Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 1147 раз

Библиографическое описание:

Екимова, М. М. Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве / М. М. Екимова, В. А. Копылова, И. В. Койра. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2504/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка.

Ключевые слова: инклюзивное образование, двигательная активность, инновационные методики

Приоритетом стандарта второго поколения при работе с детьми ОВЗ обеспечить формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, что является социальной политикой РФ. Это связано с тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, а также с увеличением интеграции, в которых необходимо соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

В нашей стране с каждым годом начинает развиваться инклюзивное образование, оно востребовано как в школах, так и детских садах.

Благодаря инклюзивному образованию дети с ОВЗ получают индивидуальный подход к обучению более гибкий и адаптированный к их возможностям. В результате этих изменений обучение станет более эффективным и результативным, от этого выиграют все дети.

В результате совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей между ними устанавливаются крепкие дружеские взаимоотношения. Обычные дети учатся взаимодействовать с особенными детьми

Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование с детьми ОВЗ. Они научаются сочувствовать, сопереживать и понимать, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества, они становятся более толерантными.

Перед учителями физической культуры встала задача, как привлечь детей с ОВЗ к активному образу жизни. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает сопротивляемость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является эффективным средством профилактики, гармоничного роста и развития детей.

Двигательная активность и развитие речевой функции, тесно связаны с функциями головного мозга, что даёт ребёнку правильно развиваться. У детей существует связь между мышечной системой и мозговой, мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка, органами чувств.

Поэтому на уроках физкультуры необходимо (через игру) применять массаж ушей, рук, ног, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в течение всего учебного дня.

Для детей с ОВЗ сегодня актуальным стало применение на уроках физической культуры инновационные, оздоровительные методики обучения: Су-джок, массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, дыхательной гимнастики Стрельникова, упражнения для мелкой моторики, логоритмика и ритмопластика.

Пример стихотворений, используемые при проведении массажа, нетрадиционных методах гимнастики.

Мышка мыла деткам лапки –каждый пальчик по порядку.

Вот помылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и «указку» — смыв с нею и грязь, и краску.

Средний мылила усердно — самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой- кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла — очень он боялся мыла. [1]

Массаж выполняется на внутренней стороне ладони, сначала орех (спичка, гимнастическая палка, су-джок) перекатывается по часовой стрелке, а потом — против; аналогично выполняется массаж стопой ноги.

Массаж стоп — ходьба по коврику с пуговицами

Хлопаем в ладошки, пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки по ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке…. Устали наши ножки,

Устали наши ножки. Вот наш дом, где мы живем:

«Ножки накрест» — опускайся и команды дожидайся.

А когда скажу «Вставай» — им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам? [1]

(При проговаривании стихотворения массируются уши, тыльная и внутренняя стороны кисти рук, голеностоп).

Мыли свои ушки, мыли свои лапки,

Наряжались зайчики, надевали тапочки. [1]

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами — большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами,

Вниз до мочек добежали. с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём. [1]

Профилактические дыхательные упражнения

Подуй на одуванчик, как дует этот мальчик.

Подуй, подуй сильнее, станешь здоровее. [1]

(Сначала глубоко подышать. Делать длинный выдох, будто хочешь сдуть с одуванчика пух. Затем, сделать глубокий вдох носом).

Мы как учителя физической культуры, ставим перед собой задачу раскрыть возможности каждого ребёнка и дать им поверить в свои силы.

Мы убеждены, что учителю необходимо простроить свою деятельность так, чтобы ребёнок мог почувствовать себя успешной личностью. В ребёнка нужно вложить не только знания об окружающем его мире, но и научить его самого видеть главное и добиваться своей цели, выбирать для этого доступные способы и возможности в соответствии с возрастом.

Научить ребенка самостоятельно заботиться о своем здоровье, организовать свой активный отдых средствами физической культуры, вести здоровый образ жизни.

Воспитать устойчивою мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, научить получать радость от этой деятельности.

Литература:

  1. Авилова С. А., Калинина Т. В. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. / Волгоград издательство «Учитель», 2008г. — с 13–14,18–19 /
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384 с.
  3. Симанский А. Э. Развитие творческого мышления детей./ А. Э. Симанский -Я.:Академия развития, 1997. -188 с.
  4. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей./ Л. Ф. Тихомирова — Я.:Академия развития, 1996.- 192 с.
  5. Фатеева Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников./ Л.П Фатеева. — Я.: Академия развития, 1998.- 224 с
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь./ В. В. Цвынтарный — СПб.: Лань, 1996. 31с.
  7. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей./ Л. В. Черемошкина — Я.: Академия развития, 1997.- 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, инклюзивное образование, мышечная система, ножка, возможность, двигательная активность, оздоровительная методика обучения, ровненькая дорожка, указательный палец.

Ключевые слова

инклюзивное образование, двигательная активность, инновационные методики

Похожие статьи

Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Похожие статьи

Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Задать вопрос