Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 595 раз

Библиографическое описание:

Гусева, Т. Н. Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития / Т. Н. Гусева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1889/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современной общеобразовательной школе часто создают так называемые классы КРО для детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании, имеющие по результатам дошкольной (школьной) диагностики низкий уровень школьной зрелости, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности, соматической ослабленности.

Основная цель обучения в таком классе — создание комфортных условий для освоения детьми с задержкой психического развития (ЗПР) программы основного общего образования, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.

Современный учитель должен быть компетентным в работе с такими детьми; быть готов к своевременному выявлению трудностей; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.

В этих классах особенно важно подобрать методы работы на каждом этапе. И здесь нужно отметить, что для учащихся классов КРО характерна несформированность необходимого для данного возраста уровня психического развития — это ведет к тому, что определяемые школьной программой знания, умения и навыки не могут быть усвоены в должной мере.

Выделяют несколько этапов работы в коррекционных классах:

− Диагностика (изучение индивидуальных особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания). Обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.

− Коррекционно-развивающая работа (коррекция недостатков развития, составление индивидуального плана развития учащегося). Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

− Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

− Проведение контрольных и итоговых диагностик (анализ усвоения программы). Результаты диагностик сводятся в мониторинг учебной успешности. Результаты коррекционного обучения доводятся до сведения администрации школы с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы: принцип развития динамичности, принцип продуктивной обработки информации, принцип развития и коррекции психических функций, принцип мотивации к учению, соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания помощи.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно.

Литература:

  1. Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. /Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск: два комсомольца, 2012. — с. 141–143.
  2. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под редакцией Г. Ф. Кумариной. — М.: АСАДЕМА, 2001.
  3. Щербо И. Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе/ М.: Сентябрь, 2003. — 160 с.
  4. Королева Ю. А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях интеграции // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XV междунар. науч. -практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, коррекционная работа, коррекционное обучение, психическое развитие.

Похожие статьи

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Специфика проведения коррекционных занятий для учащихся начальных классов в условиях психиатрического стационара

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Специфика проведения коррекционных занятий для учащихся начальных классов в условиях психиатрического стационара

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос