Проблема чтения и чтение как проблема (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка») | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 02.10.2016

Статья просмотрена: 496 раз

Библиографическое описание:

Пшегорская, О. В. Проблема чтения и чтение как проблема (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка») / О. В. Пшегорская, Е. М. Шендрикова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1324/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное образование уже в течение ряда лет претерпевает изменения. Правильные эти изменения или нет, покажет время. Но если их так много, значит, необходимость в них все же есть. Значит, проблемы в системе образования все же накопились. Среди них — проблема нечтения и проблема неправильного чтения, точнее говоря, отсутствие у учащихся достаточных знаний для того, чтобы грамотно читать, т. е. анализировать художественный текст. Надо признать, что, решив задачу подготовки по-настоящему грамотного читателя, школа справится со многими другими, т. к. именно грамотный читатель отличается наличием развитой логики, навыков аналитического сравнения и сопоставления, наконец, внимательного отношения к слову, детали.

Перед учителем литературы стоят задачи: увлечь детей чтением произведений классической литературы, открыть им философию автора, помочь найти ответы в тексте художественного произведения на многие вопросы, которые их волнуют сейчас (в настоящем художественном тексте они всегда есть), с помощью художественного текста приобщить к исторической эпохе, понять мироотношение исторической личности. С чтением художественных произведений конкурирует притягательная для неразвитого ума индустрия компьютерных игр, Интернет-общение и пр. И это состязание оказывается отнюдь не простым, тем более что современный ученик — это уже во втором поколении человек компьютерного мира, к сожалению, пока все еще бессистемного, с отсутствием элементарной культуры пользования всевозможными гаджетами и общения через них. А если мы еще вспомним о том, что, теряя наших учеников как читателей произведений классической литературы, мы позволяем ускоряться процессу антивоспитания, процессу развенчания высоких нравственных идеалов, то несложно представить, что все это ведет к очень серьезным проблемам в масштабах страны.

В свете решения обозначенных проблем представляется интересной авторская технология проф. Б. С. Дыхановой, которая ставит следующую цель: учить читать художественный текст как обладающий специфическим языком, учить читать художественный текст в диалоге с автором.

Попробуем рассмотреть это на примере работы над текстом романом А.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 кл., используя фрагмент первого урока по данному произведению. Кстати, на первых уроках предлагается проанализировать содержание 1 и 6 главы. 1 — потому что начало многое предваряет, предсказывает и тем самым объясняет суть расхождений в оценках Гринева и автора, а 6 — т. к. именно она характеризует взгляд наблюдателя, свидетеля тех исторических событий, о которых идет речь в повести.

Не имея возможности последовательной реализации задачи прочтения на уроке всего текста, мы, пытаясь найти выход из ситуации, будем искать способ заинтересовать учащихся.

Тема первого урока в системе цикла уроков по авторской технологии проф. Б. С. Дыхановой звучит так: «Введение в проблематику текста. Проблема выбора повествователя».

Здесь необходимо отметить, что работа по данной технологии предполагает использование предварительного домашнего задания. Так, например, к первому уроку домашнее задание было таким: 1) Подумать, почему произведение так называется? связано ли название с главным героем? 2) Рассказ о Швабрине: происхождение, образование, воспитание, почему служит в столь отдаленной от столицы крепости?

Система вопросов для организации беседы (анализа):

1) С чего начинается любой художественный текст?

2) Чем является название?

3) Что предполагает такое название?

(Что по названию узнаем о капитанской дочке? А как мы узнаем о ее дворянском роде?)

4) Что такое эпиграф? В чем его функция?

5) Что включает понятие честь? Соответствует ли ожидаемому представлению о чести?

Название 1 гл. «Сержант гвардии»

1) Кто состоялся или не состоялся как сержант гвардии?

2) В эпиграфе к 1 гл. употреблено условное наклонение. В чем разница между гвардией и армией?

3) Какими были в 18 веке традиции относительно военной службы?

