Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда»
Автор: Куприянова Светлана Геннадьевна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 27.10.2016
Статья просмотрена: 2416 раз
Библиографическое описание:
Куприянова, С. Г. Рабочая программа эколого-биологической направленности по внеурочной деятельности «Экоклуб «Здоровая среда» / С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1416/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Программа «Экоклуб «Здоровая среда» — это развивающая программа биолого-экологической направленности для школьников младшего подросткового возраста. В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно-деятельностный подход, а формы деятельности — это: занятия — практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары, викторины.
Цели программы:
– сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе;
– развивать творческие способности;
– привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;
Задачи:
– формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;
– формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т. п.)
– развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий;
– воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.
Образовательная программа рассчитана на обучающихся младшего подросткового возраста — 11–12 лет. Реализация программы Экоклуб «Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. Личностные, метапредметные ипредметные результаты
Ожидаемые результаты:
– Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.
– Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.
– Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.
– Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.
Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса “Экоклуб”.
Личностными результатами являются:
– Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;
– Бережное отношение к природе;
– Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
– Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Метапредметными результатами являются:
– Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
– Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
– Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
– Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметными результатами являются:
– Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;
– Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований;
– Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;
– Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.
Содержание программы
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
«Растения вокруг нас» Включает в себя теоретические и практические занятия по комнатному цветоводству и изучению природных растительных сообществ. |
10 |
2 |
«Наши друзья— животные» Содержит теоретические и практические занятия по изучению насекомых, птиц, млекопитающих, фауны аквариума. |
9 |
3 |
«Экология имы» Включает в себя теоретические и практические занятия по изучению взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей средой, норм поведения человека в природе, проведение мероприятий природоохранной направленности. |
16 |
Тематическое планирование
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Теоретические занятия |
Кол-во часов |
Практические занятия |
Кол-во часов |
Раздел 1 «Растения вокруг нас»— 10 часов |
||||||
1 |
Природные растительные сообщества |
3 |
Растительный мир моего края |
1 |
Осенние явления в жизни растений (экскурсия) Изготовления гербария древесных растений |
2 |
2 |
Дары осени |
2 |
Типы плодов и семян |
1 |
Изготовление коллекции плодов и семян |
1 |
3 |
Уход за комнатными растениями |
5 |
Правила работы с определителями комнатных растений, правила составления паспорта, правила черенкования и пересадки укоренившихся черенков |
2 |
Определение комнатных растений в кабинете биологии, изготовление и размещение этикеток комнатных растений Пересадка и перевалка комнатных растений |
3 |
Раздел 2 «Наши друзья— животные»— 9 часов |
||||||
1 |
Водная среда жизни и её обитатели |
2 |
Многообразие аквариумных рыбок, условия их содержания |
1 |
Изучение и зарисовка рыб |
1 |
2 |
Приключения с насекомыми |
2 |
Разнообразие форм, способов питания, особенности поведения и размножения насекомых |
1 |
Изучение коллекций насекомых |
1 |
3 |
Жизнь птиц |
3 |
Птицы вокруг нас |
1 |
Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка. Наблюдение за птицами. Проведение викторины «День птиц» |
2 |
4 |
Млекопитающие Самарской области |
2 |
Видовой состав млекопитающих Самарской области, редкие и исчезающие виды, необходимость их охраны |
1 |
Проектная работа «Редкие и исчезающие виды животных Самарской области» |
1 |
Раздел 3 «Экология имы»— 16 часов |
||||||
1 |
Человек в природе |
6 |
Экология — наука о среде обитания. Прямое и косвенное влияние человека на природу |
2 |
Экскурсия «Мир полон загадок» Составление пищевых цепей Изучение мер по утилизации бытовых отходов, их вторичное использование Экскурсия на автомобильную дорогу. Подсчет количества машин |
4 |
2 |
Работа с оборудованием цифровой лаборатории «Архимед» |
6 |
Знакомство с датчиками цифровой лаборатории и правилами работы с ними |
1 |
Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание микропрепаратов Работа с датчиками температуры, влажности, освещенности Исследование микроклимата кабинетов, рекреаций и других помещений школы Подготовка и защита презентаций по итогам исследования микроклимата |
5 |
3 |
Природа знает лучше |
4 |
Отрицательное влияние человека на природу, биологическое равновесие, его нарушения |
1 |
Изучение условий жизни растений в парке. Экскурсия Проведение праздника «В гостях у природы» |
3 |
ИТОГО: |
35 |
12 |
23 |
|||
Учебно-методическое иматериально-техническое обеспечение программы
Оборудование для занятий вкабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, цифровая лаборатория «Архимед»
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по экологии и биологии, справочники, энциклопедии по биологии, определители растений и животных, коллекции насекомых.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
Литература:
- Биология. Школьный курс в вопросах и ответах / Сост. Шахович В. Н.-Минск: «Интерпрессервис», 2003.
- Иваненко Л. В., Быкова П. Г. Экологические проблемы города и утилизация отходов.-Самара, 2005.
- Каплин В. Г. Биоиндикация состояния экосистем.-Самара, 2001.
- Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся.-М.: Просвещение, 2007.
- Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов.-М.: Мысль, 2004.