Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»
Автор: Ананьина Светлана Анатольевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 5702 раза
Библиографическое описание:
Ананьина, С. А. Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ» / С. А. Ананьина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2502/ (дата обращения: 16.11.2024).
Никогда не прекращайте самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ, нет пределов
Рубакин Н. А.
Над темой самообразования: «Игра, как средство воспитания младших школьников с ОВЗ», я работаю пятый год. 2016–2017 год — заключительный этап в работе по данной теме. Игра — один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
− Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
− Развитие эмоционально-волевой сферы;
− Обогащение представлений об окружающем мире;
− Формирование коммуникативных навыков;
− Формирование культурного поведения;
− Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
Игра — главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали и в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Особенно актуальна она в школах VIII вида с ограниченными возможностями здоровья т. к. коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя воспитанников с нарушениями развития, можно отметить их инертность, рассеянность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Игра является и действенным средством совершенствования таких значимых для воспитанников с множественными или сложными дефектами функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и другие.
Игра должна присутствовать в режиме дня в той мере, в какой она необходима для создания гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, коррекции и стимулирования всех сторон развития ребенка.
На сегодняшний день в педагогике и детской психологии накоплен значительный опыт, позволяющий эффективно использовать игру как средство познания и развития потенциальных возможностей ребенка, как инструмент коррекции и позитивных изменений личности воспитанника, его психических функций и поведения. Воспитателю необходимо уметь педагогически целесообразно адаптировать этот опыт, чтобы при необходимости его использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе.
Цель моей работы: повышение профессионального мастерства и компетентности. В течение года совершенствовала свои знания в области психологии и педагогики. Работая над этой темой, изучила методическую литературу: Бесовой М. А., Забрамная С. Д., Боровик О. В. Чутко Н. Я, Степановой О. А. На сайтах знакомилась с трудами творчески работающих педагогов, с целью перенятия опыта работы.
На основе изученной литературы, авторских методик, разработала проект рабочей программы дополнительного образования учащихся младшего школьного возраста «Воспитание и развитие воспитанников с ОВЗ в начальной школе средствами игровой деятельности на 2016–2017 учебный год». В течение учебного года подготовила картотеку сюжетно-ролевых игр. Выступала с докладом: «Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ОВЗ» на МО воспитателей начальной школы.
Провела открытое занятие на тему: «Русская матрешка», на котором воспитанники расширили и закрепили знания о народном русском сувенире — матрешке. Посетила открытые занятия коллег для расширения педагогического опыта, с дальнейшим использованием в своей практике. Мои воспитанники принимали активное участие в проектной деятельности: «Наш дом», военный проект: «Великая отечественная война. Битва за Москву», в выставках, конкурсах, проводимых на базе нашего учреждения. Общение с родителями я ставлю на особое место в своей работе. Ведь это и позитивное настроение ребенка, и помощь в изучении индивидуальных особенностей, и поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся. Все это в конечном итоге положительно сказывается на результативности обучения. В своей педагогической деятельности я стараюсь находить время для личных встреч и индивидуальных бесед с родителями. Еженедельно в конце недели провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Чтобы помочь родителям увидеть своего ребёнка с новой для него стороны провожу совместные классные мероприятия, участвуем в общешкольных праздниках. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение. Активно использую при работе с родителями обучающихся, такие формы взаимодействия как: индивидуальные формы, а именно беседа, выполнение индивидуальных поручений, переписка, телефонный разговор. Работая над данной темой самообразования, я пришла к заключению о большой значимости и действенности игры в решении задач профилактики, диагностики и коррекции поведения и развития воспитанников коррекционной школы VIII типа. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом работы c такими детьми, как и урок. Свой анализ работы я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать!»: «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!».
Литература:
- Амонашвили Ш. Спешите, дети, будем учиться летать/ Культурология. Издательский дом Шалвы Амоношвили. — Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, 2007. — 120 с.
- Бесова М. А. Познавательные игры от А до Я / Художник А. А. Селиванов-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 272 с.: ил. – (После уроков).
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. — М.: Новая школа, 2000.
- Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
- Степанова О. А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. — 2001. — № 4. — С. 3–7.
- Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием // Издательство «Советская Россия»; Москва; 1962. — 130 с. ISBN 5–8653–0951–5