Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.10.2016

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Борода, Т. В. Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями / Т. В. Борода. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1377/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема занятия: «Читаем— размышляем».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: формирование приемов умственной деятельности

Задачи:

Образовательные:

– Закреплять знания ребенка об однокоренных словах через задания на исключение понятий;

– Отрабатывать способы учебной работы;

– Продолжать формирование навыка смыслового чтения;

– Учить применять на практике полученные навыки.

Коррекционно-развивающие:

– Формировать приемы синтезирования объекта;

– Закреплять приемы выделения и совмещения признаков объекта;

– Корригировать и развивать вербально-логическое мышление через решение задач на обобщения и установление закономерностей;

– Корригировать и развивать устойчивое внимание ребенка;

– Совершенствовать активный словарь ребенка.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к занятиям;

– Воспитывать умение внимательно слушать педагога;

– Развивать умение работать с дидактическими средствами.

Планируемые предметные результаты:

– читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость;

– пересказывать текст подробно под руководством педагога;

– составлять текст из набора предложений;

– опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы в соответствии с ситуацией речевого общения;

Планируемые метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

– строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;

– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений;

– осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать с педагогом пути достижения;

– находить нужную информацию через беседу с педагогом.

Познавательные УУД:

– осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки;

– понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого;

– применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

– использовать родной язык как средство получения знаний по учебным предметам в школе.

Регулятивные УУД:

– с помощью педагога принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующие этапу обучения;

– планировать свои действия на отдельных этапах урока;

– определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме;

– позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

– оценивать совместно с педагогом результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Планируемые личностные результаты:

– проявлять положительное отношение к занятиям, желание читать на занятии, отвечать на вопросы педагога, принимать активное участие в различных видах деятельности;

– пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.

Форма работы: индивидуальная работа

Современные педагогические технологии: технология деятельности на уроке (по Н. К. Смирнову), технология развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, концентрированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи:

Канакина В. П., Горецкий В. Г.: Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС. — М.: Издательство: Просвещение, 2014 г. — Серия: Школа России.

Основные ресурсы урока для учителя:

– ученическая парта;

– развивающие игры и задания.

Основные ресурсы урока для ученика:

– рабочая тетрадь;

– пенал;

– дидактический материал к развивающим заданиям;

– тетрадь-тренажёр 4 класс. Смысловое чтение. Беденко М. В. — М.:ВАКО, 2014. — 96с.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности учащегося

  1. Организационный момент (мотивация кдеятельности)

Цель: создание положительного настроя на занятие

– Проведение упражнения «Мы чем-то похожи…».

Дидактическая цель:развитие навыков анализа и синтеза через нахождение общих черт, объединяющих с другими людьми.

Ребенок совместно с учителем должен составить список того, что их объединяет (например, «У каждого из нас есть мама», «мама ходит на работу», «мы любим мороженое»).

– Ребенок находит и называет общие черты с педагогом

  1. Основная часть (организация познавательной деятельности)

Цель: развитие мыслительных операций

Проведение игры «Четвертый лишний».

Дидактическая цель: развитие словесно-логического мышления

Педагог дает указание вычеркнуть в каждом ряду слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам. Предлагает обобщить остальные слова и объяснить свой выбор, разобрать все слова по составу.

  • честный, честь, чесночный, чествование
  • седло, седловина, седина, седлать
  • смешной, смешать, смех, смешить
  • левша, левый, лев, налево
  • диво, удивлять, диван, дивный
  • враждовать, враг, противник, вражески
  • учить, изучать, зубрить, обучаться
  • ветер, вихрь, безветренный, ветряная (мельница).

– Проведение задания «Подбери недостающую фигуру».

Дидактическая цель: развитие навыка устанавливать закономерности и выделять существенные признаки, на которых строится целостная система.

Педагог предъявляет ребенку девятиклеточную таблицу, в которой в определенном логическом порядке расположены фигуры; одна клеточка пустует.

Рассмотри внимательно левую таблицу и скажи, какой фигуры не хватает. Найди в правой таблице с номерами соответствующую фигуру.

После завершения работы педагог проводит проверку выполнения задания по определенному алгоритму (данный алгоритм используется на этапе введения приемов многоаспектного анализа и синтезирования объекта; помогает закрепить данный навык).

Проведение работы над пониманием переносного смысла пословиц.

Дидактическая цель:развитие словесно-логического мышления, улучшение усвоения грамматики русского языка.

Педагог предлагает ребенку подобрать с помощью стрелочек пословицы с противоположным значением, объяснить их смысл.

Светло, хоть иголки собирай.

Воспрянуть духом.

Заварить кашу.

Одним махом.

В час по чайной ложке.

Ни зги не видно.

Коломенская верста.

Как кошка с собакой.

Чуть свет.

Не покладая рук.

Повесить нос.

Расхлёбывать кашу.

Жить душа в душу.

