Мой край
Автор: Митяева Евгения Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 158 раз
Библиографическое описание:
Митяева, Е. В. Мой край / Е. В. Митяева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2404/ (дата обращения: 19.12.2024).
Вид деятельности: исследовательско-познавательная
Форма: кружок
Направления воспитания: духовно-нравственное
Направление развития личности: социальное
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой край» по духовно-нравственному направлению разработана для занятий творческого объединения обучающихся 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края, известными людьми г.Хотьково, героями-земляками ВОВ и локальных военных конфликтов, трудовыми подвигами хотьковчан.
Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие на ребят.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Цель: формирование познавательной потребности в освоении исторического материала, расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.
Задачи:
- Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
- Овладение начальными навыками исследовательской работы.
- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.
- Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
- Развитие познавательного интереса интеллектуальных и творческих способностей.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
1 |
Введение. Содержание и задачи исследовательской работы. |
3 |
Беседа Работа в группах |
2 |
История Хотькова |
6 |
Беседа Поисковые исследования Экскурсия |
3 |
Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково |
4 |
Викторина Игра-Путешествие по усадьбе «Абрамцево» Классный час «Картины Васнецова» |
4 |
История ремесел города |
4 |
Деловая игра Поисковые исследования Экскурсия |
5 |
Известные люди Хотькова |
2 |
Беседа Защита проекта |
6 |
Мой родной город |
3 |
Викторина «Я знаю свой город» Конкурс рисунков «Мой любимый уголок родного города» |
7 |
Герои земляки |
8 |
Экскурсия в школьный музей Беседа Поисковые исследования |
8 |
Оформление и защита творческих работ |
4 |
Деловая игра Работа в группах Ученическая конференция |
Содержание программы
Тема 1. Введение. Содержание и задачи исследовательской работы (3 часа)
Исследовательская работа, проект, формы и методы исследовательской работы.
Тема 2. История Хотькова (6часов)
Территория Хотькова во времена становления, история Хотькова, исторические памятники города, Покровский монастырь, Радонеж, Абрамцево.
Тема 3. Художники Абрамцева и современные художники г.Хотьково (4часа)
Художники Абрамцева, меценаты города Хотьково, экскурсия в музей Абрамцево, современные художники города Хотьково.
Тема 4. История ремесел города (4часа)
Хотьковские мастера резьбы по дереву и кости, экскурсия в краеведческий музей г. Хотьково, история развития основных предприятий города.
Тема 5. Известные люди Хотькова (2часа)
Современные писатели и поэты нашего города.
Тема 6. Мой родной город (3часа)
Мой любимый уголок родного города, история названия моей улицы, викторина «Я знаю свой город».
Тема 7. Герои земляки (8часов)
Герои-земляки ВОВ, герои и участники современных локальных военных конфликтов, трудовые подвиги хотьковчан, Бессмертный полк г. Хотьково, изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов, экскурсия в школьный музей имени Лары Михеенко.
Тема 8. Оформление и защита творческих работ (4часа)
Оформление и защита творческих работ, представление презентаций, отчетов по работе, участие в ученической конференции.
Контрольно-измерительные материалы
Вопросы итоговой викторины
1. В каком году впервые в летописях упоминается Хотьково? (1308г)
2. Какие населенные пункты входят в состав городского поселения Хотьково?
(Антипино, Арханово, Ахтырка, Быково, Гаврилково, Глебово, Жучки, Золотилово, Короськово, Кудрино, Матренки, Машино. Морозово, Мутовки, Новоселки, Подушкино, Репихово, Стройково, Тешилово, Уголки, Филимоново, Шапилово).
3. Какие церкви и монастыри находятся на территории Хотькова? (Покровский женский монастырь, Ахтырская церковь, строится храм Серафима Саровского).
4. Какие ремесла были развиты в нашей местности?
(абрамцево-кудринская резьба, производство столярных и токарных изделий, производство художественной мебели, мягких игрушек для детей, керамические художественные изделия, роспись по дереву)
5. Какие старые русские имения оказали значительное влияние на развитие Хотькова?
(имения Абрамцево и Ахтырка).
6. Какие художники жили и работали в Абрамцево?
(И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. и Л.М. Васнецовы, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель).
7. Какие полотна были написаны художниками в окрестностях Хотькова?
(«Аленушка», «Богатыри», «Проводы новобранца», «Видение отроку Варфоломею», «Девочка с персиками», «Не ждали»).
8. Когда Хотьково стало городом? (1949г)
9. Назовите известных людей Хотькова.
(Ю. Любопытнов –писатель, Б.В. Шергин –писатель, В.В. Булыгина –художник керамист, А.П. Исаев –художник, В.И. Лящук –художник, В.И. Агапкин – композитор и дирижер, И.А. Алексеев, С.В. Алферов, М.Н. Алямовский – герои ВОВ, А. Буланчиков, Д. Маркелов – герои нашего времени и др.).
Литература:
- Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Серия «Малые города России. Сергиев-Посад 2004.320 стр.с ил.
- Ю. Любопытнов. «Мое Хотьково»
- Галина Дайн «По России за игрушкой». «Лоскутные мячики»
- Голубцов С. Хотьковский монастырь// Московский журнал 1991 № 6
- Е.С. Аникиев, А.В. Заикина Хотьково. Исторический очерк