Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 2488 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1609/ (дата обращения: 15.11.2024).
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами
В статьепредставлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, школьное обучение, дошкольное образование, педагог-психолог, психологическая коррекция и профилактика, тревожность, стресс
Специалистам и родителям известно, что переход ребенка с дошкольной на начальную ступень образования не может не вызывать у него тревоги и сильного психоэмоционального напряжения. Техники же арт-терапии и арт-педагогики являются одним из эффективнейших элементов психологической коррекции и профилактики. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения арт-терапии в работе с детьми, дошкольного и школьного возраста.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.
В свою очередь, игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.
Песочная терапия — это уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния.
Игра спеском— это естественная идоступная для каждого ребенка форма взаимодействия ипреобразования мира.
Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:
‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;
‒ создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности;
‒ профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;
‒ гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;
‒ формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии;
‒ содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения.
Арт-техника «Рисование на песке».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.
Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.
Ход сеанса:
- Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
- Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь изобразить все, что ты захочешь или просто потрогать, поиграть с песком».
- Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы («Расскажи, пожалуйста, что ты изобразил» и т. д.).
- Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан».
Задачи: отреагирование, экспрессия негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.
Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.
Ход сеанса:
- Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
- Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь вулкан. Это может быть просто красивый горный пейзаж со спокойным вулканом среди леса, еще здесь можно изобразить настоящее извержение вулкана. А каким ты представляешь вулкан?».
- Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
- Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Волшебная планета».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; развитие моторики и расслабляющий массаж рук.
Материалы: песочница или плоский поднос — пальчиковый бассейн с наполнителей (песок, крупа и т. д.), мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.
Ход сеанса:
- Настрой. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
- Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «Представь, что это твоя собственная планета. Она пока что пустая, тут ничто не растет и никто не живет. Попробуй ее оживить».
- Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
- Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Пластилиновый мир».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить; развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой, страхом; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.
Материалы: пластилин, картон А4, мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.
Ход сеанса:
- Настрой. Ребенку предлагается представить себе, что он в настоящий момент испытывает соответствующее чувство, припомнив ситуации, в которых оно проявляется. Предлагается подвигаться по комнате, если у него есть желание. Предварительно предлагается взять кусок пластилина и разминать его.
- Лепка. Ребенку предлагается вылепить свое негативное чувство. Обсуждение. Трансформация образа по желанию ребенка.
- Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задать вопросы.
- Рефлексивный анализ.
Арт-терапевтическое упражнение «Монотипия».
Задача: обращение к внутренним резервам; отреагирование, экспрессия негативных переживаний; возможность проработать любое негативное чувство.
Материалы: краски гуашь, листы формата А5, аудио проигрыватель и запись релаксационной мелодии.
Ход сеанса:
- Настрой. Ребенку предлагается нарисовать красками какое-то самое неприятное для него чувство. Можно под музыкальное сопровождение (тревожная/монотонная музыкальная композиция), далее — самое приятное чувство.
- Используя метод монотипии — создаем изображения: отвергаемый цвет, предпочитаемый цвет, смешивание. Работа с кляксами, проективная интерпретация.
- Рефлексивный анализ.
Важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может найти способ выразить себя, ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки [5]. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам.
Литература:
- Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007, № 4.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008.
- Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
Ключевые слова
дошкольное образование, стресс, школьное обучение, педагог-психолог, тревожность, арт-терапия, песочная терапия, психологическая коррекция и профилактикаПохожие статьи
Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...
Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации
В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...
Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста
В статье проводится анализ комплексного воздействия на сенситивное развитие и коррекцию дефицитарных функций у детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью на интегрированном уроке музыки.
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...
Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста
Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...
Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распростран...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Похожие статьи
Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...
Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации
В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...
Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста
В статье проводится анализ комплексного воздействия на сенситивное развитие и коррекцию дефицитарных функций у детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью на интегрированном уроке музыки.
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...
Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста
Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...
Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распростран...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлен обзор арт-терапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.