Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 2332 раза

Библиографическое описание:

Хомякова, С. Е. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2) / С. Е. Хомякова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1830/ (дата обращения: 16.11.2024).



Профилактическая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном периоде по ряду причин не всегда проводится успешно. В письменных работах младших школьников часто встречаются ошибки оптического характера. Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения. Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в 4 этапа.

1-й этап. Организационный.

  1. Проведение первичного обследования.
  2. Оформление документации и планирование работы.
  3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы).

На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углублённое), выступления на родительских собраниях и т. д.

2-й этап. Подготовительный.

  1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводится работа по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом — геометрические фигуры и лишь затем — буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

6. Развитие зрительно-моторных координаций.

Для младших школьников добавляются упражнения, связанные с работой над усвоением правильного образа буквы. Если у ребёнка нарушен оптический образ буквы, то в восстановительном обучении применяются с большой эффективностью следующие методы и упражнения. Наиболее полезным и эффективным способом восстановления оптического образа буквы является приём «реконструкции буквы». Ребёнок из данной ему составной буквы составляет все возможные другие буквы, дополняя её каждый раз недостающими для другой буквы элементами, лежащими перед ним, или устраняя лишние элементы из данной буквы.

После серии последовательных операций, включающих опору на кинестезии (ощупывание), на проговаривание, на слух также и на вербальный осознанный анализ конструкции буквы, ребёнка переводят на выполнение серии этих же операций, но уже на материализованном уровне — дорисовывание заданной буквы. Далее выполняют серию операций с заданной буквой — устно перечисляют и пишут все буквы, которые можно построить из заданной буквы путём её реконструкции. Эти действия начинают только после относительно восстановленного знания букв алфавита, так как этот метод направлен на восстановление тонких дифференцировок при оптическом восприятии буквы.

Очень полезен осознанный сравнительный вербальный анализ строения букв. Ребёнок должен самостоятельно найти из выложенных перед ним букв сходные по внешнему виду и объяснить, в чём сходство и в чём их различие. Далее, начертание многих букв дети запоминают по словесной характеристике их конструкции.

Полезен и метод нахождения слов, начинающихся на одну и ту же букву. Работа ведётся с опорой на соответствующие предметные картинки. Затем даётся другая группа картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с другой буквы, близкой по оптическому признаку. На следующем уроке ребёнку вперемешку предъявляются картинки, и он должен разложить их в две группы, обозначенные двумя буквами. Эти упражнения рекомендуется проводить со всеми буквами, усложняя сочетания букв и увеличивая объём для одновременного их сравнения.

Постепенно, по мере улучшения распознавания букв, вводятся упражнения по восстановлению знания рукописных букв. Многократное письмо диктантов имён и фамилий, привычных слов, начинающихся на ту или иную букву, помогает восстанавливать её оптический образ через сохранный моторный образ буквы, её связь с определёнными упроченными смысловыми связями, с определёнными эмоциями, возникающими в связи с написанием слов. Затем ребёнку даётся какой-нибудь (один или два) элемент буквы, из которого он должен самостоятельно сделать как можно больше рукописных букв.

При чтении текста младшему школьнику предлагается находить и подчёркивать отрабатываемые буквы или соответствующие рукописным. Когда ребёнок уже может самостоятельно находить многие буквы печатного или рукописного шрифта, можно их писать под диктовку.

Все описанные методы, связанные с реконструкцией буквы, относятся не только к восстановлению письма при его оптическом нарушении, но также и к восстановлению чтения, нарушенного в том же звене.

Примерные упражнения, которые можно использовать на 2-ом этапе коррекционной работы:

3-й этап. Основной.

  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

Особо значимым является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, не только отдельно, но и внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого оптического анализа при письме. Для сравнительного анализа следует подбирать слова, включающие буквы, близкие по оптическому рисунку и наиболее трудные для детей (двор, дрова, доброта, подарок, здоровье). Большое значение на этой стадии обучения уделяется письму отдельных букв и целых слов с опорой на моторный двигательный образ (письмо букв, слов в воздухе рукой, письмо с закрытыми глазами).

