Исследовательский проект семьи «Речевой колорит моей малой родины — Брянщины»
Автор: Мархоцкая Ирина Николаевна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.03.2017
Статья просмотрена: 167 раз
Библиографическое описание:
Мархоцкая, И. Н. Исследовательский проект семьи «Речевой колорит моей малой родины — Брянщины» / И. Н. Мархоцкая. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 51-51. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2168/ (дата обращения: 16.11.2024).
Холмы, перелески, луга и поля – родная зелёная наша Земля. Земля, где я сделал свой первый шажок, где вышел когда-то к развилке дорог. И понял, что это раздолье полей отчизны моей.
Г. Ладонщиков
Одна из важных задач школы в современном обществе — сделать родителей активными участниками учебно-воспитательного Успешность ребенка в школе, особенно в начальной, во многом зависит от того, насколько родители помогают своему ребенку, поддерживают его.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью разных форм деятельности:
− проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий;
− вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
− участие в организации и проведении внешкольных мероприятий.
Большинство родителей стремятся взаимодействовать со школой, участвуют в различных школьных мероприятиях, контролируют учебную деятельность своего ребенка. Тем самым они демонстрируют своему ребенку уважение к его деятельности, подчеркивают важное значение школы в его жизни.
Совместная проектная или творческая деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники, дает положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Вот один из примеров. В начале этого учебного года мы планировали проектную деятельность в классе с учётом интересов ребят. Родители принимали активное участие в выборе тем.
В классе учится девочка Аня, которая вместе с родителями приехала из Брянской области. Девочке очень любознательная. Ей нравится учится, участвовать во всех мероприятиях. А, главное, родители воспитали в Ане любовь к родным местам. Тема проекта «Речевой колорит моей малой родины — Брянщины» сразу была понятна и принята.
Родители приняли активное участие в реализации проекта. Во время осенних каникул на Брянщине семьей была проделана большая и плодотворная исследовательская работа. Когда проект был готов, Аня представила его всему нашему классу. Ребята слушали с интересом. Девочка с таким энтузиазмом рассказывала о своем исследовании, что некоторые ученики даже пожалели, что отказались от участия в проектной деятельности.
Работа над проектом сплачивает семью, класс, развивает личность ребёнка и придаёт ему уверенность в своих силах, учит не бояться публичных выступлений. Подробнее с проектом можно познакомиться а Приложении1.
В марте 2017 года проект Ани Ракута был удостоен диплома 1 степени на межрайонной конференции Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся (секция: языкознание и лингвистика). Девочка достойно защитила свой проект среди участников средней и старшей школы Западного округа Москвы.
Это позитивный результат нашего творческого треугольника «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛИ».
Можно привести еще много примеров такого вида деятельности. В 2014 году мои ученики, которые сейчас учатся уже в 6 классе, тоже с удовольствием участвовали в проектной деятельности вместе с родителями. Выбранные темы имели отношения к семьям, к родственникам, дорогим местам нашей России. У семьи Щербаковых был замечательный проект «История границы –история страны» (о прадедушке –пограничнике). Алексеев Кирилл с родителями подготовили интереснейший проект о родном городе Санкт-Петербурге. Володя Шабалин представил проект семьи «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ! РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ». Все ребята класса слушали с большим интересом материалы этих проектов, принимали активное участие в их обсуждении.
Семья и школа должны всегда быть рядом. Такое сотрудничество всегда будет способствовать развитию личности наших ребят, духовно-патриотическому воспитанию, семейным ценностям и традициям.
О родителях своих учеников скажу следующее:
Родители у нас — народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен,
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут!
Приложение 1.
Речевой колорит моей малой родины – Брянщины.
Говор жителей Брянской области имеет свои особенности и значительно отличается от говора соседних регионов. Авторам захотелось узнать, в чем причина такого отличия, что повлияло на формирование брянского говора, а также какие основные отличительные черты имеет брянский говор.
Цель исследования заключается в изучении характерных особенностей брянского говора и основных причин, повлиявших на его формирование.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
− Знакомство с историей Брянской области и ее географическим расположением;
− Выявление основных причин, повлиявших на формирование брянского диалекта;
− Ознакомление с особенностями произношения отдельных звуков и слов жителями региона;
− Знакомство с культурой, традициями и фольклором региона.
Для наглядности было снято несколько коротких видеозаписей, а также с запись выступления самобытного семейного фольклорного коллектива из Брянской области.
Авторы подробнее остановились на особенностях речи села Ржаница, которое находится недалеко от города Брянска.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
− Брянская область не была полностью изолирована от остальной России, но очень долго находилась под властью польского и литовского княжеств, что сказалось на культуре и традициях ее жителей;
− Основное влияние на культуру и речь жителей Брянской области оказало соседство и тесные связи с Белоруссией и Украиной, с которыми область граничит на западе и юге;
− Существенные различия между говором коренных жителей области и переселенцев из центральных районов России, прибывших сюда в XVII веке, свидетельствуют о том, что географическое расположение оказало решающее влияние на формирование брянского диалекта.
− «Визитной карточкой» брянского говора является произношение звука «г». Также в словах присутствует характерное «якание» и «икание».
− Характерные особенности брянского говора можно изучать по видеозаписям разговоров местных жителей, а также изучая культуру и фольклор Брянской области.
Литература:
- https://yadi.sk/i/pMHUAiIj3ECZM9
- https://yadi.sk/i/Xrl7ZtMu3ECZNe