Воспитание детей в царских семьях | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 28.05.2017

Статья просмотрена: 7472 раза

Библиографическое описание:

Окуловская, Т. Н. Воспитание детей в царских семьях / Т. Н. Окуловская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 25-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2509/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: раскрыть специфику воспитания детей в семьях династии Романовых.

Задачи: — формировать интерес учащихся к истории своего государства, отдельным личностям, к вопросам воспитания детей;

– способствовать развитию познавательной и мыслительной активности учащихся;

– воспитывать уважительное отношение к детям из царских семей династии Романовых, милосердие;

– развивать у воспитанников стремление к познанию нового, умение работать с документальной литературой, интернет источниками.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, кадры из документального фильма о гибели семьи последнего русского царя, костюмы для инсценировки, презентация.

На экране кадры из фильма огибели семьи последнего русского царя.

Вступительное слово воспитателя: Страшной ночью 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге погибла вся семья последнего русского императора Николая Александровича Романова, включая пятерых его детей.

Мы знаем, что Николай Романов — последний представитель династии Романовых, правившей в России с XVI века. Но что мы знаем о воспитании и образовании царских детей? Как изменялась система воспитания в царских семьях на протяжении столетий? Сегодня мы поговорим об этом. Романовы — старинный русский дворянский род, носивший такую фамилию с середины XVI века, а позже — династия русских царей и императоров.Русские правители, цари, императоры, как и все мы, когда-то были детьми. Они росли, играли, плакали от обиды, радовались простым детским забавам. У них были родители, воспитатели. Детей старались чему-то учить, подавая практические знания, образовывая их ум, влияя на нравственное развитие души, и воспитывали при этом то, без чего не может обходиться ни один царский отпрыск — чувство долга.

(На экране высвечивается царский герб, звучит мелодия царского гимна. Вокруг герба появляются портреты всех царей и императоров династии Романовых.)

«Начало династии»

1-й воспитанник. В начале утверждения династии на троне особого внимания воспитанию и образованию наследников не уделялось. Но с 5 лет они начинали получать образование, их воспитанием и образованием занимались наставники. Именно от наставников зависело, каким будет это образование и воспитание. Основатель династии Михаил Романов стал царём в 16 лет. К роли правителя он не был подготовлен, поэтому воспитанию своего сына Алексея он уделял больше внимания. Маленький царевич воспитывался в тереме Московского дворца. С 5 лет его начали обучать. Рядом с образованием шли и царские забавы. Царевичу покупали игрушки, среди прочих и иностранные. Впервые царевич Алексей был одет в немецкое платье. В 16 лет он тоже осиротел и вступил на престол. Но постепенно уклад семейной жизни менялся. Менялись и взгляды на воспитание детей.

«Эпоха Петра»

(На сцену выходит воспитанник в костюме Петра 1 и ведёт рассказ о своём воспитании и воспитании своего сына.)

«Я был 14 ребёнком Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. С 5 лет со мной занимался мой первый учитель, подьячий Никита Зотов. Я изучал азбуку, Часослов, Псалтырь, Евангелие и Апостольские деяния. Учитель познакомил меня с русской историей, рассказал о государственной деятельности Владимира I, Александра Невского, Иоанна Грозного и Алексея Михайловича. Десяти лет от роду я был вырван из моего детского уединения и посажен на престол. А вслед за этим я стал свидетелем кровавых сцен, убийства дяди, унижения матери и её родных. Но в это время я показал необыкновенные для моих лет твёрдость и бесстрашие. Своего сына Алексея я приказал обучать грамоте с 6 лет. Чтобы воспитывать наследника дома, я пригласил к нему наставником барона Генриха Гюйсена, получившего образование в лучших университетах Германии. Программа обучения царевича была насыщенной: французский язык, арифметика, геометрия, география, русский язык, политические дела, военное искусство. Я стремился привлекать сына, как будущего государя, ко всем практическим делам страны. Четырнадцатилетнему Алексею я сказал: «Я сегодня или завтра могу умереть; но знай, что мало радости получишь, если не будешь следовать моему примеру. Ты должен любить всё, что служит благу и чести Отечества, должен любить верных советников и слуг и не щадить трудов для общего блага. Если советы мои развеет ветер и ты не захочешь делать того, что я желаю, то я не признаю тебя своим сыном».

