Детский правозащитный университет
Автор: Чернова Наталья Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 391 раз
Библиографическое описание:
Чернова, Н. А. Детский правозащитный университет / Н. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2428/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вид деятельности: познавательная
Форма: кружок
Направления воспитания: правовое
Направление развития личности: социальное
Пояснительная записка
Содержание правового образования младших подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.
К 14 годам подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют обучающихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.
Программа направлена на работу с учащимися 8 классов и рассчитана на 34 часа.
Цель: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи:
- Повышение правовой грамотности и правовой культуры младших подростков.
- Активизация гражданской позиции через волонтерское движение среди детей и молодежи.
- Вовлечение подростков в практическую правозащитную работу.
- Сформирование компетенций для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма проведения |
1 |
Право и его роль в жизни общества |
2 |
Деловая игра Практикум |
2 |
Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах человека. |
2 |
Беседа Практикум (викторина) |
3 |
Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка). |
3 |
Деловая игра Практикум |
4 |
Уполномоченные по правам ребенка в России. Ситуация на местах |
3 |
Деловая игра Практикум |
5 |
Правовое государство. Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни страны, региона |
5 |
Практикум Беседа Защита проекта |
6 |
Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством |
2 |
Практикум |
7 |
Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания |
3 |
Деловая игра Практикум |
8 |
Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений |
3 |
Деловая игра Практикум |
9 |
Статус ребенка в уголовных правоотношениях |
2 |
Беседа Практикум |
10 |
Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях |
2 |
Деловая игра Практикум |
11 |
Полиция: структура, права и обязанности |
2 |
Работа в группах |
12 |
Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних |
3 |
Деловая игра Практикум |
13 |
Защита проекта «Подросток и закон» |
2 |
Конференция |
Содержание программы
Тема 1. Право иего роль вжизни общества (2 часа)
Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов. Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.
Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция оправах ребенка (2 часа)
Всеобщая декларация прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка.
Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка) (3 часа)
Право человека, геноцид, апартеид, расизм, национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.
Тема 4. Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка вРоссии (3 часа)
Омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт.
Тема 5. Правовое государство. Местное самоуправлениеигражданское общество. Участие граждан вполитическойжизни страны, региона (5 часов)
Гражданское общество, правовое государство, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональная и мажоритарная избирательная системы, референдум, гражданский форум.
Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолетних, предусмотренные трудовым законодательством (2 часа) Право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность, трудовая дееспособность, трудовое законодательство, труд.
Тема 7. Рынок труда ислужба занятости. Дисциплина труда. Поощрения ивзыскания (3 часа)
Рынок труда, работодатель, работник, дисциплина труда, резюме, собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.
Тема 8. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений (3 часа)
Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей.
Тема 9. Статус ребенка вуголовных правоотношениях (2 часа)
Правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.
Тема 10. Подросток как участник административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях (2 часа)
Административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.
Тема 11. Полиция: структура, права иобязанности (2 часа)
Правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая служба, ПДН, КДН.
Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних (3 часа)
Гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.
Тема 13. Защита проекта «Подросток изакон» (2 часа)
Исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Контрольно-измерительные материалы
Вопросы квикторине «Права ребёнка»
1тур игры
- Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 20 ноября 1989года
б) 20 ноября 1990 года
в) 20 ноября 1991года
- Согласно конвенции ребенком является каждый человек до достижения
а) 16-летнего возраста
б) 14-летнего возраста
в) 18-летнего возраста
- Неотъемлемое право, признанное всеми основными международными правозащитными документами и являющееся основой всех остальных аспектов развития детей
а) право на жизнь
б) право на развитие
в) право на участие.
- Ребенок обладает правами:
а) с момента рождения
б) по достижению совершеннолетия
в) с 14 лет
- Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей
а) школа
б) дом
в) семья
- Согласно Конвенции, ребенок
а) как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека
б) ограничен в своих правах, по сравнению со взрослым
в) имеет больше прав, чем взрослый
- Кто главные защитники прав ребенка?
а) родители
б) усыновители (удочерители), опекуны, попечители, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка
в) все вышеперечисленные.
- Право на защиту от вмешательства в личную, семейную и домашнюю жизнь детей, а также переписку, защиту от клеветы и оговора обеспечивается, согласно Конвенции
а) правом на свободу мысли, совести и религии
б) правом на личную жизнь
в) правом на свободу выражения мнения.
- Реализуя право детей на здоровье, страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка, обязуются
а) сокращать детскую смертность,
б) бороться с болезнями и недоеданием детей, обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком,
в) распространять санитарную информацию
г) все выше перечисленное.
- Дискриминация в отношении детей — это
а) отсутствие равных прав для детей
б) лишение ребенка прав
в) наделение правами детей по особенным признакам.
2 тур игры
- Дети имеют равные права при условии
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) равного имущественного положения
д) независимо от различных обстоятельств
- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться
а) родители
б) родственники
в) никто
г) сверстники ребенка
- Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство
а) запрещает
б) никогда не вмешивается в него
в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка
г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях
- Ребенок может определять свое отношение к религии
а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества
б) по требованию родителей
в) учитывая религиозные традиции государства
г) по совету друзей или взрослых людей
- Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения
а) безоговорочно
б) не имеет
в) если это не наносит вреда другим людям
- Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями
а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка
- Ребенок может учиться
а) в школе, которую он выбрал
б) в школе, куда его направили местные органы власти
в) в школе, которая соответствует его умственным способностям
- С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд
а) с 18 лет
б) с 16 лет, с согласия родителей (письменно)
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
- Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
- Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище
а) всегда и при любых обстоятельствах
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
3 тур игры
- Фильмы, книги, передачи, имеющие признаки культа насилия и жестокости
а) можно использовать для определенной аудитории детей при получении соответствующего разрешения
б) можно использовать при любых обстоятельствах
в) преследуются по закону
г) можно использовать для детей, если получено письменное согласие родителей
- Дети могут участвовать в военных действиях
а) если этого требуют интересы Родины
б) если есть согласие родителей
в) не могут
- Дети, у которых есть физические или умственные недостатки
а) учатся в школе, которую выберут сами с помощью родителей
б) учатся в специальных учебных заведениях
в) не учатся согласно медицинскому заключению
- Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства
в) по согласию с родственниками или опекунами.
- С какого возраста юноша становится на воинский учет?
а) 17 лет
б) 18 лет
в) 14 лет
- Конвенция о правах ребенка — это
а) Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения
б) Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими
в) Распоряжение Генерального секретаря ООН
- Конвенция о правах ребенка ратифицирована РФ
а) в 1990 г., (СССР)
б) в 1989 г.,
в) в 1991 г.
- Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь
а) от самого ребенка
б) от его родителей
в) от государства
- Право на выбор занятий и объединений есть
а) только у взрослых
б) у каждого
в) у учащихся школ
- С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?
а) 14 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
Защита мини-проектов по теме «Подросток изакон»
- Права ребёнка в школе и дома
- Трудовое право для подростков и их родителей
- Вандализм
- Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Как защитить свои права
- Правовая культура несовершеннолетних
- Легко ли быть собственником?
Литература:
- Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»/ сост.: О. А. Северина, Е. Н. Сорокина; под редакцией О. В. Козачек, В. В. Черникова. — М.: Глобус,2007
- Всеобщая декларация прав человека
- Гражданский кодекс РФ
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция РФ
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