4) От кого зависит судьба младшего Гринева изначально?

5) Почему вся 1 гл. посвящена семейному воспитанию и укладу жизни семьи Гриневых?

6) Кто вообще обо всем рассказывает?

7) Что предполагает повествование от «Я»?

8) Почему Пушкин между собой, автором, и читателем помещает повествователя?

9) Становится понятно, насколько важно, кто именно избран Пушкиным на роль повествователя. Какое представление о Гриневе-младшем как о личности дает нам 1 гл.? Можно ли назвать его воспитание достаточным?

Представим данную работу в таблице, материал 2 и 3 колонок которой объясняют, как организуется работа по привлечению учащихся к грамотному, заинтересованному чтению художественного текста.

Работа над анализом художественного текста

Технология анализа

Что это дает?

Почему это важно?

- предварительный вопрос по д/з: почему так называется?

Помогут те, кто прочитал (1–2 найдутся): вряд ли они назовут капитанскую дочку главной героиней, значит, логичен вопрос: почему вынесено в название?

Если название не заинтересовало ничем, скорее всего не будут читать. Следовательно, задача учителя — заинтересовать названием.

С чего начинается любой художественный текст? Чем является название?

название — квинтэссенция содержания, по нему многое можно определить, следующие вопросы будут просто необходимы и понятны

Что предполагает такое название?

капитанская дочка-главная героиня

А как мы узнаем о ее дворянском роде?

по званию её отца: она дворянского рода

Что такое эпиграф? В чем его функция?

предсказывать, о чем будет идти речь

Поддерживается интерес к чтению: действительно ли будет предсказывать

Что включает понятие «честь»? Соответствует ли ожидаемому представлению о чести?

дворянская честь, военная честь, девичья честь

О каждом из этих понятий идет речь в произведении

Название 1 гл. «Сержант гвардии»: Кто состоялся или не состоялся как сержант гвардии?

Речь идет о Петруше Гриневе

В эпиграфе к 1 гл. употреблено условное наклонение… В чем разница между гвардией и армией?

историческая справка о гвардии и армии

условное наклонение не позволяет думать о непременной реальности действия

Какими были в 18 веке традиции относительно военной службы?

чины летят, т. к. еще до рождения был записан в полк

прием сбывшихся и обманутых ожиданий

От кого зависит судьба младшего Гринева изначально?

Отец — вершитель судьбы сына

Почему вся 1 гл. посвящена семейному воспитанию и укладу жизни семьи Гриневых?

Семейный уклад, воспитание в семье дает точное представление о мироотношении членов семьи

Кто вообще обо всем рассказывает? Что предполагает повествование от «Я»?

Гринев-младший. Повествование от «Я» предполагает доверие к сообщаемой информации

Становится понятно, насколько важно, кто именно избран А. С. Пушкиным на роль повествователя. Какое представление о личности повествователя дает нам 1 гл.?

18-летний юнец, который отправляется служить в далекую крепость

вновь эффект обманутых ожиданий

Можно ли назвать воспитание Гринева-младшего достаточным?

провинциальная семья среднего достатка; воспитывают в повиновении родителям и старшим, нет образования как такового (чему мог научить Бопре? каковы воспитатели?)

Что важно А. С. Пушкину подчеркнуть, чтобы мы, читатели, верили Петру Андреевичу?

Юность (великодушие, доброта, чувствительность, свидетель происходящего)

должны преобладать личные оценки событий, поведения героевЗдесь, безусловно, важен вопрос о доверии повествователю: отличается благонравием (родителей называет «батюшка, матушка», не мог ослушаться батюшку, стыдно перед Савельичем за кутеж и проигрыш) — такому можно доверять

Почему перо повествователя не доверено Швабрину, он тоже молод, участник событий, к тому же более образованный?

