Литературное Подмосковье | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 735 раз

Библиографическое описание:

Артемова, М. Б. Литературное Подмосковье / М. Б. Артемова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2423/ (дата обращения: 16.11.2024).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Артемова МБ фото.jpg

Вид деятельности: познавательная

Форма: краеведческая работа

Направление воспитания: интеграция в региональную, отечественную, мировую литературу, оказание помощи школьникам в сохранении литературного наследия своего народа, восприятии культурных ценностей русского и других народов, проживающих на древней и прекрасной Подмосковной земле.

Направление развития личности: духовно-нравственное

Пояснительная записка

Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11–12 лет. Характеристикой подросткового возраста является чрезвычайно сильное влияние сверстников. Особенности подросткового возраста психология признает одним из самых сложных периодов развития личности.

Актуальность программы — привлечь внимание учащихся к историческому прошлому родного Подмосковья, нашей малой Родины, формированию преемственности поколений, осмысление того, что все народы составляют сообщество, имя которому — Человечество.

Программа направлена на работу с учащимися 5 классов и рассчитана на 34 часа.

Цель: составление литературной карты Подмосковья, своей родной местности. Доказать, что литература — не оторванная от реальности вещь, что у нее множество конкретных «привязок к местности», которые делают ее живой, наполненной человеческим теплом.

Задачи:

  1. Приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития и соответствующих возрастной эволюции школьников — читателей произведений о родном Подмосковье.
  2. Формирование представления о литературной Московии как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры (литературы), занимающем важное место в общественной жизни Московской области, России.
  3. Воспитание чувства «малой родины», нравственной оседлости, культуры отношений, уважение к людям различных национальностей, формирование межнациональной и межкультурной толерантности в полиязыковом пространстве.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п\п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

1

Введение в курс «Литературная Московия». Феномен русской усадебной культуры. Жемчужины Подмосковья.

1

Лекция.

Беседа.

2

Литературное Подмосковье в XIX веке.

17

Интеллектуальный марафон.

Защита творческих работ.

Виртуальные экскурсии.

Реальная экскурсия.

Посещение спектакля.

Фотовыставка. Чтение художественной литературы.

Презентация самостоятельно составленной экскурсии.

3

Литературное Подмосковье в XX веке.

16

Диспут.

Защита творческих работ.

Реальная экскурсия Заочное путешествие. Фотовыставка.

Индивидуальные и коллективные творческие работы. Индивидуальные и коллективные слайд — фильмы. Защита проектов, научно-исследовательских работ

Содержание тем

Тема 1. Введение вкурс «Москва литературная». Феномен русской «усадебной культуры». Жемчужины Подмосковья (1 час)

УСАДЬБА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. Типологические характеристики русской усадьбы. Усадьба в истории русской культуры. Образ усадьбы в художественной культуре России. «ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА» В КУЛЬТУРЕ Подмосковья. Социально-экономические предпосылки становления подмосковной усадьбы. «Золотой век» подмосковной усадьбы последняя треть XVIII — начало XIX века). Закат усадебной культуры в Московской губернии (конец XIX — начало XX века).

Тема 2. Литературное Подмосковье вXIX веке (17 часов)

Подмосковье богато памятниками усадебной архитектуры XVIII‒XIX веков, — старыми усадебными постройками с обширными парками. Особенно широкого развития строительство подмосковных усадеб достигло во второй половине XVIII века, когда в руках отдельных сановников и дворян-помещиков сосредоточились обширные земельные владения близ Москвы. В этот период, а также в первые десятилетия XIX века, было построено заново или перестроено большое число усадебных помещичьих дворов, служебных построек, парковых зданий, образующих вместе с парками и садами целостные архитектурные ансамбли.

Быт и уклад жизни русских усадеб XVIII-XIX вв. История происхождения дворянской усадьбы, особенности ее культуры. Знаменитые русские усадьбы. Архангельское — единственный сохранившийся дворцово-парковый ансамбль Подмосковья. Музей в усадьбе в Кусково. Валуево, Остафьево, Мураново, Захарово, Троице-Сергиева лавра. Абрамцево. Мелихово.

