Проблема чтения и чтение как проблема (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Авторы: Пшегорская Ольга Владимировна, Шендрикова Елена Михайловна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 02.10.2016
Статья просмотрена: 496 раз
Библиографическое описание:
Пшегорская, О. В. Проблема чтения и чтение как проблема (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка») / О. В. Пшегорская, Е. М. Шендрикова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1324/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современное образование уже в течение ряда лет претерпевает изменения. Правильные эти изменения или нет, покажет время. Но если их так много, значит, необходимость в них все же есть. Значит, проблемы в системе образования все же накопились. Среди них — проблема нечтения и проблема неправильного чтения, точнее говоря, отсутствие у учащихся достаточных знаний для того, чтобы грамотно читать, т. е. анализировать художественный текст. Надо признать, что, решив задачу подготовки по-настоящему грамотного читателя, школа справится со многими другими, т. к. именно грамотный читатель отличается наличием развитой логики, навыков аналитического сравнения и сопоставления, наконец, внимательного отношения к слову, детали.
Перед учителем литературы стоят задачи: увлечь детей чтением произведений классической литературы, открыть им философию автора, помочь найти ответы в тексте художественного произведения на многие вопросы, которые их волнуют сейчас (в настоящем художественном тексте они всегда есть), с помощью художественного текста приобщить к исторической эпохе, понять мироотношение исторической личности. С чтением художественных произведений конкурирует притягательная для неразвитого ума индустрия компьютерных игр, Интернет-общение и пр. И это состязание оказывается отнюдь не простым, тем более что современный ученик — это уже во втором поколении человек компьютерного мира, к сожалению, пока все еще бессистемного, с отсутствием элементарной культуры пользования всевозможными гаджетами и общения через них. А если мы еще вспомним о том, что, теряя наших учеников как читателей произведений классической литературы, мы позволяем ускоряться процессу антивоспитания, процессу развенчания высоких нравственных идеалов, то несложно представить, что все это ведет к очень серьезным проблемам в масштабах страны.
В свете решения обозначенных проблем представляется интересной авторская технология проф. Б. С. Дыхановой, которая ставит следующую цель: учить читать художественный текст как обладающий специфическим языком, учить читать художественный текст в диалоге с автором.
Попробуем рассмотреть это на примере работы над текстом романом А.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 кл., используя фрагмент первого урока по данному произведению. Кстати, на первых уроках предлагается проанализировать содержание 1 и 6 главы. 1 — потому что начало многое предваряет, предсказывает и тем самым объясняет суть расхождений в оценках Гринева и автора, а 6 — т. к. именно она характеризует взгляд наблюдателя, свидетеля тех исторических событий, о которых идет речь в повести.
Не имея возможности последовательной реализации задачи прочтения на уроке всего текста, мы, пытаясь найти выход из ситуации, будем искать способ заинтересовать учащихся.
Тема первого урока в системе цикла уроков по авторской технологии проф. Б. С. Дыхановой звучит так: «Введение в проблематику текста. Проблема выбора повествователя».
Здесь необходимо отметить, что работа по данной технологии предполагает использование предварительного домашнего задания. Так, например, к первому уроку домашнее задание было таким: 1) Подумать, почему произведение так называется? связано ли название с главным героем? 2) Рассказ о Швабрине: происхождение, образование, воспитание, почему служит в столь отдаленной от столицы крепости?
Система вопросов для организации беседы (анализа):
1) С чего начинается любой художественный текст?
2) Чем является название?
3) Что предполагает такое название?
(Что по названию узнаем о капитанской дочке? А как мы узнаем о ее дворянском роде?)
4) Что такое эпиграф? В чем его функция?
5) Что включает понятие честь? Соответствует ли ожидаемому представлению о чести?
Название 1 гл. «Сержант гвардии»
1) Кто состоялся или не состоялся как сержант гвардии?
2) В эпиграфе к 1 гл. употреблено условное наклонение. В чем разница между гвардией и армией?
3) Какими были в 18 веке традиции относительно военной службы?
4) От кого зависит судьба младшего Гринева изначально?
5) Почему вся 1 гл. посвящена семейному воспитанию и укладу жизни семьи Гриневых?
6) Кто вообще обо всем рассказывает?
7) Что предполагает повествование от «Я»?
8) Почему Пушкин между собой, автором, и читателем помещает повествователя?
9) Становится понятно, насколько важно, кто именно избран Пушкиным на роль повествователя. Какое представление о Гриневе-младшем как о личности дает нам 1 гл.? Можно ли назвать его воспитание достаточным?
Представим данную работу в таблице, материал 2 и 3 колонок которой объясняют, как организуется работа по привлечению учащихся к грамотному, заинтересованному чтению художественного текста.
