Технология деятельностного метода. Из опыта работы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.07.2017

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Каратаева, Н. Ю. Технология деятельностного метода. Из опыта работы / Н. Ю. Каратаева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2649/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одна из главных задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «наградить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Из всех новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

Научить ребёнка играть в футбол можно только на спортивной площадке, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Каждый ребёнок наделён своим потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

«Деятельность— такая активность, которая связана ссущественным преобразованием предметной исоциальной действительности, окружающей человека» (В.В.Давыдов «Теория развивающего обучения») [3]

Педагог должен, обязан освоить деятельностный подход в обучении, только тогда учитель станет успешным и современным учителем.

Вот несколько «заповедей», которые должен знать учитель, осуществляющий технологию деятельностного подхода.

  1. Педагог убеждён и уверен в том, что каждый его ученик способен подняться на ступень выше.
  2. Уважение личности ученика в особом обращении к ученику, в готовности помогать ему, а не указывать, не вести за собой. Учитель организатор и помощник.
  3. Организация учебного сотрудничества.
  4. Всегда должна быть дискуссия, планирование исследования проблемы и ожидание вывода от учащихся.
  5. Знаниефизиологических и психологических особенностей детей. Планирование видов деятельности, актуальные и посильные для каждой возрастной группы.

Замысел, планирование, проведение, анализ, рефлексия, урока — всё это входит в общий контекст деятельности: осмысленной, целенаправленной активности учащихся.

  1. Формирование у учащихся действий контроля и оценки.
  2. Высокий профессионализм учителя. Умение вывести ученика на первый план, вручить ему способы действий, инструменты оценивания, обеспечить уверенность в том, что у него всё получится.

В качестве примера урок в системно-деятельностном подходе.

Открытие нового знания по русскому языку «Местоимение»,2 класс.

Цель урока: создать условия для формирования представления о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи;

употреблять местоимения вместо существительных;

находить местоимения в тексте;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со слайдами, экран, проектор, плакат с определением местоимения, конверты со смайликами внутри для рефлексии, карточки для парной работы.

1.Мотивация кучебной деятельности

Начинаем наш урок русского языка. Садимся.

— Кто с работой дружен, Нам сегодня нужен?

— Кто с учебой дружен, Нам сегодня нужен?

— С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен?

— Таким ребятам хвала и честь! Такие ребята в классе есть?

Давайте скажем наш девиз «Когда мы вместе, у нас всё получится!»

— Запишите число и «классная работа».

2. Актуализация знаний ификсация индивидуального затруднения впробном действии

— Ребята, а когда уроки получаются? (когда мы встречаемся с трудностями и преодолеваем их)

— Какие два этапа должны пройти ученики? (Что я не знаю? Сам найду способ?)

— С чего начнём наш урок? (с повторения)

— А с какого повторения (только того, что нам сегодня пригодится)

— Предлагаю вам вспомнить, какие части речи вы изучили?

— Что такое существительное? Глагол? Прилагательное?

— Как отличить одну часть речи от другой?

— Молодцы! А что я вам сейчас предложу, как вы думаете?(пробное действие)

— Внимание на экран! Распределите слова по группам. (можно работать карандашом)

— У кого возникло затруднение? Почему? (мы пока не знаем, какая это часть речи)

Проверка на доске. Расстановка слов по группам. (вслух объяснение что за группы) работа, голубой, он, решать, медведь, ты, я, храбрая, прыгает

А кто знает? Докажите свою правоту, почему вы так думаете? (у каждого свой ответ, мы не могли найти общий ответ)

3. Выявление причины затруднения.

Давайте подумаем, почему мы не можем распределить все слова в группы?

(Мы не знаем к какой части речи они относятся)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Что мы должны перед собой поставить? (цель)

— Какую? (нам надо узнать, как называется новая часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает)

5 .Реализация построенного проекта.

С чего начнёте работу? (будем искать ответ сами)

А что буду делать я?(а Вы помогать и организовывать нас)

— Тогда предлагаю вам поработать в паре. Вам дан текст. Прочитайте и подумайте, какая ошибка есть в тексте. Как исправить и попытайтесь это исправить.

Помидор — овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидор содержит много витаминов.

— Кто готов? Чья пара хочет высказать своё мнение?

На доске появляется текст. Выходит пара. (мы считаем…… Мы заменили так….)

Вместо каких слов употреблены слова они, он?

— Место какой части речи заняли эти слова? (место имени существительного)

— А что обозначают имена существительные? (предмет)

— Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

— Так какая наша тема? (местоимение)

— Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

— Поможет нам в этом опорная схема (на экране)

Работа в группах (4 группы) На каждую группу даны слова для справок: часть речь, часть слова, действие, предмет, признак предмета.

МЕСТОИМЕНИЕ — это ………, которая указывает на……., но не называет его.

— Представители от групп представляют свои выводы. (мы считаем, что определение должно звучать так….)

Проверка по эталону, определение в учебнике.

Давайте вернёмся к нашему пробному действию. К какой части речи относятся эти слова?

6. Закрепление во внешней речи. Чтение правила вслух.

7. Музыкальная физкультминутка «Мишка Гумибер»

8. Первичное закрепление. Работа впарах. Задание на карточках. Проверка по эталону на доске. Оценивание своей работы.

…..с приятелем вдвоём

Замечательно живём!

…такие сним друзья-

Куда …, туда и…!

Слова для справок: они, я, ты, он, мы, она

  1. Самостоятельная работа. С.103 у.176 Взаимопроверка по эталону. Оценивание себя.

Какой будет следующий шаг нашего урока?(самостоятельная работа)

— Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

— Кто сделал ошибки — не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение».

— На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания.

10.Включение всистему знаний.

Молодцы!

— Как называется наша новая часть речи?

— На что указывает?

— Назовите несколько местоимений.

11.Рефлексия деятельности на уроке.

— Какую цель ставили?

— Какой результат? Мы узнали..

— Мы достигли целей?

— Мы молодцы!

Лесенка успеха на экране. Каждый выставляет своего смайлика. (Нескольких спросить, почему поставил сюда).

Оценки я поставлю после проверки ваших тетрадей.

12. Домашнее задание по выбору 1)*упр.* 175 2) упр.174

Литература:

  1. Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык 2 класс 2 часть. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,2016г
  2. В. Г. Горецкий, Т. И. Ситникова, Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «Вако»,2015г
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения, Москва, ИНТОР,1996г
  4. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000.».., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): часть речи, какая часть речи, русский язык, группа, местоимение, слово, урок, место имени существительного, пробное действие, самостоятельная работа.
Задать вопрос