2-й воспитанник. От брака со второй женой Екатериной у Петра I родилось ещё 8 детей, но зрелого возраста достигли только дочери Анна и Елизавета. Девочки радовали своих родителей отличным здоровьем, красотой и успехами в образовании. Они превосходили своих сверстниц знаниями и умственным развитием. Они знали много иностранных языков, Елизавета неплохо писала стихи. Однажды Пётр I вошёл в комнату к дочерям во время урока французского языка и, слушая их, сказал: «Счастливы вы, дети, счастливы вы, что вас воспитывают, что в молодых годах вас приучают к чтению полезных книг…Ах! Если бы меня в детстве учили так, как следует, я охотно отдал бы теперь палец с руки моей!» И всё же, несмотря на иностранных гувернанток и учителей, царские дочери испытывали на себе влияние невежественных мамок и нянь.

«Педагогическая система Екатерины II»

3-й воспитанник. Впервые серьёзное внимание проблеме воспитания царских детей уделила Екатерина II. Ею была разработана программа воспитания, основанная на идеях просвещения — воспитания личности здоровой физически и нравственно, разумной, любознательной, дисциплинированной. Особое внимание уделялось условиям жизни: наследников не баловали, воспитывали по-спартански, приучали к физическому труду, регулярным физическим упражнениям. Впоследствии эта программа стала применяться к воспитанию всех царских детей.

«Воспитание Павла I»

4-й воспитанник. Первым царственным ребёнком, которого пытались воспитывать с учётом реалий нового времени, был Павел I. Поначалу воспитывала Павла тётка его отца — императрица Елизавета. Заботами его буквально душили. К счастью, нянек сменили толковые наставники: С.Порошин, Ф. Бехтеев, Н. И. Панин. В первую очередь Павлу начали внушать чувство ответственности. Он должен был осознать, что он не просто мальчик, желания которого исполняются окружающими, но наследник Российского престола, что он не имеет права на капризы и своеволие. Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитания — воспитание императорских детей рода Романовых исторически образованными, привыкшими гордиться своими предками и нести ответственность за великое наследие — Россию, что досталось им от предков.

«Воспитание Александра I»

5-й воспитанник. Сыну Павла I, царевичу Александру, было 23 года, когда его отца убили и он пришёл к власти. Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя. Но, несмотря на образованность, ему приходилось скрывать свои истинные чувства и взгляды, что способствовало формированию в нём таких черт, как притворство и лукавство. Александру всегда приходилось иметь как бы 2 маски: одну для бабки, другую для отца.

«Воспитание Николая I»

6-й воспитанник. Поскольку у Александра I не было детей, то после его смерти к власти пришёл его брат Николай. Великий князь Николай с самого рождения поступил на попечение его бабки Екатерины II, но она вскоре скончалась. Няней Николая была шотландка Лайон. Мальчик был к ней очень привязан. Под её влиянием Николай с самого раннего детства начал выказывать особое внимание к военным игрушкам и рассказам о военных действиях. Он получил домашнее образование, но особого усердия к учёбе не проявлял. Николай не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом. У Николая I было 7 детей. Особенно неординарной личностью был сын Николая 1 — великий князь, генерал- адмирал, председатель Государственного Совета Константин Николаевич. С юных лет он был определён отцом на морскую службу; впоследствии стоял во главе русского военно-морского флота и морского управления. В 26 лет получил звание адмирала. Именно этот сын Николая I был сторонником реформ в России.

«Воспитание Александра II»

7-й воспитанник. После смерти Николая I престол перешёл к его первенцу Александру II. Его наставником и учителем был известный поэт Василий Андреевич Жуковский. Учебное время мальчика разделялось на 2 полугодия. Он сдавал экзамены по предметам в конце каждого месяца и полугодия. Летние каникулы начинались в середине июня и заканчивались в начале августа. Учебный день великого князя был строго распределён по часам. Мальчик всегда вставал в 6 часов утра, молился, завтракал. Остальное учебное время тоже было строго распределено по часам. Перед сном делался обзор дня, все результаты записывались в журнал и в конце каждой недели представлялись императору и императрице. Великий князь занимался успешно, и экзамены проходили всегда хорошо. Кроме изучения различных наук, князя обучали гимнастике, верховой езде, фехтованию, ручной работе. Воспитание и образование Александра II длилось 13 лет.

