Балльная система оценивания
Авторы: Мамцева Олександра Васильевна, Мистюрина Марина Сергеевна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 26.09.2016
Статья просмотрена: 9144 раза
Библиографическое описание:
Мамцева, О. В. Балльная система оценивания / О. В. Мамцева, М. С. Мистюрина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1275/ (дата обращения: 19.12.2024).
С 2010 года МКОУ лицей № 11 г. Россоши Воронежской области активно включился в работу по реализации ФГОС. На протяжении всего времени преподавателями ведётся научно-исследовательская и практическая работа, направленная на разработку новых авторских программ по предметам, работу с одаренными и талантливыми детьми, развитие их познавательной активности и интеллектуального потенциала. В 64 % классов начальной школы обучение ведется по технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, в 36 % — по программе с элементами развивающего обучения «Планета знаний». Основным средством диагностики УУД и осуществления обратной связи является система оценивания. В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования в ней происходит принципиальное изменение результатов обучения младших школьников. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В связи с этим, возникает необходимость в критериальном оценивании, позволяющем фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Пятибалльная система оценивания, безусловно, обладает достоинствами: простота, традиционность, понятность, универсальность, очевидная сила воздействия. Без этого она не могла бы существовать так долго. Но наряду с достоинствами имеет и недостатки в диагностике формирования УУД:
– достижения учащегося сравниваются с результатами других учащихся;
– учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания;
– пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;
– нет обратной связи между учителем и учеником.
Инновации в образовании побудили нас взять за основу критериальное оценивание, что является альтернативной системой контроля и оценки успешности учащихся. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.
Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание позволяет:
– учителям:
- разработать критерии, позволяющие увидеть реальные качественные результаты;
- иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
- выстраивать образовательный маршрут обучения каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и особенностей.
– учащимся:
- прогнозировать собственный успех, опираясь на знание критериев;
- оценивать себя (самооценка) и своих сверстников;
- использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
– родителям:
- получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
- отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
- устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
- быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Администрацией и учителями лицея была разработана и принята к реализации 100 бальная система оценивания, что не предполагает полного отказа от цифровой, формальной отметки (пятибалльной системы). При разработке учитывалось, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений. Критерии оценки были разработаны методическим советом лицея (в состав которого входят руководители методических объединений), совместно с активистами ученического самоуправления и представителями родительской общественности. Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.
Для каждого урока учителем ставится ряд задач, в соответствии с которыми формируются критерии (предметные результаты), для самооценки и оценки видов деятельности учащегося, которую он осуществляет и осваивает в ходе работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем. Чтобы самостоятельность оценивания не вызывала затруднений критерии делаются максимально доступными.
С этой целью в критериях выделяются рубрики (инструкции по оцениванию), которые процедуру оценивания делают максимально прозрачной. В рубриках ставятся баллы по каждому из критериев.
Балльные шкалы по всем предметам начинаются с нуля. Оценивается не личность ученика, а его деятельность. В критериальном оценивании за каждое умение можно набрать баллы, т. е. описание уровней достижения формулируется в позитивном ключе.
В начале учебного года на первых уроках учителями и учениками были обговорены критерии, по которым будут оцениваться работы. Разработка критериев позволяет обучающимся лучше понять, как учиться, чему, а главное, зачем.
В 2016–2017 учебном году в лицее утверждена следующая бальная система:
Баллы |
Отметка |
100–86 |
«5» — «отлично» |
85–70 |
«4» — «хорошо» |
69–50 |
«3» — «удовлетворительно» |
49–0 |
«2» — «неудовлетворительно» |
Высчитывается процентное соотношение между максимальным количеством баллов, которое учащийся может набрать за работу на уроке, и набранными. Например, при оценке текущего диктанта учащийся набрал из пяти возможных три балла: 1 — за грамотность (допущено 3 орфографические ошибки), 1- за каллиграфию и 1 — за работу, написанную без исправлений. Максимально за диктант можно получить 5 баллов. Соответственно, делим 3 на 5, получаем 60 баллов, что соответствует отметке «3».
В качестве примеров приведём некоторые критерии, разработанные и принятые в нашем учебном заведении.
