Нетрадиционные методы изобразительной деятельности младших дошкольников
Автор: Кульдубаева Наталья Леонидовна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.11.2016
Статья просмотрена: 212 раз
Библиографическое описание:
Кульдубаева, Н. Л. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности младших дошкольников / Н. Л. Кульдубаева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1506/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для развития творческих способностей детей, раскрытия творческого потенциала и личностных качеств дошкольников используются различные техники и жанры изобразительного искусства. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении.
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.)
При проведении непосредственно-образовательной деятельности «Художественно- эстетическое развитие» решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка; задачи по речевому развитию и развитию мелкой моторики ребёнка.
В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно- эстетических видов деятельностей. Это информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира (когда освоение одного искусства ведется через привлечение разных видов искусства, разных видов художественного мышления) и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности с другими образовательными областями в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
«Художественно-эстетическое развитие». В детском саду решаются задачи всестороннего развития детской личности.
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию.
Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Поэтому для раскрытия творческих способностей детей мною был выбран способ: рисование бросовым материалом (работа карандашной стружкой, работа с салфеткой).
Работа карандашной стружкой.
Такой обычный материал как карандашная стружка способен предоставить огромный простор для детской фантазии, пробудить творческий потенциал ребёнка, подарить радость общения с натуральной тонкой древесиной, краешек которой ярко окрашен.
Я использовала этот приём работы с детьми первой младшей группы.
Тема: Создание образа детской игрушки — Чебурашка.
Цель: Продолжать формировать умение работать аккуратно и доводить работу до конца: развивать творческую фантазию, самостоятельность, продолжать воспитывать доброжелательное отношение к персонажам сказки; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Этапы работы:
- Предложить детям рассмотреть игрушку «Чебурашку».
- Описать его.
- Предложить детям силуэты Чебурашки, изображённые простым карандашом на листе формата А4.
- Ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что надо сделать любимым игрушкам шерстку.
- Перейти за столы.
- Силуэты «Чебурашек» намазываем клеем, сыплем равномерно стружку от карандашей по всему силуэту.
- В конце работы обязательно прижимать стружку салфеткой, чтобы она лучше приклеилась к основе.
Итог:
Сравнение работ.
Диалог с детьми о выполнении работы и результатах.
Выставка работ.
Работа ссалфеткой.
Тема: «Платье для куколки».
Цель: Помочь овладеть зрительным анализом и синтезом фигуры человека, состоящей из нескольких частей;
Учить скатывать комок из салфетки между ладонями прямыми движениями обеих рук;
Продолжать воспитывать доброжелательные отношения к игровым персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь.
Этапы работы:
- Предложить детям рассмотреть платье.
- Педагог ненавязчиво подводит детей к мысли о том, что надо украсить свитер своей куколки.
- За столами педагог показывает и объясняет работу с салфетками.
- Трафареты кукол намазывать клеем.
- Скатать комок из салфетки между ладонями прямыми движениями обеих рук и приклеить на трафарет куколки.
- Итог:
- Сравнение работ.
- Диалог с детьми о выполнении работы и результатах.
- Выставка работ.
Вывод.
Использование бросового материала для развития творческих способностей младших дошкольников стимулирует активность и самостоятельность детей в изодеятельности.
Дошкольники приобретают умение находить новые способы для художественного изображения образов любимых героев, учатся передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.