Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 1428 раз

Библиографическое описание:

Раков, А. Е. Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику» / А. Е. Раков. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 79-85. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1875/ (дата обращения: 17.10.2024).



Программа факультативного курса «Введение в экономику» призвана формировать экономическую компетентность, познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией», функцией и значением денег, развивать экономическое мышление, воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.

Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей — потребителя, производителя, гражданина.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

− помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.

− показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.

− научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией, осуществлять рациональный выбор, в условиях ограниченности ресурсов.

− способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.

− воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

− формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.

Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.

Преподавание курса рассчитано на 35 часов для учащихся 5 класса (1 час в неделю).

Требования крезультатам обучения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников экономической информации для составления экономических характеристик деятельности человека и общества — таблиц, графиков, моделей, отражающих экономические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Личностные результаты обучения основам экономике в 6 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:

− мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

− коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты обучения формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:

  1. Регулятивные:

− ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;

− планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

− оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

− пользоваться различными способами самоконтроля.

  1. Познавательные

− классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;

− формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

− пользоваться навыками анализа и синтеза;

− искать и отбирать необходимые источники информации;

− представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

− работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) — научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;

− переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

− использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;

− создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.

  1. Коммуникативные

− выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

− вести дискуссию, диалог;

− находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты обучения:

− сформированность представлений об экономической науке как системе знаний теоретических и прикладных наук;

− понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

− сформированность системы знаний об экономической системе жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

− понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

− сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая интернет;

− анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать экономические проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;

− знание основ рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;

− владение приемами работы со статической, аналитической и фактической экономической информацией;

− умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

 умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Теоритический

Практический

Проверочный

Всего

1.

ЭКОНОМИКА И ВЫБОР

4

3

1

8

2.

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

3

2

1

6

3.

СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА

4

2

1

7

4.

ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС

4

2

1

7

5.

МИР ПРОФЕССИЙ

3

3

1

7

ИТОГО:

18

12

5

35



Календарно-тематическое планирование «введение вэкономику» 6 класс

п/п

Тема урока

Календарные сроки

Практические работы

Результаты

Домашнее задание

Предметные

Личностные

Метапредметные

ЭКОНОМИКА ИВЫБОР (8 ЧАСОВ)

1

Что такое экономика.

Знать значение понятия «экономика». Приводить примеры экономической деятельности человека и общества.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи.

Записи в тетради

2

Мои потребности.

Практическая работа № 1: «Определение своих потребностей»

Объяснять какие потребности есть у человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

3

Ресурсы.

Приводить примеры различных видов ресурсов.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Пользоваться навыками анализа и синтеза.

Записи в тетради

4

Собственность.

Сформированность уважительного отношения к чужой собственности.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Пользоваться навыками анализа и синтеза.

Записи в тетради

5

Выбор.

Практическая работа № 2: «Осуществление выбора из двух вариантов»

Уметь осуществлять рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

6

Как сделать правильный выбор.

Практическая работа № 3: «Осуществление выбора с помощью лестницы принятия решений»

Записи в тетради

7

Обобщающий урок по разделу: «Экономика и выбор»

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ (6 ЧАСОВ)

8

История денег. Металлические деньги.

Знать значение понятия «деньги».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

9

Бумажные деньги.

Приводить преимущества бумажных денег от металлических.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

10

Как отличить настоящие деньги.

Практическая работа № 4: «Определение знаков защиты денежных знаков»

Уметь определять основные знаки защиты денежных единиц.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

11

Электронные деньги.

Приводить преимущества электронных денег от металлических и бумажных.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

12

Что такое богатство. Ценность вещей.

Практическая работа № 5: «Анализ ситуаций из художественной литературы»

Объяснять значение понятий «богатство» и «ценность»

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

13

Как складывается стоимость.

Объяснять из каких критериев складывается стоимость товара.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

14

Обобщающий урок по разделу: «Что такое деньги»

СЕМЬЯ ИЭКОНОМИКА (7 ЧАСОВ)

15

Что такое семья в экономике.

Определять критерии семьи в экономике.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

16

Доходы и расходы семьи.

Определять доходы и расходы семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

17

Бюджет семьи.

Составлять бюджет семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

18

Потребительская корзина

Знать из чего складывается потребительская корзина покупателя.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

19

Семейное планирование

Практическая работа № 6: «Составление экономического плана семьи»

Составлять различные планы экономической деятельности семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

20

Семейное планирование

Практическая работа № 7: «Составление экономического плана семьи»

Записи в тетради

21

Обобщающий урок по разделу: «Семья и экономика»

ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС (7 ЧАСОВ)

22

Рынок. Как работает рынок.

Объяснять значение понятия «рынок».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

23

Спрос и предложение.

Практическая работа № 8: «Построение графика спроса из простых данных»

Объяснять, как работает рынок.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

24

Магазины.

Приводить примеры магазинов по различным критериям.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

25

Выбор в магазине.

Практическая работа № 9: «Создание памятки покупателю»

Объяснять характерные особенности осуществление выбора в магазине.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

26

Штрих-код товара. Маркировка товара.

Приводить примеры маркировки товара. Определять производителя по штрих-коду.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

27

Банки. Налоги.

Объяснять значение понятий «банк», «налоги». Понимать значение налогов в жизни общества.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

28

Обобщающий урок по разделу: «Экономика вокруг нас»

МИР ПРОФЕССИЙ (7 ЧАСОВ)

29

Что такое труд.

Знать значение понятия «труд».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

30

Профессии членов моей семьи.

Практическая работа № 10: «Составление характеристики профессии»

Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

31

Профессии членов моей семьи.

Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Записи в тетради

32

Кем я хочу быть.

Практическая работа № 11: «Составление визитной карточки профессии»

Уметь осознанно совершать выбор своей будущей деятельности. Правильно оценивать свои возможности и желания.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Записи в тетради

33

Профессии будущего.

Практическая работа № 12: «Анализ профессий будущего»

Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

34

Профессии будущего.

Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Записи в тетради

35

Итоговое занятие «Основы экономики»

Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, готовность, запись, необходимый источник информации, образование, самообразование, тетрадь, том, число, обобщающий урок.

Похожие статьи

Программа элективного курса по информатике и ИКТ: «Интернет-маркетинг»

Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс)

Особенности элективного курса для старшеклассников «Элементы теории автоматов»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со множествами» для студентов бакалавриата

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков»

Образовательная программа по группе кратковременного пребывания «Учусь плавать»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со строками» для студентов бакалавриата

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Похожие статьи

Программа элективного курса по информатике и ИКТ: «Интернет-маркетинг»

Рабочая программа элективного курса «Генетика» (11-й класс)

Особенности элективного курса для старшеклассников «Элементы теории автоматов»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со множествами» для студентов бакалавриата

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков»

Образовательная программа по группе кратковременного пребывания «Учусь плавать»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со строками» для студентов бакалавриата

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность по математике в школе»

Задать вопрос