Динамическая электронейростимуляция в коррекции речевых нарушений | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 5059 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Динамическая электронейростимуляция в коррекции речевых нарушений / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2553/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье описывается метод динамической электронейростимуляции. Рассматриваются методические рекомендации по проведению аппаратного воздействия. Выделяются комплексы коррекционного воздействия средствами динамической электронейростимуляции при нарушениях речевого развития.

Ключевые слова: динамическая электронейростимуляция, аппаратное воздействие, речевые нарушения, логопедическая помощь

Нарушения речевого развития являются одним из наиболее распространенных нарушений в формировании высшей психической деятельности. Ранняя диагностика и коррекция нарушений речи в развитии ребенка позволяет скорректировать имеющиеся отклонения речевого, интеллектуального, эмоционально-волевого и поведенческого развития, но и предупредить появление новых нарушений, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная коррекционно-развивающая помощь позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

В работе логопедической практике использование «обходных путей» и поиск специфических средств воздействия при коррекции речевых нарушений является одним из средств повышения эффективности работы. В современном мире все больше отмечается необходимость применения постоянно совершенствующихся аппаратов и устройств в качестве средства коррекции [2]. В исследованиях, занимающихся данной проблемой, имеются многочисленные указания на то, что в генезе речевых нарушений значительное место принадлежит органическим нарушениям [4], проявляющимся мышечной и иннервационной недостаточностью органов артикуляции [3], являющихся, по сути, проявлением минимальной мозговой дисфункции [4]. Таким образом, можно говорить, что для достижения стойкого положительного результата работы необходима интеграция педагогических и медицинских методик. Значимое место среди новых методов коррекции отводится динамической электронейростимуляции.

Современная наука в комплексном воздействии давно и успешно применяет методы электростимуляции акупунктурных точек и рефлексогенных зон. Электрический ток является универсальным раздражителем для всех возбудимых тканей организма и вызывает возникновение потенциалов действия в любых типах периферических нервных рецепторов и волокон [1; 3; 4; 5; 6]. Динамическая электронейростимуляция — новый метод аппаратного лечения и профилактики (Регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.) [3].

Динамическая электронейростимуляция основывается на стимуляции области сегментарных зон, акупунктурных точек, а также рефлексогенных зон. Под воздействием данной стимуляции появляются компенсаторные реакции, восстанавливающие гомеостатическое равновесие. Вначале динамической электронейростимуляции превалируют нервные реакции, оказывающие медленное регулирующее действие, которые воздействие затрагивает гуморальные системы. Клинические исследования демонстрируют, что центральное место в динамической электронейростимуляции отводиться многоуровневым рефлекторным и нейрохимическим реакциям, запускающим каскад регуляторных и адаптационных механизмов в организме. В ходе данного воздействия ликвидируются болевые синдромы, совершенствуется местное и системное кровообращение, оказывается противовоспалительное действие, активируется образование биологически активных веществ и обменные процессы в тканях, что способствует удалению продуктов метаболизма из патологических очагов, нормализуется тонус мышц и сосудов, усиливаются защитные механизмы, снимаются последствия стрессовых воздействий [5]. Динамическая электронейростимуляция является средством подъема настроения, улучшения общего самочувствия и повышения работоспособности.

При коррекционном воздействии средствами динамической электронейростимуляции рекомендуется учитывать возраст, вид речевого нарушения, особенности нервно-психического развития и время непосредственного воздействия. Все зоны воздействия при нарушениях речевого развития можно объединить в две группы — основные и дополнительные. Основные — это классические зоны, с обработки которых следует начинать коррекцию. Дополнительные зоны используются совместно с основными для усиления коррекционного эффекта. При речевых нарушениях коррекционное воздействие оказывается на следующие зоны (Рис.1,2):

‒ Зона языка — 1–3 минуты;

‒ Речевые зоны — 2 минуты;

‒ Подчелюстная зона — 1–3 минуты;

‒ Зона «Шейное кольцо» — 2 минуты;

‒ Шейно-воротниковая зона — 1–3 минуты;

‒ Зона «6 точек» (кожная зона прямой проекции выхода ветвей тройничного нерва с двух сторон — тройничная зона) — 2 минуты;