  1. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
  2. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Важное место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами по форме или по первой букве в названии (О — с обручем, Ж — с жуком). Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование их элементов, срисовывание. Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

4-й этап. Заключительный.

  1. Закрепление полученных навыков.
  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Пример оптической литеральной дисграфии (смешение на письме рукописных строчных букв «о»-«а», когда трудно воспроизводятся даже изолированные буквы).

C:\Users\SVETA\Desktop\2016-12-18 дик1\дик1 001.jpg

Приёмы работы по коррекции оптической дисграфии (дифференциация букв «о»-«а»).

Буква «О».

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале буквы.

  1. Произнеси звук «о» громко, тихо, беззвучно. Запомни, какое приэтом положение губ.
  2. Обведи букву «О» по точкам.
  3. Нарисуй предметы, на которые похожа эта буква.
  4. Взрослый насыпает манку тонким слоем на поднос. Ребёнку предлагается нарисовать эту букву на подносе с манкой пальцем.
  5. Выложить букву «О» шерстяной ниткой на ткани. Сделать то же самое с закрытыми глазами.
  6. Найти букву «О» на картинке и обвести по контуру цветным фломастером.
  7. Написать буквы, в которых встречается элемент «О».

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале слогов.

Прослушай слоговые цепочки и запиши их по памяти.

бо-го-зо до-ро-мо-со

во-ло-шо жо-цо-ло-бо

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале слов.

  1. Если услышишь в слове «о», покажи жестом «колечко» (соедини большой палец и указательный). Запиши это слово и обведи букву «о» по контуру зелёной ручкой.

море турист персик

ослик ремонт цветок

  1. Определи на слух, какой в слове по счёту звук «о». Запиши цифру в тетрадь.

слон глобус лепесток пшено

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале словосочетаний.

Подбери к написанным словам прилагательные с буквой «о». Запиши получившиеся словосочетания. Обведи все буквы «о» по контуру зелёной ручкой.

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале предложения.

Прослушай предложение. Запиши в тетрадь все гласные «о», стоящие в словах под ударением. («У дороги росли сосны». Схема: «- о — о»).

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале текста.

Перепиши текст. Обведи все буквы «о» в словах зелёной ручкой. Раздели эти слова на слоги и распредели их по группам. Например: вы-ход-ной «- о о».

Буква «А».

Аналогично проводимой работе по закреплению графического образа буквы «о» проводится работа по закреплению графического образа буквы «а» на материале буквы, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текста.

Дополнительно могут быть предложены новые виды упражнений, которые также могут быть использованы при работе с буквой «а» (аналогичные задания можно также использовать при работе с буквой «о»).

Закрепление графического изображения буквы «а» на материале буквы.

  1. Обведи по точкам (прописная буква «а»). Произнеси громко, тихо, беззвучно звук «а».
  2. Найди букву «а» на картинке и обведи её по контуру красным фломастером. (На картинке нарисованы предметы, похожие на «а»).

Закрепление графического изображения буквы «а» на материале слогов.

Прослушай слоговые цепочки и запиши их по памяти:

ла-ра-ма па-на-ба-ва

Закрепление графического изображения буквы «а» на материале слов.

  1. Подбери слова, в которых буква «а» стоит в начале слова: имя мальчика ___, название города ___, фрукт ___, птица ___, страна___.
  2. Если услышишь в слове звук «а», покажи ладонь. Запиши слово и обведи букву «а» по контуру красной ручкой.

душ статуя четверг праздник танец зима свирель

  1. Найди на картинке предметы, в названии которых нет буквы «а», и раскрась их.

Закрепление графического изображения буквы «а» на материале словосочетаний.