самостоятельные вывода учащихся

Предыдущая работа позволяет учащимся провести сопоставительный анализ двух героев

Составление или заполнение таблицы (Заполняется таблица на основании уже выясненного о Гриневе и рассказа о Швабрине)

— Кто ближе неискушенному читателю из той же среды, что и Гринев?

— Что важно Пушкину подчеркнуть, чтобы мы, читатели, верили Петру Андреевичу?

Возраст

Уровень образования

Воспитание

Гринев

юность

домашнее, провинциальное,

патриархальное: уважение старших, законопослушание

Швабрин

молодость

столичного аристократа

светское; в крепости как нарушитель закона; подлость (история с письмом отцу Гринева)

Пробуем на основе составленной таблицы сделать вывод о выборе повествователя:

‒ Повествование об историческом событии и исторической личности будет доверено свидетелю событий, юному Гриневу, у которого нет никакого добавочного представления обо всем этом, кроме того, что он видит (он слишком молод и неискушен в вопросах внутренней политики).

‒ Ему можно верить, так как он не умеет врать, он совестливый человек (ему стыдно за свой поступок с Зуриным перед слугой Савельичем).

‒ Он честный, относится к себе с иронией (рассказ об использовании географических карт)

‒ Безусловно, вызывает доверие читателей и тот факт, что Петр воспитан в послушании старших, уважении к отцу, матери.

Поинтересуемся у учащихся:

‒ Почему перо повествователя не доверено Швабрину, он тоже молод, участник событий, более образованный?

‒ Итак, что дает первая глава? (вводит в мир пушкинской повести, корректирует наши предположения о смысле названия двумя эпиграфами, является прологом к последующим событиям).

‒ Какова проблематика текста, исходя из анализа содержания 1 главы? (проблема чести, в том числе и дворянской чести, проблема семейного воспитания- то, что позволяет выявить 1 глава).

Осталось нерешенной задача: учить читать художественный текст в диалоге с автором. Предлагаем подумать: какова оценка автором описанных событий, будет ли она совпадать с оценкой повествователя (для этого необходимо внимательно прочитать 6 главу «Пугачевщина», выделив оценочные характеристики мятежников и власти).

Таким образом, авторская технология преподавания литературы профессора Б. С. Дыхановой позволяет не только заинтересовывать учащихся, что само по себе в условиях сегодняшнего дня немаловажно, но и увеличивать количество понятых ими художественных текстов, а значит, существенно повышает возможности самовоспитания старшеклассников.

Литература:

  1. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.8 класс,. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1998, 103с.
  2. Дыханова Б. С. Книга для учителя-словесника.9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2001, 143с.
  3. Дыханова Б. С. Задачник для домашнего чтения программных литературных текстов. 9 класс средней общеобразовательной школы, Воронеж, ВГПУ, 2005, 111с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественный текст, Пушкин, дворянский род, семейное воспитание, условное наклонение, авторская технология, военная служба, грамотный читатель, историческая личность, какое представление.

Похожие статьи

Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний»)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо при изучении повести М. Горького «В людях»

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале антропонимии романа «Мастер и Маргарита»)

Изучение образной системы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в профильном классе

Проблема осмысления истории в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Специфика ономастики в художественной литературе (на примере произведений Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова)

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Образовательный потенциал чтения (на примере творчества Д. Хармса)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

К вопросу перевода художественной литературы (на примере стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте «Прекрасная ночь»)

Похожие статьи

Проблемы восприятия зарубежной литературы обучающимися в школе (на примере изучения повести А.Камю «Посторонний»)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо при изучении повести М. Горького «В людях»

Поэтическая ономастика М.А. Булгакова (на материале антропонимии романа «Мастер и Маргарита»)

Изучение образной системы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в профильном классе

Проблема осмысления истории в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Специфика ономастики в художественной литературе (на примере произведений Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова)

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Образовательный потенциал чтения (на примере творчества Д. Хармса)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

К вопросу перевода художественной литературы (на примере стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте «Прекрасная ночь»)

Задать вопрос