Тема 3. Литературное Подмосковье вXX веке (16 часов)

Несмотря на то, что времена императорской России давно уже канули в лету, изящество и благородство эпохи до сих пор привлекает немало из нас. Однако от тех времен остались лишь произведения искусства и различные сооружения. Но почувствовать особую атмосферу XIX-XX и окунуться в нее можно при посещении сохранившихся усадьб, некогда принадлежавшим представителям российской знати. Особенно их немало в столице и прилегающих территориях. Итак, мы представим самые знаменитые усадьбы Подмосковья: Шахматово (история, возрождение усадьбы, главный господский дом, комната Е. Г. Бекетовой, голубая гостиная, белая столовая, кабинет Блока, флигель, парк, село Тараканово), Дунино (музей-усадьба Михаила Пришвина, описание усадьбы, окрестности усадьбы, дом как музей, первые экскурсии, брелоки для ключей, кабинет, столовая, дом над рекой, дневник — опасное дело), Тяжино (Главный дом усадьбы, «Это замечательный писатель, певец русской природы», «сами стены этого дома стали литературными», «слово оделось в дом», «это не дом, а талант мой»), Переделкино (история, писательский городок, достопримечательности, известные литераторы, жители Писательского городка, Переделкино в литературе, анекдоты, кладбище), Барвиха (до Октябрьской революции, «Усадьба Князя Серебряного», пребывание писателей С. Т. Аксакова, А. К. Толстого, А. Н. Толстого, С. Я. Маршака, многих деятелей истории и культуры советского периода и наших дней), Голицыно (дом

гостевой флигель, кухонный флигель, церковь, звонница, памятник А. С. Пушкину, «Дом Пиковой дамы», история усадьбы, музей-заповедник А. С. Пушкина, Аркадий Гайдар, А. Твардовский, А. И. Куприн, Марина Цветаева).

Контрольно-измерительные материалы

  1. Составление ЛИТЕРАТУРНО — ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПУТЕШЕСТВИЙ по Подмосковью.
  2. Защита проектов: «Сказочное Абрамцево» С. Т. Аксаков), «Где он провёл златую младость» (М. Ю. Лермонтов), «Жизнь среди народа» (А. П. Чехов), «Писательский посёлок Переделкино».
  3. Заочная экскурсия в усадьбу Остафьево («Русский Парнас»), Мураново (усадьба поэта-философа Е. А. Баратынского), «Захарово — Вяземы» (страна детства А. С. Пушкина), Шахматово (усадьба поэта А. А. Блока), в писательский посёлок Переделкино.
  4. Реальная экскурсия в музей-усадьбу Абрамцево, в Троице-Сергиеву лавру.
  5. Работа над общим проектом «Моя малая Родина».
  6. Олимпиада «Жемчужины Подмосковья».
  7. Интеллектуальный марафон «Моё Подмосковье в литературных произведениях».
  8. Проект «Писательские гнезда Подмосковья».
  9. Проект «Подмосковье — муза художников и музыкантов».
  10. Подмосковье в полотнах русских художников (сам себе художник) с последующим оформлением выставки.

Защита творческого проекта

«Моя малая Родина влитературном Подмосковье»

Вопросы проекта:

История города и его улиц названных в честь писателей и поэтов;

Литературная история родного города (Абрамцево, Хотьково, Сергиев Посад);

Писатели и поэты, жившие в Абрамцеве, Хотькове, Сергиевом Посаде;

Произведения писателей и поэтов, живших в Абрамцеве, Хотькове, Сергиевом Посаде;

История города Сергиев Посад;

Литературная история города Сергиев Посад.

Распределение ролей впроектной группе:

Каждый участник группы примет две роли из перечисленных ниже:

Теоретик (каждый участник группы по своему устройству);

Поисковик в Internet (роль в команде из 7 человек);

Аналитик (роль в команде из 7 человек);

Оформитель презентации группы (роль в команде из 7 человек).

Ход занятия

Введение в тему (музыка «Колокольный звон»)

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое нашего родного края.

Посмотрите, какой красивый город. Это Сергиев Посад.

Как вы думаете, почему так назван город Сергиев Посад?

