма» постоянно обновляется, однако есть участники, которые активно участвуют в его деятельности с момента его основания, поэтому у детско-взрослого сообщества уже появлялись некоторые традиции.
Таким образом, в результате участия в деятельности «Интеллектуального клуба «Дилемма» школьники получают возможность не только углубить знания по отдельным проблемам социальных наук (истории, обществознанию, праву), но получают определенную социальную практику, в ходе которой и происходит социализация. Позитивными показателями деятельности Сообщества является то, что многие участники стали более открыты в общении (это касается как школьников, так и студентов), могут легче вести диалог, готовы к сотрудничеству с разными социальными группами. Кроме того, использование разнообразных форм и методов работы обеспечили возможность для самореализации каждого участника. По результатам одного из заседаний «Интеллектуального клуба «Дилемма» на тему «Волонтёрство: новые возможности!?» школьники подготовили несколько проектов и участвовали с ними в областном конкурсе«Доброволец года — 2014».
Отметим, что участие школьников в заседаниях клуба — добровольное. Большинство школьников приходит в клуб без учителей. В первый раз многие из учащихся решают принять участие в деятельности клуба из интереса, большинство из них не имеет отличных оценок по истории, обществознанию или праву. Среди учителей школ, чьи учащиеся принимали участие в деятельности данного детско-взрослого сообщества, было проведено анкетирование. Учителя отметили, что ученики после участия в заседаниях клуба и общения со студентами факультета истории и права стали проявлять больший интерес к изучению истории, обществознания и права, использовать для подготовки к урокам дополнительные источники информации. За время работы «Интеллектуального клуба «Дилемма» трое его членов стали участниками научных чтений школьников «Шаг в науку», несколько человек окончили программу «Школы юных экскурсоводов» при Тульском государственном музее оружия.
Но деятельность детско-взрослого сообщества полезна не только для школьников, но и для студентов — будущих педагогов. Для них организация мероприятий в рамках «Интеллектуального клуба «Дилемма» является инновационной формой проведения практических занятий по методическим дисциплинам. Студенты в рамках таких занятий-практикумов на базе организаций общего образования получают возможность формировать профессиональные педагогические компетенции, преимущественно коммуникативную, проективную и организационную их составляющую, во взаимодействии с учащимися из разных школ г. Тулы. Для будущих учителей истории и права проектирование и организация заседания «Интеллектуального клуба «Дилемма» — это групповой проект, учебное задание интегрированного характера. Студентам предоставляется возможность в практической работе со школьниками освоить профессиональные компетенции педагога. Каждая группа самостоятельно выбирает тему и форму проведения заседания клуба. Проектирует сценарий, организует занятие со школьниками. В процессе таких интерактивных занятий студенты «погружаются» в будущую профессиональную среду, и оказываются в ситуации реального взаимодействия со школьниками как «субъект-субъект». Кроме того, студенты актуализируют свои знания и профессиональные умения из всех ранее освоенных дисциплин как психолого-педагогического, так и предметных блоков (истории, права). У будущих педагогов оцениваются умения сформулировать профессиональные задачи; применение знаний психологии, педагогики, истории и права, предметных методик; оптимальность отбора содержания учебного материала; оптимальность выбора технологий, методов, приемов и средств обучения и воспитания. Организация и проведение интерактивного занятия со школьниками позволяет выделить и оценить дополнительные критерии сформированности профессиональной компетенции у будущих педагогов: организационные и коммуникационные умения, педагогическую рефлексию.
У студентов, осваивающих приемы взаимодействия со школьниками в ходе занятий-практикумов, затем реже возникают педагогические ситуации конфликтного характера в ходе производственной педагогической практики, что подтверждено результатами экспериментального исследования.
Литература:
- Евладова Е. Внеурочная деятельность в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Общественные науки: Интернет издание для учителя. — Июль 23, 2012. [Электронный ресурс] — URL: http://socialnauki.prosv.ru/article/900 (дата обращения 04.06.16)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования: В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию [Электронный ресурс] / Сайт «Реестр примерных основных образовательных программ» Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL:http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 18.05.2016)
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н [Электронный ресурс] — URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения 28.06.2016)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644; от 31.12.2015 № 1577) [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения 28.06.2016)
Похожие статьи
Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности
В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...
Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста
В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социал...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения
Цель автора статьи заключается в рассмотрении технологии создания фанфика на уроках литературы при дистанционном обучении детей-инвалидов, способов активизации творческого мышления учащихся, формирования языковой компетенции школьников в процессе обу...
Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе
В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного мет...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания
В статье представлен педагогический опыт автора по вопросу формирования функциональной грамотности с точки зрения коммуникации на уроках истории и обществознания, рассматривается основное понимание функциональной грамотности, ее подвидов в образовате...
Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования
В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...
Похожие статьи
Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности
В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...
Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста
В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социал...
Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения
Цель автора статьи заключается в рассмотрении технологии создания фанфика на уроках литературы при дистанционном обучении детей-инвалидов, способов активизации творческого мышления учащихся, формирования языковой компетенции школьников в процессе обу...
Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе
В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного мет...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания
В статье представлен педагогический опыт автора по вопросу формирования функциональной грамотности с точки зрения коммуникации на уроках истории и обществознания, рассматривается основное понимание функциональной грамотности, ее подвидов в образовате...
Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования
В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...