Балльная система оценивания | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 26.09.2016

Статья просмотрена: 9144 раза

Библиографическое описание:

Мамцева, О. В. Балльная система оценивания / О. В. Мамцева, М. С. Мистюрина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1275/ (дата обращения: 19.12.2024).



С 2010 года МКОУ лицей № 11 г. Россоши Воронежской области активно включился в работу по реализации ФГОС. На протяжении всего времени преподавателями ведётся научно-исследовательская и практическая работа, направленная на разработку новых авторских программ по предметам, работу с одаренными и талантливыми детьми, развитие их познавательной активности и интеллектуального потенциала. В 64 % классов начальной школы обучение ведется по технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, в 36 % — по программе с элементами развивающего обучения «Планета знаний». Основным средством диагностики УУД и осуществления обратной связи является система оценивания. В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования в ней происходит принципиальное изменение результатов обучения младших школьников. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В связи с этим, возникает необходимость в критериальном оценивании, позволяющем фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Пятибалльная система оценивания, безусловно, обладает достоинствами: простота, традиционность, понятность, универсальность, очевидная сила воздействия. Без этого она не могла бы существовать так долго. Но наряду с достоинствами имеет и недостатки в диагностике формирования УУД:

– достижения учащегося сравниваются с результатами других учащихся;

– учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания;

– пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;

– нет обратной связи между учителем и учеником.

Инновации в образовании побудили нас взять за основу критериальное оценивание, что является альтернативной системой контроля и оценки успешности учащихся. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Критериальное оцениваниеэто процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание позволяет:

– учителям:

  • разработать критерии, позволяющие увидеть реальные качественные результаты;
  • иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • выстраивать образовательный маршрут обучения каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и особенностей.

– учащимся:

  • прогнозировать собственный успех, опираясь на знание критериев;
  • оценивать себя (самооценка) и своих сверстников;
  • использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

– родителям:

  • получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
  • отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
  • устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
  • быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Администрацией и учителями лицея была разработана и принята к реализации 100 бальная система оценивания, что не предполагает полного отказа от цифровой, формальной отметки (пятибалльной системы). При разработке учитывалось, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений. Критерии оценки были разработаны методическим советом лицея (в состав которого входят руководители методических объединений), совместно с активистами ученического самоуправления и представителями родительской общественности. Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.

Для каждого урока учителем ставится ряд задач, в соответствии с которыми формируются критерии (предметные результаты), для самооценки и оценки видов деятельности учащегося, которую он осуществляет и осваивает в ходе работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем. Чтобы самостоятельность оценивания не вызывала затруднений критерии делаются максимально доступными.

С этой целью в критериях выделяются рубрики (инструкции по оцениванию), которые процедуру оценивания делают максимально прозрачной. В рубриках ставятся баллы по каждому из критериев.

Балльные шкалы по всем предметам начинаются с нуля. Оценивается не личность ученика, а его деятельность. В критериальном оценивании за каждое умение можно набрать баллы, т. е. описание уровней достижения формулируется в позитивном ключе.

В начале учебного года на первых уроках учителями и учениками были обговорены критерии, по которым будут оцениваться работы. Разработка критериев позволяет обучающимся лучше понять, как учиться, чему, а главное, зачем.

В 2016–2017 учебном году в лицее утверждена следующая бальная система:

Баллы

Отметка

100–86

«5» — «отлично»

85–70

«4» — «хорошо»

69–50

«3» — «удовлетворительно»

49–0

«2» — «неудовлетворительно»

Высчитывается процентное соотношение между максимальным количеством баллов, которое учащийся может набрать за работу на уроке, и набранными. Например, при оценке текущего диктанта учащийся набрал из пяти возможных три балла: 1 — за грамотность (допущено 3 орфографические ошибки), 1- за каллиграфию и 1 — за работу, написанную без исправлений. Максимально за диктант можно получить 5 баллов. Соответственно, делим 3 на 5, получаем 60 баллов, что соответствует отметке «3».

В качестве примеров приведём некоторые критерии, разработанные и принятые в нашем учебном заведении.