  1. Слово Сергиев связано с именем Сергий. Посад — это поселение. Но раньше на Руси не говорили слово поселились,а говорили посадились. Итак, город Сергиев Посад назван в честь человека по имени Сергий. Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.
  2. Житие Сергия Радонежского

Учитель: Много столетий назад, когда не было ещё ни поездов, ни автомобилей, ни самолётов, когда немного было городов, — в России были огромные, дремучие леса. Деревни и сёла находились далеко друг от друга. Жили люди в деревянных домах, пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу в реках и озёрах.

Недалеко от города Ростова Великого жили хорошие, добрые люди — Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, т. е. любили Бога, старались всегда помогать бедным и часто ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бедным, у которых не было своего дома. Они кормили их, поили и оставляли у себя ночевать.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Городке (Павлов-Посад)

У Кирилла и Марии было несколько детей — Стефан, Пётр и Варфоломей. Мать заметила с самого рождения, что младший был особенным мальчиком, не похожим на других.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали вместе с братом Стефаном в школу. Школа эта была при церкви. Азбука тогда была без всяких картинок и стишков, и учиться по ней было не так легко, как теперь. Учителем обычно был дьячок и строго наказывал детей, которые плохо занимались. Родители очень огорчались, если дети их плохо умели читать слово Божие.

В школе Стефан учился хорошо, а маленькому Варфоломею грамота плохо давалась. Он старался всеми силами, даже плакал потихоньку ночью, так ему было грустно, что не даётся ему эта трудная азбука.

В свободное время мальчики, хотя были ещё небольшими, помогали, чем могли, своим родителям. Мальчикам поручали отводить лошадей на пастбище, и они с удовольствием садились верхом и гнали их в поле и обратно. И вот однажды…Однажды отец послал маленького Варфоломея одного в лес за лошадьми. День был жаркий, в поле пахло цветами, и громко пели птички. Пришёл Варфоломей туда, где всегда паслись их лошади, и видит — нет их. Стал мальчик искать, взбирался на пригорки, выходил к озеру. Коней не видно! Мальчик устал, бегая и разыскивая лошадей. Но он не стал кричать и плакать, что сделали бы на его месте другие дети; он только молился Богу, чтобы он помог найти ему лошадок. И вдруг на опушке леса Варфоломей увидел старичка, седенького, с длинной бородой. Старичок ласково улыбался.

— Что тебе нужно, мальчик, — спросил он его, о чём ты молишься?

— Я хочу хорошо учиться, — ответил мальчик, — мне хочется одолеть трудную азбуку, которая мне не даётся.

— Стань рядом со мной, будем вместе молиться!

Встреча Варфоломея со старцем.

А когда они помолились, старец достал кусочек просфоры, благословил ею Варфоломея и попросил съесть. И тут вдруг вышли лошади на лужайку. Мальчик пригласил старца к себе домой.

Дома после ужина старец велел Варфоломею взять книгу и читать.

— Да я же не умею читать! — чуть не плача сказал мальчик.

Но старец раскрыл книгу и ещё раз велел читать. Тогда мальчик, всегда послушный старшим, взял в руки книгу — и что же? Вдруг начал читать, совсем хорошо и правильно. И все поняли, что это Божье чудо.

С того дня Варфоломей так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей.

Учитель. Варфоломей всё больше любил молиться Богу, в постные дни — среду и пятницу — ел только хлеб и пил одну воду, всегда был послушным и ласковым. Никогда он не сердился на братьев, даже когда они его обижали; никого сам не обижал, не жаловался на других, всё кротко терпел и не плакал. Когда он видел бедного или несчастного, то отдавал всё, что было под руками.

Вот захотелось Варфоломею уйти в лес, построить себе избушку и в одиночестве молиться Богу.

Но родители, узнав о решении сына, сказали: «Мы уже старенькие, не оставляй нас, поживи ещё с нами пока мы не умрём!» И он послушался и остался. Варфоломей ухаживал за родителями, угождал им всей душой, от чистого сердца. Но через несколько лет, сами родители постриглись в монахи, и каждый из них ушёл в свой монастырь.