«Воспитание Александра III»

1-й воспитанник. Родители Александра III уделяли большое внимание образованию и воспитанию сына. Маленький Александр Александрович никогда не стремился к удобствам, к неге и комфорту. Когда он сам стал отцом, то дарил детям на праздники полезные предметы: книги, садовые инструменты. Великого князя с юношеских лет готовили к государственной работе. Он постоянно присутствовал на заседаниях Государственного Совета и Комитета министров. В 20-летнем возрасте он унаследовал право на престол. Женился на датской принцессе Дагмаре и в супружестве имел 5 детей. Обстановка в комнате его детей была очень скромной, кормили их тоже не по-царски. К чаю подавалось варенье, хлеб с маслом, печенье, а вот пирожные дети видели редко. Обед также был прост, и дети ели всё, что им подавали. Среди этих детей был и будущий святой государь — мученик Николай Александрович.

«Воспитание Николая II»

2-й воспитанник. Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе. Учебные занятия велись в течение 13 лет по тщательно разработанной программе. Ники воспринял от отца простоту в общении и живость характера. Он был обаятельно шаловлив, любил игры и занятия, требующие много движений — и это стремление быть всегда в движении, содержать себя в хорошей физической форме сохранилось у Николая II на всю жизнь. К тому же у Ники с ранних лет проявлялась утончённость, поэтичность и некоторое внутреннее изящество, стремление к прекрасному и любовь ко всему живому. Его волновала боль каждого живого существа, и он слёзно молился за выпавшего из гнезда воробья. Зимой наследник престола катался на коньках, играя со своими братьями и сёстрами в снежки, летом любил плавать на байдарке и играть в теннис. Чтобы будущий царь на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направлял его на военные сборы. Параллельно он вводил его в курс дела управления страной. Блестящее образование Николая II соединилось с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за её судьбу. Эти же качества сумели привить собственным примером своим сыновьям Павел I, Николай I, Александр II. Для юношей обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у своих подданных. Все императоры, начиная с Павла Петровича, были прекрасными мужьями и отцами. Семью же последнего русского императора называли просто святой.

«Воспитание детей всемье последнего русского императора».

3-й воспитанник. Николай II женился на принцессе Алисе Гессенской, ставшей после миропомазания великой княжной Александрой Фёдоровной. Эта свадьба положила начало счастливому супружеству, которое продолжалось до последних дней их жизни. В семейной жизни Александра Фёдоровна была образцом всех добродетелей. В семье Николая II было 5 детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. В вечернее время вся семья собиралась на ужин, где почти не было деликатесов. После ужина обычно все собирались в одной комнате, где царь читал вслух, чаще всего Гоголя, Толстого, Тургенева, а жена с дочерьми что-то вязали, шили. Николай любил с детьми кататься на лодке, играть в снежки, кататься на лыжах и санях.

(Выходит воспитанница и ведёт рассказ от лица Ольги.)

… Я — великая княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895 года. Я стала первым ребёнком в семье Николая II. Мои родители не могли нарадоваться появлению ребёнка. Я отличалась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Говорят, что была очень умна, у меня отмечались творческие способности. Вела себя со всеми просто и естественно, была удивительно отзывчива, искренна и щедра. От матери унаследовала черты лица, осанку, а также волосы золотистого оттенка. От отца унаследовала внутренний мир.

(Уходит.)(Выходит воспитанница и ведёт свой рассказ от лица Анастасии)

… Я — великая княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда родилась я, был глубоко опечален. Вскоре печаль прошла, и отец любил меня не меньше остальных детей. Я любила пошалить, а также посмешить окружающих. По своей резвости могла дать фору любому мальчишке, носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестёр. Спальня у меня была убрана небогато. Обязательно каждое утро я принимала холодный душ. Усмотреть за мной было нелегко. Помимо этого во мне нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.

