Авторская система работы «Золотая нить» по использованию горизонтальной интеграции на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, О. Н. Авторская система работы «Золотая нить» по использованию горизонтальной интеграции на уроках в начальной школе / О. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1526/ (дата обращения: 16.10.2024).



За время работы в школе я, к огорчению, заметила, что предметные программы в начальной школе, составлены так, что знания ребенка остаются разъединёнными по предметному признаку и пришла к следующей системе работы, которую назвала «Золотая нить». Данная система позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению. Мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множество других. «Клубок» — это основа одного предмета, а его «золотая нить» пронизывает все предметы курса, помогая шире изучить его предметные связи, процессы, чтобы иметь возможность применения полученных знаний на практике.

Как правило, берётся одна общая тема и необходимо найти путь, по которому пройдёт её «нить» на различных уроках. Окончательный результат работы по общей теме я стараюсь связать с реальной жизнью родного города, прививая тем самым любовь к Родине и чувство патриотизма. Обязательным условием является связь урочной темы с внеклассной работой. Это может быть и экскурсия, и поход, и участие в городских мероприятиях, и классный час или конкурс, защита исследовательского проекта или посещение творческой мастерской. Необходимо, чтобы дети смогли увидеть, примерить, потрогать, попробовать. Вот вам и целостное восприятие мира. Я— ЭТО узнавал. Я— ЭТО изучал. Я— ЭТО творил. Я— увидел место ЭТОГО вмире.

Благодаря такой организации познания каждому ученику программируется путь от действий, общих с учителем, одноклассниками, — к самостоятельным; от деятельности подражания через конструктивную — к творческой.Ученику начальной школы важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон. Если это художественное произведение, то в логическом и эмоциональном плане,если научно-познавательная статья с точки зрения ученого, биолога, художника, музыканта и т. д.

Выбор тем делается заранее, при написании календарно-тематического планирования, чтобы определить смежные области изучения. Одна тема изучается примерно месяц, её результаты пополняются и оформляются на сменной доске достижений.

Таблица

Примерное планирование работы по системе ЗОЛОТАЯ НИТЬ

4 класс «Школа России» 1 полугодие

Общая тема

Предметы курса

Темы поурочного планирования

Внеурочная деятельность

сентябрь

Симметрия

Математика

Свойства диагоналей квадрата

Экскурсия в лес

«Симметрия в природе»

Окружающий мир

Симметрия организма человека

ИЗО

Архитектура Образ русского дома

Технология

Работа с природным материалом

Бабочка из листьев

Научно-исследовательский проект «Золотое сечение в архитектуре родного города»(в рамках городской научно- практической конференции мл. школьников)

Литературное чтение

Стихи Лермонтов. Симметрия в стихах Лермонтова.

Информатика

Симметричные и несимметричные отношения между объектами

октябрь

7 чудес света

Окружающий мир

Когда и где? История — путешествие вдаль времен.

Участие в городском конкурсе «Я рисую мир»

Внеклассное чтение

Путешествие в Колизей.

Технология

Объёмное моделирование Пирамида. Пирамиды Гизы.

Конкурс ученических презентаций «Окно в мир»

ОРКСЭ

(модуль ОПК)

Проповедь Христа.

Статуя Христа-Искупителя

ИЗО

Образ художественной культуры Древней Греции.

Ноябрь

Сто святых церквей

ОРКСЭ

(модуль ОПК)

Храм и его устройство

Участие в городском конкурсе патриотической песни

Литературное чтение

Житие Сергия Радонежского

Русский язык

Развитие речи.Изложение «Золотые купола»

Музыка

Праздники Русской православной церкви. «Земле Русская», стихира Величание святым Кириллу и Мефодию.

Творческая работа «Церкви и храмы родного города» (для городского конкурса «Рождественские чтения)

ИЗО

Древние соборы.

Экскурсия в Балахну в Храм Сретения Господня

Технология

Плоскостная аппликация. Церковь

Декабрь

Идёт волшебница Зима

Русский язык

Р. Р. Сочинение «В зимнем лесу»

Участие в социальном проекте «Ёлочка для малышей»

Литературное чтение

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…»

Музыка

Музыкально-поэтические образы. Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковский

Участие в городской выставке- поделок «Новогодний серпантин»

ИЗО

Народные праздники

Экскурсия на Нижегородскую фабрику ёлочных игрушек «Ариэль»

Мастер–класс росписи.

Технология

Подручные материалы «Моя креативная ёлка»

Главные аспекты системы ЗОЛОТАЯ НИТЬ

Психологический аспект

Активизация умственной деятельности посредством формирования межпредметных ассоциаций, на основе существующей локальной ассоциации, характерной для младшего школьного возраста. Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия, формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, подчинять их друг другу, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний.

Дидактический аспект

Имеется достаточный объём учебного материала, который может быть изучен на базе другой дисциплины (основой для осуществления этого условия является объём имеющихся связей между родственными учебными предметами).Укрепление и концентрация учебного материала, устранение дублирования в его изучении, т. е. наличие фактора экономичности.

Здоровьесберегающий аспект

Расширение количества обязательных дисциплин в учебном плане школы часто усложняет содержание, значительно увеличивает объём учебников по всем предметам учебной информацией, привело к необоснованной физической и умственной перегрузке школьников и вследствие этого — к снижению качества их знаний.

Эта система даёт возможность учителю рационально распределить время на изучение предметов инвариантной части, уменьшить количество часов на их изучение и за счёт освободившихся часов организовывать работу, направленную на развитие творческих способностей учащихся, реализацию их личностного потенциала, исключая ущерб их здоровью.

Воспитательный аспект

Воспитание из ученика начальных классов творческой личности. Одновременный контакт ученика с различными видами творческой деятельности не только обеспечивает системное, целостное восприятие предметов и явлений, но и эмоциональное благополучие учащихся на учебном занятии, направляет каждую личность к самореализации собственного потенциала, т. е. способствует обогащению учащихся опытом через их чувства. А такие знания являются крепкими и личностно значимыми.

ЗОЛОТАЯ НИТЬ — такая система, где:

  1. За содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берётся не урок, а общая учебная тема.
  2. Происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы. Ведущие идеи учебного предмета — это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность.

Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию связующих «нитей» в содержании учебных предметов, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т. е. ведущие идеи как бы «сшивают» ниточки знаний (учебные темы уроков) в единую систему.

Литература:

  1. Плешаков А. А. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» М., Просвещение 2009 г.
  2. Чердынцева Е. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс до и после.- № 06, 2011, с. 33
Основные термины (генерируются автоматически): ЗОЛОТАЯ НИТЬ, литературное чтение, родной город, учебный материал, городской конкурс, начальная школа, окружающий мир, предмет, предмет курса, русский язык, умственная деятельность, участие.

Похожие статьи

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ

Похожие статьи

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования дистанционного интернет-пространства в курсе немецкого языка для общеобразовательных школ

Задать вопрос