Придумай пять словосочетаний, чтобы в каждом слове была одна буква «а». Запиши их.

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале предложения.

Выпиши из предложений слова с буквой «а» и распредели их по лексическим группам: посуда, деревья, овощи, инструменты.

Закрепление графического изображения буквы «о» на материале текста.

Выпиши из текста слова с буквой «а».

Дифференциация букв «о»-«а».

Дифференциация «о»-«а» на материале букв.

  1. Посчитай, каких букв больше: «а» или «о».

  1. Посмотри на движения губ и запиши гласную букву или серию гласных букв (гласные предъявляются беззвучно).

А, о, а о а, о а, о а о, а о а о, о о а о, а о а а, о а о о.

  1. Определи последовательность букв и продолжи ряд (буквы пишутся по три):

а о а__________, аао__________, ооа__________.

Дифференциация «о»-«а» на материале слогов.

Послушай слоговую цепочку и запиши её в тетрадь по памяти:

са-со-са во-ва-во ра-ро-ро-ра

Дифференциация «о»-«а» на материале слов.

Если услышишь в слове «о», покажи жестом «колечко» (соедини большой палец и указательный); если «а», раскрой ладонь. Слова запиши в две колонки (по наличию «о», «а»). Обведи по контуру «о» — зелёной ручкой, «а» — красной ручкой.

танец ломтик глобус ткань эскимо дачник фрегат

Дифференциация «о»-«а» на материале словосочетаний.

Вставь буквы «о», «а» в словосочетания:

п…русный сп…рт ж…ркий п…лдень

Дифференциация «о»-«а» на материале предложений.

Прослушай предложения. Запиши в тетрадь гласные «а», «о», стоящие в словах под ударением.

Смолк соловушка в чаще лесной.

Дифференциация «о»-«а» на материале текста.

Вставь буквы «о», «а» в текст.

Пример вербальной оптической дисграфии (смешение рукописных строчных букв «и»-«у»).

C:\Users\SVETA\Desktop\2016-12-18 дик2\дик2 001.jpg

Поскольку при вербальной оптической дисграфии не является нарушенным сам образ буквы, то правомерно начинать коррекционную работу сразу с дифференциации заменяемых букв.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Нарушения письма у детей связывают с воздействием целого комплекса различных экзогенных и эндогенных вредностей пренатального, натального и раннего постнатального периодов, а также наследственной предрасположенностью. Также дисграфия, по мнению авторов, обусловлена условиями жизни и обучения ребёнка. Поэтому возникновение в последние годы тенденции к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения как педагогических, так и медицинских.

Логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику. Структуру дефекта, психологические особенности ребёнка. Особенно актуален в настоящее время нейропсихологический подход к выявлению и коррекции данных нарушений.

Подводя итоги, необходимо отметить, что педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления дисграфических ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

Литература:

  1. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возрастаю –М., «Школьная пресса», 2004.
  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М., «Просвещение», 1991.
  3. Коваленко О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. –М, «Астрель», 2006.
  4. Кочеткова Н. А. Я различаю буквы О-А, сходные по написанию. –М.: «Гном и Д», 2005.
  5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –Спб., «Союз», 1997.
  6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., «Владос», 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, графическое изображение буквы, слово, закрепление, зеленая ручка, материал буквы, материал слов, материал словосочетаний, материал слогов, письменная речь.

Похожие статьи

Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи

Предупреждение оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической дисграфии в раннем детстве и в дошкольном возрасте (часть 1)

Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы

Исследование неречевых предпосылок у младших школьников с дисграфией

Развитие зрительного восприятия в процессе коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Похожие статьи

Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи

Предупреждение оптической дисграфии и дислексии у дошкольников

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической дисграфии в раннем детстве и в дошкольном возрасте (часть 1)

Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы

Исследование неречевых предпосылок у младших школьников с дисграфией

Развитие зрительного восприятия в процессе коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Задать вопрос