‒ Зона «3 дорожки» в режиме «Тест» — 1–3 минуты;

‒ Зона второго шейного позвонка — 2 минуты;

‒ Зона седьмого шейного позвонка — 2 минуты;

‒ Круговая мышца рта по методике «креста» — 1–3 минуты;

‒ Зоны соответствия по Су-Джок (зона перчатки, подушечки пальцев) — 2 минуты;

‒ Зона околоногтевого ложа — 2 минуты;

‒ Иммунные зоны: «хэ-гу», «цзу-сань-ли» — 2 минуты;

‒ Зона лобной и височной области головы в прямой проекции — 1–3 минуты [3; 5].

Таким образом, общее время аппаратного воздействия при динамической электронейростимуляции составляет в среднем 15–30 минут. Коррекционное воздействие средствами динамической электронейростимуляции может проводиться на рефлексогенные зоны различной площади и биологически активные точки. Воздействие может осуществляться тремя способами: стабильным, лабильным или стабильно- лабильным.

Рис. 1. Зоны динамической электронейростимуляции (основной комплекс)

Результаты динамической электронейростимуляции проявляются в работе с детьми, имеющими нарушения подвижности артикуляционного аппарата. Проведение сеанса динамической электронейростимуляции непосредственно перед логопедическим занятием способствует улучшению подвижности мышц артикуляционного аппарата и пальцев рук. Улучшение состояния тонуса мышц речевого аппарата и мелкой моторики проявляется в повышении уровня речевой активности, ускорении темпов развития всех сторон речи [1; 6]. При изучении нервно-психического развития отмечается значимая динамика интеллектуального и речевого развития.

Рис. 2. Зоны динамической электронейростимуляции (дополнительный комплекс)

Применение динамической электронейростимуляции в комплексном воздействии при речевых нарушениях способствует повышению эффективности коррекционной работы. Включение динамической электронейростимуляции в комплекс других методов и средств, позволяет сократить сроки коррекции, быстрее добиться улучшения состояния мышечного тонуса и качества подвижности артикуляционного аппарата; ускорения темпов развития речи; повышения активности со стороны импрессивной и экспрессивной речи; качественного улучшения всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

Литература:

  1. Агошкина Н. И. Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания: Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума «ДЭНАС МС». — Екатеринбург, 2005. — С. 188–190.
  2. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С. 8–18. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 15.05.2017).
  3. Кушнина Т. В. Предварительные результаты использования динамической электронейростимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Динамическая электронейростимулирующая терапия. Эволюция продолжается: Сб. мат-лов междунар. симпозиума «ДЭНАС МС». — Екатеринбург, 2004. — С. 172–179.
  4. Смирнова А. А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / А. А. Смирнова, А. Н. Горнова, Е. А. Кобялековская // Рефлексотерапия. — С. 48–51.
  5. Черемхин К. Ю. Возможности применения динамической электронейростимуляции в восстановительной медицине / К. Ю. Черемхин, А. А. Власов, Е. В. Губернаторова, М. В. Умникова // Вестник восстановительной медицины. — 2008. — № 2 (24). — С. 17–19.
  6. Черемхин К. Ю. Метод динамической электронейростимуляции в комплексной реабилитации детей с нарушениями речи / К. Ю. Черемхин, А. А. Власов, Т. В. Нехорошева, Р. С. Леер // Тез. X Междунар. конф. «АСВОМЕД: Современные технологии восстановительной медицины». — Сочи, 2008. — С. 272–273.
Основные термины (генерируются автоматически): зона, минута, коррекционное воздействие, речевое развитие, аппаратное воздействие, артикуляционный аппарат, нарушение, комплексное воздействие, нервно-психическое развитие, шейный позвонок.

Похожие статьи

Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС

В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Основополагающие реабилитационные мероприятия при плоскостопии

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при плоскостопии, основные виды и степени плоскостопие, методы устранения данной патологии с помощью разработанного комплекса физических упражнений.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Похожие статьи

Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС

В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Основополагающие реабилитационные мероприятия при плоскостопии

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при плоскостопии, основные виды и степени плоскостопие, методы устранения данной патологии с помощью разработанного комплекса физических упражнений.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Задать вопрос