От горшка два вершка.

Сидеть сложа руки.

На ночь глядя.

– Проведение динамической паузы.

Дидактическая цель: активизация двигательной активности, повышение работоспособности.

Педагог зачитывает стихи физминутки и вместе с ребенком выполняет движения.

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!

Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны — Раз-два-три-четыре-пять!

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять!

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе!

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно! Не лениться!

– Проведение задания на составление связного текста из данных предложений с последующим пересказом (пересказ текста сзадачей на синтезирование).

Дидактическая цель: развитие навыка устанавливать причинно-следственные связи и смысловую последовательность текста.

Педагог предлагает расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ. Прочитать текст и пересказать его в правильной последовательности.

Рассказ Пети.

Хороший каток получился!

Дядя Гриша нас выручил.

Я придумал сделать во дворе каток.

Мы всю площадку очистили.

Больше всех нам помог дворник дядя Гриша.

Оставалось её водой полить.

Нам не пришлось вёдрами таскать воду.

Вместе с Вовкой мы снег расчистили и дрова убрали.

Дядя Гриша принёс длинный шланг

Потом ещё подошли ребята и стали нам помогать.

Он привинтил шланг к трубе, открыл кран и полил водой нашу площадку.

Работа закипела.

– Проведение работы с текстом.

Дидактическая цель: развитие навыков понимания и анализа познавательного текста.

Педагог предлагает ребенку прочитать текст вслух в удобном для него темпе.

Дома на курьих ножках.

Ты не задумывался, почему у Бабы-яги домна курьих ножках? Потому что она живёт на болоте. Только жители болот строили дома на сваях. А славяне тысячи лет назад были людьми леса, и болотные племена казались им странными и подозрительными. И дома у них не такие, и обычаи. Может, с ними и чудища живут?

За тысячи лет из разных племён — и лестных, и болотных — сложился единый русский народ, и уже никто не помнит, кто жил в лесу, а кто — на болоте.

А сказка помнит.

Педагог предлагает выполнить задания по тексту: выбрать правильный ответ, отметить его и объяснить свой выбор. Для каждого вопроса найти в тексте и процитировать то место, которое содержит нужную для ответа информацию, выделить ее маркером.

1) Курьими ножками называли:

  • столбы, на которых крепился забор у дома
  • сваи, на которых стоял дом;
  • запутанные дорожки возле дома.

2) Кто строил дома на сваях?

  • жители пустыни;
  • жители болот.

– Ребёнок читает построчно слова; находит лишнее слово в каждом ряду. Обобщает остальные слова и объясняет свой выбор. Все слова разбирает по составу.

– Ребенок анализирует таблицу с рисунками. Ищет признаки отличия фигур. Определяет признаки недостающей фигуры. Повторяет, что изменяется у фигур.Наблюдая за изменяющимися признаками, учащийся делает вывод, какой фигуры не хватает (фигуры под номером 5). Обводит найденную фигуру в правой таблице.

– Ребенок последовательно читает все пословицы. Выбирает противоположные по смыслу. Доказывает свое мнение педагогу — объясняет смысл. Соединяет каждую пару цветными карандашами разного цвета.

– Ребенок выполняет движения физминутки: бег на месте, наклоны, вращения прямыми руками, приседания, прыжки, потягивания рук вверх, затем в стороны. Садится за парту.

– Ребенок вслух читает предложения. Простым карандашом расставляет правильную последовательность текста. Читает текст в правильном порядке. Пересказывает текст.

– Ребенок вслух читает текст. Выполняет предложенные педагогом задания по анализу текста.

  1. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности учащегося.

Цель: рефлексия занятия, получение эмоционального отклика от ребенка

– Проведение игры «Закончи предложения».

Дидактическая цель: формирование умения оценивать себя и свою деятельность.

Педагог просит ребенка высказать свое собственное суждение и отношение в ответ на вопрос.

  • Самым интересным на занятии для меня было….
  • Самым трудным мне сегодня показалось…
  • Сегодня в изученном самое главное для меня…
  • Я сегодня не согласен….
  • У меня были моменты радости и удовлетворения от моих удачных ответов…
  • Я извлек пользу из занятия…
  • Я заметил свои успехи…

– Ребенок заканчивает предложения педагога, анализируя свою деятельность на занятии.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, Ребенок, текст, занятие, слово, какая фигура, правая таблица, русский язык, словесно-логическое мышление, смысловое чтение.

Похожие статьи

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы

Сопровождение детей с разными образовательными потребностями в условиях группы кратковременного пребывания как залог успешного формирования предпосылок к учебной деятельности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся начальной школы с ОВЗ на внеклассных занятиях

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Похожие статьи

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы

Сопровождение детей с разными образовательными потребностями в условиях группы кратковременного пребывания как залог успешного формирования предпосылок к учебной деятельности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся начальной школы с ОВЗ на внеклассных занятиях

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задать вопрос