Карта — «альфа и омега» географии | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 5590 раз

Библиографическое описание:

Маркова, И. Б. Карта — «альфа и омега» географии / И. Б. Маркова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2424/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вид деятельности: познавательная

Форма: разработка проектов к урокам

Направление воспитания: воспитание социальной ответственности и компетентности

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Пояснительная записка

В преподавании географии важную роль играют географические карты. О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н. Н. Баранский: “Карта есть “альфа и омега” (т. е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается», «Карта — это особый второй язык географии, язык, без которого география не может обойтись». Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию пространственного воображения, географического мышления у обучающихся. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность учащихся.

К сожалению, современная школьная программа уделяет недостаточное внимание топографической и картографической подготовке учащихся. Результатом служат не очень высокие оценки ЕГЭ, связанные с практической деятельностью по картам, слабым знаниям географической номенклатуры, использованием информации, заложенной в содержании карт для выполнения конкретных практических работ. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям как картографическая грамотность, географическая культура, картография, топонимика. Курс направлен на развитие практических, картографических умений и практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников.

Программа внеурочного курса «Карта — «альфа и омега» географии» для учащихся 6 классов является расширением знаний предмета «География» и рассчитана на 34 часа.

Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру через формирование картографической грамотности школьников.

Задачи:

  1. Формирование у школьников картографической грамотности и географической культуры.
  2. Развитие творческих способностей, исследовательской активности школьников при работе с различными источниками географической информации.
  3. Развитие логического мышления, памяти, воображения, любознательности; умения самостоятельно приобретать, анализировать и применять географические знания на практике.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Из истории картографии

4

Эвристическая беседа

Составление простейшего плана территории

Работа над проектом «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”»

Защита проектов «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”»

2

Уроки понимания карты

11

Игра «Условные знаки»

Игра «Кто уедет дальше»

Защита проекта «Компас»

Игра “Путешествие по топографической карте”

Составление плана местности

Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов

Составление географического описания по карте. Проект “Использование географических карт”

Игра «SOS!» (определение географических координат)

3

Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт

13

Составление географического описания по карте. Определение расстояний, высот, глубин. Виртуальное путешествие по карте. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа. Проект «Климатические рекорды мира». Составление географического описания климата (групповая работа). Работа над общим проектом “Природные зоны и климат». Защита проекта «Связаны ли между собой расположение природных зон и климат?». О чем рассказывают названия некоторых стран. Подготовка проектов «Страны Гулливеры и лилипуты»; «Многоликий мир». Географические названия своей местности. Проект «Каталог географических названий Сергиево — Посадского района»

4

Карта — художественное произведение

4

Работа с рисунками.

Игра «Остров сокровищ»

Работа с туристическими картами

Защита проекта «Леонарда да Винчи и его карты»

5

Обобщение знаний

2

Олимпиада «Я знаю и понимаю карту»

Игра «2 капитана»

Содержание тем

Тема 1. Из истории картографии (4 часа)

Источники географической информации. Картография. Значение карт. Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Составление простейшего плана территории. Работа над проектом «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”».

Тема 2. Уроки понимания карты (11 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности. Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус — модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов. Определение географических координат. Составление географического описания по карте. Проект «Использование географических карт».

Тема 3. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт (13 часов)

Физическая карта полушарий. Изображение рельефа на картах. Определение расстояний, высот, глубин. Виртуальное путешествие по карте. Карта “Строение земной коры”. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа. Проект «Создаем конструктор литосферных плит». Климатическая карта мира. Проект «Климатические рекорды мира». Карта «Климатические пояса и области мира». Составление географического описания климата (групповая работа). Климатическая карта и карта плотности населения. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Карта «Природные зоны мира». Защита проекта «Связаны ли между собой расположение природных зон и климат?». Политическая ката мира. Сколько стран на Земле. Защита проектов «Страны Гулливеры и лилипуты»; «Многоликий мир». Топонимика. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности. Географические названия своей местности. Проект «Каталог географических названий Сергиево — Посадского района».

Тема 4. Карта— художественное произведение (4 часа)

Карты средневековья. Карта как иллюстрация приключенческих рассказов. Туристические карты и иллюстрации на них. Великие художники и картография. Работа с рисунками. Игра «Остров сокровищ». Работа с туристическими картами. Защита проекта «Леонарда да Винчи и его карты».

Обобщение знаний (2 часа)

Олимпиада «Я знаю и понимаю карту». Игра «2 капитана».

Контрольно-измерительные материалы

Составление простейшего плана территории.

Защита проектов «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”».

Составление географического описания по карте.

Проект “Использование географических карт”.

Проект «Климатические рекорды мира».

Работа над общим проектом “Природные зоны и климат».

Защита проектов «Страны Гулливеры и лилипуты»; «Многоликий мир».

Проект “Каталог географических названий Сергиево–Посадского района”.

Защита проекта «Леонарда да Винчи и его карты».

Олимпиада «Я знаю и понимаю карту».

Итоговая работа. Географические координаты.

Вариант 1

  1. По физической карте мира определите координаты города Париж.
  2. Завершите предложение: Расстояние от экватора до объекта, выраженное в градусах называется …
  3. Дайте определение понятию: меридиан.
  4. Сколько можно провести экваторов, параллелей и меридианов на географической карте?
  5. Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й параллели или по экватору?
  6. Определите объекты по их координатам:

А) 29* с. ш. и 87* в. д. Б) 3* ю. ш. и 37* в. д.

  1. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Определите название водопада, если его координаты 6* с. ш. и 62* з. д.
  1. Что объединяет координаты г. Москвы и г. Парижа?
  2. Это столица крупной европейской державы. Город очень красивый, со множеством старинных замков, парков и фонтанов. Через него протекает река Сена. Координаты города 49° с.ш. и 2° в.д. Что Вы еще знаете об этом городе?

Вариант 2

  1. По физической карте мира определите координаты города Вашингтон.
  2. Завершите предложение: Расстояние от начального меридиана до объекта, выраженное в градусах …
  3. Дайте определение понятию: экватор.
  4. Какую форму имеют меридианы и параллели?
  5. Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му?
  6. Определите объекты по их координатам:

А) 43* с. ш. и 79* з. д. Б) 32* ю. ш. и 70* з. д.

  1. В 1856 году путешественник Давид Ливингстон открыл природный объект. Он находится в точке 18* ю. ш. и 26* в. д. Назовите его.
  2. Что объединяет координаты г. Москвы и г. Сидней?
  3. Это столица крупной европейской державы. Город очень красивый, со множеством старинных замков, парков и фонтанов. Через него протекает река Сена. Координаты города 49° с.ш. и 2° в.д.Что Вы еще знаете об этом городе?

Литература:

  1. География: Справочные материалы: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 2000г.
  2. Андреев Н. В. Топография и картография. — М.: Просвещение, 2002.
  3. Берлянт А. М. Карта — второй язык географии. — М.: Просвещение, 2003.
  4. Гедымин А. В. Картографические проекции школьных карт. — М.: Просвещение, 2000.
  5. Куприн А. М. Слово о карте. — М.: Недра, 2001.
  6. Летягин А. А. География. Начальный курс. 5 класс, М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013 г.
  7. Интернет ресурсы: https://infourok.ru; http://geo.1september.ru; School-collection.edu.ru; Dic.akademic. ru (словари и энциклопедии)
Основные термины (генерируются автоматически): защита проекта, земная поверхность, Экспедиция Тура, географическое описание, координата города, проект, работа, картографическое изображение, Посадский район, простейший план территории.
Задать вопрос