Критерии оценивания устного ответа
№ |
Критерии |
Рубрика |
Балл |
Итого |
1 |
Полнота ответа |
Правильный, полный, самостоятельный ответ |
2 |
2 |
Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов |
1 |
|||
2 |
Четкое знание определений, терминов |
1 |
1 |
|
3 |
Использование в ответе дополнительной информации (приведены примеры, факты для подтверждения изложенного) |
1 |
1 |
|
4 |
Активность на уроке |
1 |
1 |
|
Максимальное количество 5 |
||||
Критерии оценивания диктанта
№ |
Критерии |
Рубрики |
Балл |
Итого |
1 |
Грамотность написания |
Без ошибок |
3 |
3 |
Допущено 1–2 орфографические ошибки или 1 орфографическая и /или 1–2 пунктуационные |
2 |
|||
Допущено 3–5 орфографические ошибки или 3 орфографические и 2–3 пунктуационные или 4 орфографические и 2 пунктуационные |
1 |
|||
Допущено более 5 орфографических ошибок и 1 пунктуационная |
0 |
|||
2 |
Работа написана без исправлений |
1 |
1 |
|
3 |
Письмо соответствует требованиям каллиграфии |
1 |
1 |
|
Максимальное количество 5 |
||||
В начальной школе требования к каллиграфии и исправлениям делятся на два отдельных критерия.
Критерии оценивания результатов выполнения письменных (контрольных, проверочных, самостоятельных) работ обучающихся по математике
№ |
Критерии |
Рубрики |
Балл |
Итого |
Решение базовых заданий |
||||
1 |
Полнота решения. |
Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме |
2 |
2 |
Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца. |
1 |
|||
Решение заданий повышенного уровня |
||||
2 |
Полнота решения. |
Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме |
3 |
3 |
Работа выполнена верно, но не содержит необходимых рассуждений. |
2 |
|||
Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца. |
1 |
|||
3 |
Аккуратность |
Работа выполнена аккуратно. |
1 |
1 |
Максимальное количество 6 |
||||
Критерии оценивания навыка работы стекстом (комплексный анализ текста)
№ |
Критерии |
Рубрика |
Балл |
Итого |
1 |
Умение формулировать тему и основную мысль текста |
Верно определена тема, основная мысль текста |
2 |
2 |
Определена только тема или только основная мысль текста |
1 |
|||
Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов |
1 |
|||
2 |
Умение определять стиль текста и тип речи |
Верно определены стиль и тип текста |
2 |
2 |
Определен только стиль или тип текста |
1 |
|||
3 |
Умение составлять план текста |
План составлен верно, отражены все смысловые части, последовательность частей не нарушена |
3 |
3 |
В плане отражены все смысловые части, но нарушена их последовательность |
2 |
|||
Составлен простой план, пропущена 1 смысловая часть |
1 |
|||
4 |
Умение работать со словарем |
Работа выполняется с использованием словаря |
1 |
1 |
5 |
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста |
Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста |
3 |
3 |
Сформулированный ответ правильный, подтвержденный информацией из текста, но односложный |
2 |
|||
Сформулированный ответ правильный, не подтвержденный информацией из текста, односложный |
1 |
|||
6 |
Умение высказывать свою точку зрения |
Высказывает оценочное суждение |
2 |
2 |
Высказывает суждение на уровне нравится- не нравится, не может оценить полезность информации |
1 |
|||
Максимальное количество 13 |
||||
Учащиеся первых классов недостаточно владеют навыком чтения, поэтому опираться на критерии не могут. С этой целью для них можно предложить оценить выполненную работу с помощью двух линеечек: правильность и аккуратность. Или: поставить галочку рядом с номером задания, в правильности выполнения которого они сомневаются.
Начав критериально оценивать учащихся, мы отметили, что у них снизилась тревожность, стало меньше жалоб на здоровье. Учитель теперь выступает в роли наставника. Учащиеся с интересом включились в новую процедуру оценивания. Новую критериальную систему оценки позитивно приняли и учащиеся, и родители, и учителя.
Первый опыт нам показал, что итоговая отметка по совокупности составляющих критериев оценивания делает учащихся более успешными, позволяет достигнуть определённого уровня в развитии, поскольку критериальное оценивание направлено на движение учащегося вперёд, на самореализацию.
Литература:
- Цукерман Г. А. Оценка без отметки. — М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. — 113 с.
- Критериальное оценивание в начальной школе. Матвеева Е. И. и др. — М.: Вита-пресс, 2013.
- Макарова Е. Г. Мастер класс «Критериальное оценивание — важный фактор процесса обучения» http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/administrativnaja-rabota/54799-master-klass-kriterialnoe-ocenivanie- %E2 %80 %93-vazhny.html
- Глухова И. В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/310771