Мир вокруг нас
Автор: Тоирова Лилия Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 123 раза
Библиографическое описание:
Тоирова, Л. Ю. Мир вокруг нас / Л. Ю. Тоирова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2420/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вид деятельности: познавательная
Форма: разработка проектов к урокам
Направление воспитания: воспитание социальной ответственности и компетентности
Направление развития личности: социальное
Пояснительная записка
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе..
Программа внеурочного курса «Мир вокруг нас» для учащихся 5 классов является расширением знаний предмета «Литература» и рассчитана на 34 часа.
Цель: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
1 |
Правила поведения в обществе. «Уроки Доброты» |
3 |
Эвристическая беседа Составление простейшего режима дня Работа над проектом «Я и люди вокруг меня» Защита проектов «Я и моя семья»; «Я и моя школа» |
2 |
Родословная в трёх поколениях |
4 |
Игра «СемьЯ» Защита проекта «Генеалогическое дерево» Игра “Секреты бабушкиного сундука” Составление семейного древа Проект “Моё имя” Игра «Откуда произошла такая фамилия???» (определение этимологических, географических, этнических истоков фамилий) |
3 |
«Зелёный друг» |
4 |
Работа по созданию проекта «Птичья столовая» Исследовательская игра «Перелётные и зимующие птицы» Защита проектных работ «Письмо зелёному другу» Чтение и обсуждение рассказов о животных |
4 |
Проект «Забота и внимание» |
6 |
Работа по анализу произведений Короленко В. Г. «В дурном обществе», «Слепой музыкант» Защита проекта «Доброта, отзывчивость, милосердие» |
5 |
Жизнь и подвиги полководцев |
3 |
Конкурс рисунков Защита проекта «Великие защитники Родины» |
6 |
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» |
11 |
Сбор информации к проектам «Гордость нашего края» Просмотр видеофильмов «Мир профессий» Защита проекта «Профессии моих родителей» Игра «Люди всякие нужны, люди всякие важны» |
7 |
Защита итоговых долгосрочных проектов. Обобщающие занятия |
3 |
Защита долгосрочных проектов — «Моё генеалогическое дерево» — «Великие полководцы России» — «Моя будущая профессия» |
Содержание тем
Тема 1. Правила поведения вобществе. «Уроки Доброты» (3 часа)
Формирование понятий этических норм в обществе. Культурные традиции, обычаи, национальная одежда народностей России. Устное народное творчество.
Тема 2. Родословная втрёх поколениях (4 часа)
Понятие «Генеалогия», «Семейное древо». Исследовательская работа по восстановлению через фотоальбомы, рассказы родных и близких истоков своей семьи, определение значения своего имени, фамилии. Создание проекта «Моя семья в трёх поколениях»
Тема 3. Зелёный друг (4 часа)
Познавательная работа при тесном взаимодействии с учителями природоведения. Приобщение к социальному проекту «Покорми птиц зимой»
Тема 4. Проект «Забота ивнимание» (6 часов)
Чтение и анализ литературных произведений Короленко В. Г. Социально незащищённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья в художественной литературе. Понимание милосердия, сострадания через сопереживание литературным героям
Тема 5. Жизнь иподвиги полководцев (3 часа)
История России. Освободительные войны. Былинные герои. Жизнь великих полководцев России- Дмитрий Донской, Александр Невский, М.Кутузов, А.Суворов и др. Работа над проектом «Великие защитники Родины»
Тема 6. «Что такое «хорошо» ичто такое «плохо» (11 часов)
Изучение видов профессий. Ознакомление с современными профессиями. Просмотр видеофильмов о выдающихся личностях Подмосковья. Защита проектов «Профессии моих родителей»
Обобщение (3 часа)
Защита долгосрочных проектов: «Моё генеалогическое дерево», «Великие полководцы России», «Моя будущая профессия»
Контрольно-измерительные материалы
Составление индивидуального режима дня.
Игра «СемьЯ».
Защита проекта «Генеалогическое дерево».
Исследовательская игра «Перелётные и зимующие птицы».
Работа над созданием группового проекта «Доброта, отзывчивость, милосердие».
Работа над общим проектом “Великие полководцы России».
Защита долгосрочных проектов: «Моё генеалогическое дерево»,«Великие полководцы России», «Моя будущая профессия».
Игра «СемьЯ»
Задачи игры:
- Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.
- Развивать речь, мышление.
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
Ход занятия
- Психологический настрой
— Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
—Тепло.
- Сообщение темы занятия. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
—Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
— Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Моя семья» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема «Моя семья». мы начинаем игру «СемьЯ»
1задание. (ученики получают листочки с вопросом, пишут продолжение фразы)
«Кто кому кто?»
— Даша, ты кто для мамы? (дочь)
—Илья, кто называет тебя сыном? (папа)
— Богдан, ты кто для бабушки? (внук)
— Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
— Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
— Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).
Рефлексия: — До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании — отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.
Нарисуем рисунок своей семьи.
2 задание.
— А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить 2 задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи — своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство.
Рефлексия: -Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
— Как вы думаете, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми — это самое ценное качество в человеке. Семья — наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
3 задание.
— В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т. е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я — жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Игра «Найди пару»
БАБУШКА — ВНУЧКА; ОТЕЦ — ДОЧЬ; БРАТ — СЕСТРА; ТЕТЯ — ПЛЕМЯННИЦА
Рефлексия: — Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С. И.:
- Это группа живущих вместе близких родственников;
- Объединение людей, сплочѐнных общими интересами.
Ушаков Д. Н.:
Семья — группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
— Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
4 задание
Заполни пропуски.
Сестра отца –....
Хранительница семейного очага –....
Наследник рода –...
Брат мамы –....
Дитя родителей, но не сын –....
Отец мамы –...
Сын брата –....
Мама папы –...
Папин папа — это...
Внучка — это дочка сына или...
Бабушка — это мама мамы или..
Тетя — это сестра мамы или …
Дядя — это брат мамы или...
Оценивание листов-ответов, рисунков и устных ответов учащихся.
— А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?
Итог занятия-игры.
— За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересно было занятие?
Литература:
- Белинская Е. «Я такой же, как все»: проект работы с детьми младшего школьного возраста / Е. Белинская, А. Сушенцов // Школ. психолог: прил. к газ. «Первое сент».. — 2006. — 1–15 окт. (№ 19). — С. 15–16; 16–31 окт. (№ 20). — С. 8–10.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Воронеж, 2005.
- Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы. /Под ред. Проф. Е. Я. Коган.- Самара: «Федоров», 2009
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение»
- Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. — Ростов н/Д.,2009..
- Интернет ресурсы: https://infourok.ru; http://geo.1september.ru; School-collection.edu.ru; Dic.akademic. ru (словари и энциклопедии)