(Уходит.)

4-й воспитанник. Девочки, вместе с матерью, занимались благотворительностью, посещали больных. На замечания фрейлин о том, что туберкулёз опасен и неизлечим, царица говорила: «Они должны видеть в жизни не только красоту, но и печаль». Во время I мировой войны государыня и царевны Ольга и Татьяна ежедневно много часов проводили в госпитале. Они прошли курсы медицинских сестёр и работали хирургическими сёстрами, помогая врачам при бесчисленных ампутациях конечностей, делали перевязки, уколы, ухаживали за ранеными. Младшие княжны Мария и Анастасия шили для раненых и их семей, делили все их душевные волнения.

Для того чтобы понять, как воспитывать принцесс, можно прочитать письма Александры Фёдоровны к дочерям. Вот одно из них…

Инсценировка.

(За столом Александра Фёдоровна пишет письмо дочери, а затем читает его.) «Моя милая, маленькая Ольга! Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя резко, грубо. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сёстрам. Когда видишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой и ласковой со мной, будь такой же и с сёстрами. Покажи своё любящее сердце. Прежде всего, научись любить бога всеми силами души, и он всегда будет с тобой. Молись ему от всего сердца. Помни, что он всё видит и слышит. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять его волю. Пусть бог пребудет с тобой, и хранит тебя Пресвятая Богородица. Твоя старая мама».

5-й воспитанник. Наследник Алексей с рождения нёс тяжёлый крест — неизлечимую болезнь. В его воспитании огромную роль сыграли простые, подчас малограмотные люди. Николай II брал сына с собой на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению. Алексей воспитывался как наследник престола и будучи подростком, говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»

О царской семье говорили, что это самая святая и чистая семья. Государыня воспитывала в своих детях веру, силу духа, смирение, которые помогли им безропотно вынести дни заточения и принять мученическую кончину. В последние дни своей жизни царевна Ольга переписала стихи М. Бехтеева, соответствующие её мыслям и чувствам.

«Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей…

И у преддверия могилы

Вдохни в уста твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов».

Подведение итогов. Обсуждение.

  1. Совпали ли новые знания о жизни царских детей в семье с вашими представлениями?
  2. Что, из вновь узнанного, может послужить вам примером?
  3. Как вы думаете, может ли семья последнего русского императора считаться образцом в вопросах воспитания своих детей?

«Быть царским ребёнком— великое испытание»

Воспитатель. Быть царским ребёнком очень нелегко. Это значит, что от тебя будут требовать очень многого: быть лучшим, соблюдать этикет, участвовать в утомительных придворных церемониях. Царские дети проводили со своими родителями очень мало времени, они были лишены той свободы, которая есть у простых, обычных детей, они не могли сами заводить себе друзей, играть с другими ребятами и делать многое из того, чем запоминается счастливое детство. Представление о том, что царские дети воспитывались изнеженными, и все их капризы немедленно исполнялись, неверно. Их воспитывали по-спартански, в строгости и дисциплине, приучали терпеть лишения и невзгоды, так как это могло понадобиться в их будущей императорской жизни. Зачастую царская корона могла стоить царскому ребёнку свободы и жизни.

И может быть, знакомясь с жизнью царских семей, разглядывая их лики на фото, вы захотите узнать об иной жизни Великой страны, о крепких русских семьях, воспитывавших гордых, великодушных, глубоко верующих, истинных патриотах своего Отечества.

Литература:

  1. В. Г. Пашков, «Русь- Россия — Российская империя.Хроника првлений и событий 862–1917 годы», издательство Москва Центр –Ком 1997г.
  2. А. В. Манько, «Чтение оь особах российского императорского дома», Москва Просвещение 1994 г.
  3. И. И. Далутский, «Отечественная история 20 век», издательство Москва Мнемозина 1994г.

[1] Совместная исследовательская работа воспитанников и воспитателя Окуловской Т.Н.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание, великий князь, III, Ольга, отец, последний русский император, Россия, семья, сын.
Задать вопрос