Критерии оценивания устного ответа

Критерии

Рубрика

Балл

Итого

1

Полнота ответа

Правильный, полный, самостоятельный ответ

2

2

Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов

1

2

Четкое знание определений, терминов

1

1

3

Использование в ответе дополнительной информации (приведены примеры, факты для подтверждения изложенного)

1

1

4

Активность на уроке

1

1

Максимальное количество 5

Критерии оценивания диктанта

Критерии

Рубрики

Балл

Итого

1

Грамотность написания

Без ошибок

3

3

Допущено 1–2 орфографические ошибки или 1 орфографическая и /или 1–2 пунктуационные

2

Допущено 3–5 орфографические ошибки или

3 орфографические и 2–3 пунктуационные или

4 орфографические и 2 пунктуационные

1

Допущено более 5 орфографических ошибок и 1 пунктуационная

0

2

Работа написана без исправлений

1

1

3

Письмо соответствует требованиям каллиграфии

1

1

Максимальное количество 5

В начальной школе требования к каллиграфии и исправлениям делятся на два отдельных критерия.

Критерии оценивания результатов выполнения письменных (контрольных, проверочных, самостоятельных) работ обучающихся по математике

Критерии

Рубрики

Балл

Итого

Решение базовых заданий

1

Полнота решения.

Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме

2

2

Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца.

1

Решение заданий повышенного уровня

2

Полнота решения.

Работа выполнена полностью. Рассуждения приведены в полном объеме

3

3

Работа выполнена верно, но не содержит необходимых рассуждений.

2

Решение выполнено с ошибкой или не доведено до конца.

1

3

Аккуратность

Работа выполнена аккуратно.

1

1

Максимальное количество 6

Критерии оценивания навыка работы стекстом (комплексный анализ текста)

Критерии

Рубрика

Балл

Итого

1

Умение формулировать тему и основную мысль текста

Верно определена тема, основная мысль текста

2

2

Определена только тема или только основная мысль текста

1

Ответ сформулирован при помощи наводящих вопросов

1

2

Умение определять стиль текста и тип речи

Верно определены стиль и тип текста

2

2

Определен только стиль или тип текста

1

3

Умение составлять план текста

План составлен верно, отражены все смысловые части, последовательность частей не нарушена

3

3

В плане отражены все смысловые части, но нарушена их последовательность

2

Составлен простой план, пропущена 1 смысловая часть

1

4

Умение работать со словарем

Работа выполняется с использованием словаря

1

1

5

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

3

3

Сформулированный ответ правильный, подтвержденный информацией из текста, но односложный

2

Сформулированный ответ правильный, не подтвержденный информацией из текста, односложный

1

6

Умение высказывать свою точку зрения

Высказывает оценочное суждение

2

2

Высказывает суждение на уровне нравится- не нравится, не может оценить полезность информации

1

Максимальное количество 13

Учащиеся первых классов недостаточно владеют навыком чтения, поэтому опираться на критерии не могут. С этой целью для них можно предложить оценить выполненную работу с помощью двух линеечек: правильность и аккуратность. Или: поставить галочку рядом с номером задания, в правильности выполнения которого они сомневаются.

Начав критериально оценивать учащихся, мы отметили, что у них снизилась тревожность, стало меньше жалоб на здоровье. Учитель теперь выступает в роли наставника. Учащиеся с интересом включились в новую процедуру оценивания. Новую критериальную систему оценки позитивно приняли и учащиеся, и родители, и учителя.

Первый опыт нам показал, что итоговая отметка по совокупности составляющих критериев оценивания делает учащихся более успешными, позволяет достигнуть определённого уровня в развитии, поскольку критериальное оценивание направлено на движение учащегося вперёд, на самореализацию.

Литература:

  1. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. — М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. — 113 с.
  2. Критериальное оценивание в начальной школе. Матвеева Е. И. и др. — М.: Вита-пресс, 2013.
  3. Макарова Е. Г. Мастер класс «Критериальное оценивание — важный фактор процесса обучения» http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/administrativnaja-rabota/54799-master-klass-kriterialnoe-ocenivanie- %E2 %80 %93-vazhny.html
  4. Глухова И. В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/310771
Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, критерий, балл, работа, обратная связь, основная мысль текста, умение, учащийся, бальная система оценивания, полный объем.
Задать вопрос