Работа над анализом художественного текста
Технология анализа |
Что это дает? |
Почему это важно? |
- предварительный вопрос по д/з: почему так называется? |
Помогут те, кто прочитал (1–2 найдутся): вряд ли они назовут капитанскую дочку главной героиней, значит, логичен вопрос: почему вынесено в название? |
Если название не заинтересовало ничем, скорее всего не будут читать. Следовательно, задача учителя — заинтересовать названием. |
С чего начинается любой художественный текст? Чем является название? |
название — квинтэссенция содержания, по нему многое можно определить, следующие вопросы будут просто необходимы и понятны |
|
Что предполагает такое название? |
капитанская дочка-главная героиня |
|
А как мы узнаем о ее дворянском роде? |
по званию её отца: она дворянского рода |
|
Что такое эпиграф? В чем его функция? |
предсказывать, о чем будет идти речь |
Поддерживается интерес к чтению: действительно ли будет предсказывать |
Что включает понятие «честь»? Соответствует ли ожидаемому представлению о чести? |
дворянская честь, военная честь, девичья честь |
О каждом из этих понятий идет речь в произведении |
Название 1 гл. «Сержант гвардии»: Кто состоялся или не состоялся как сержант гвардии? |
Речь идет о Петруше Гриневе |
|
В эпиграфе к 1 гл. употреблено условное наклонение… В чем разница между гвардией и армией? |
историческая справка о гвардии и армии |
условное наклонение не позволяет думать о непременной реальности действия |
Какими были в 18 веке традиции относительно военной службы? |
чины летят, т. к. еще до рождения был записан в полк |
прием сбывшихся и обманутых ожиданий |
От кого зависит судьба младшего Гринева изначально? |
Отец — вершитель судьбы сына |
|
Почему вся 1 гл. посвящена семейному воспитанию и укладу жизни семьи Гриневых? |
Семейный уклад, воспитание в семье дает точное представление о мироотношении членов семьи |
|
Кто вообще обо всем рассказывает? Что предполагает повествование от «Я»? |
Гринев-младший. Повествование от «Я» предполагает доверие к сообщаемой информации |
|
Становится понятно, насколько важно, кто именно избран А. С. Пушкиным на роль повествователя. Какое представление о личности повествователя дает нам 1 гл.? |
18-летний юнец, который отправляется служить в далекую крепость |
вновь эффект обманутых ожиданий |
Можно ли назвать воспитание Гринева-младшего достаточным? |
провинциальная семья среднего достатка; воспитывают в повиновении родителям и старшим, нет образования как такового (чему мог научить Бопре? каковы воспитатели?) |
|
Что важно А. С. Пушкину подчеркнуть, чтобы мы, читатели, верили Петру Андреевичу? |
Юность (великодушие, доброта, чувствительность, свидетель происходящего) |
должны преобладать личные оценки событий, поведения героев…Здесь, безусловно, важен вопрос о доверии повествователю: отличается благонравием (родителей называет «батюшка, матушка», не мог ослушаться батюшку, стыдно перед Савельичем за кутеж и проигрыш) — такому можно доверять |
Почему перо повествователя не доверено Швабрину, он тоже молод, участник событий, к тому же более образованный? |
самостоятельные вывода учащихся |
Предыдущая работа позволяет учащимся провести сопоставительный анализ двух героев |
Составление или заполнение таблицы (Заполняется таблица на основании уже выясненного о Гриневе и рассказа о Швабрине)
— Кто ближе неискушенному читателю из той же среды, что и Гринев?
— Что важно Пушкину подчеркнуть, чтобы мы, читатели, верили Петру Андреевичу?
|
Возраст |
Уровень образования |
Воспитание |
Гринев |
юность |
домашнее, провинциальное, |
патриархальное: уважение старших, законопослушание |
Швабрин |
молодость |
столичного аристократа |
светское; в крепости как нарушитель закона; подлость (история с письмом отцу Гринева) |
Пробуем на основе составленной таблицы сделать вывод о выборе повествователя:
‒ Повествование об историческом событии и исторической личности будет доверено свидетелю событий, юному Гриневу, у которого нет никакого добавочного представления обо всем этом, кроме того, что он видит (он слишком молод и неискушен в вопросах внутренней политики).
‒ Ему можно верить, так как он не умеет врать, он совестливый человек (ему стыдно за свой поступок с Зуриным перед слугой Савельичем).
‒ Он честный, относится к себе с иронией (рассказ об использовании географических карт)
‒ Безусловно, вызывает доверие читателей и тот факт, что Петр воспитан в послушании старших, уважении к отцу, матери.
Поинтересуемся у учащихся:
‒ Почему перо повествователя не доверено Швабрину, он тоже молод, участник событий, более образованный?
‒ Итак, что дает первая глава? (вводит в мир пушкинской повести, корректирует наши предположения о смысле названия двумя эпиграфами, является прологом к последующим событиям).
‒ Какова проблематика текста, исходя из анализа содержания 1 главы? (проблема чести, в том числе и дворянской чести, проблема семейного воспитания- то, что позволяет выявить 1 глава).
Осталось нерешенной задача: учить читать художественный текст в диалоге с автором. Предлагаем подумать: какова оценка автором описанных событий, будет ли она совпадать с оценкой повествователя (для этого необходимо внимательно прочитать 6 главу «Пугачевщина», выделив оценочные характеристики мятежников и власти).
Таким образом, авторская технология преподавания литературы профессора Б. С. Дыхановой позволяет не только заинтересовывать учащихся, что само по себе в условиях сегодняшнего дня немаловажно, но и увеличивать количество понятых ими художественных текстов, а значит, существенно повышает возможности самовоспитания старшеклассников.
Литература:
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.8 класс,. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1998, 103с.
- Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2001, 143с.
- Дыханова Б. С. Задачник для домашнего чтения программных литературных текстов. 9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, ВГПУ, 2005, 111с.