Теперь Варфоломей мог исполнить своё заветное желание. Брат его Стефан решил уйти вместе с ним. Построили они в лесу избушку, а рядом с ней маленькую церковь.

Трудно было жить в дремучем лесу, дорог не было, никто к ним не приходил. Стефан не выдержал такой жизни, простился с братом и ушёл в Москву, в один из монастырей.

Варфоломей остался один — одинёшенек. Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т. к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства

Несколько лет прожил Сергий один среди дремучего леса.Кругом бродили дикие звери. Порою жутко становилось Сергию, но он молился день и ночь и молитвою гнал от себя страх. Однажды…

Однажды вышел Сергий на двор и видит — лежит возле крыльца большой медведь. Не испугался он страшного зверя, вернулся в келью, вынес краюшку хлеба и накормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Но через несколько дней медведь снова появился, и Сергий снова накормил его. Стал зверь часто приходить, и сделался совсем ручным, его можно было гладить, и он лежал у ног Сергия, как собака. Медведь сдружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком.

Учитель. О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома, церковь.

Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми.

На территории монастыря не было питьевой воды, только недалеко протекала речка. Было даже такое, Сергий Радонежский, пока все спали, вставал рано утром, шёл на речку, чтобы потом каждому рабочему поставить у крыльца ведро воды. Это ещё раз говорит о душевной доброте Сергия и заботе ближнего. Он всю жизнь был скромным, милосердным.

Что же ещё монахи делали вместе? (Мололи муку, пекли хлеб, шили одежду, гладили) Ребята, монахи делали всё для себя сами.

Монастырь сначала был деревянным, но по истечении времени монахи построили каменный храм.

Был когда—то город славный

Весь лесами окружен.

Родине служил исправно

С незапамятных времен.

Возле Лавры рос он бойко,

Стал с ремеслами знаком.

Деревянные постройки

Возводились топором

Вырастали вдоль оврагов,

Разбегались по холмам,

А над ними белым стягом

Возвышался Божий храм.

На территории монастыря строятся церкви. Это особые здания, у которых крыша — это купол с крестом. Внутри стены церкви украшали особыми рисунками, иконами. Сергий Радонежский почитал самую главную икону Святая Троица.

Монастырь строился, жить приходили туда не только монахи, но и простые люди. Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад. В честь Сергия Радонежского и его любимой иконы Святой Троицы монастырь стали называть Троице-Сергиевым.

Итог.

А теперь давайте проверим знания и выполним тест.

Таблица 2

Тест «Житие Сергия Радонежского»

Выбери правильный ответ.

Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать святым

б) что он хочет стать монахом

в) что его послали искать лошадь

г) что он хочет знать грамоту

Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

Кого приручил Сергий?

а) собаку

б) лису

в) медведя

г) белку

Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) медленно и не прилежно

в) прилежно, но с трудом

О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

Как называется монастырь, который назвали вчесть пр. Сергия Радонежского?

а) Новоиерусалимский монастырь

б) Высоцкий монастырь

в) Троице — Сергиевым

Литература:

  1. Бычков Ю. А. Четыре жизни Чехова. — Москва, Гелиос АРВ, 2004.
  2. Гладилин М.. Пушкинское Захарово. Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (Вяземы-Захарово). –
  3. ТОО «Вера», Волгоград, 1995
  4. Дунаев М. М. К югу от Москвы — М.: Искусство, 1986. С. 36–67
  5. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник?...: («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева) // Вопросы литературы — 2006. — Вып. 4. — С. 83–138.
  6. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: для студентов высших педагогических учебных заведений / Авт.-сост. Б. А. Ланин. — М.: Эксмо, 2007.
  7. Мисочник С. М. Россия Александра Блока. — М., 2003.
  8. Подмосковный летописец //Историко-краеведческий альманах –Москва,2005–2011г.г
  9. http://sudar-mb.narod.ru/page/book8/page4.htm
  10. http://student.km.ru/
  11. http://pushkin.niv.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Сергиев Посад, Подмосковье, литературное Подмосковье, мальчик, монах, Москва, подростковый возраст, Пушкин, реальная экскурсия, Хотьково.
Задать вопрос