Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности учащихся первых классов
Автор: Метлицкая Антонина Александровна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 08.10.2017
Статья просмотрена: 838 раз
Библиографическое описание:
Метлицкая, А. А. Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности учащихся первых классов / А. А. Метлицкая. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2757/ (дата обращения: 16.11.2024).
В связи с введением ФГОС начального общего образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесён на формирование общеучебных компетентностей учащихся [2]. Изменилась роль педагога в образовательной деятельности и сам подход квнутриклассному оцениванию. Оценка играет социально значимую роль в становлении личности, помогает сориентировать младшего школьника на успех.
Учителю начальных классов важно научить младшего школьника «учиться». Это можно реализовать через проектную деятельность, которая является неотъемлемой частью школьной жизни. В процессе работы над проектами у первоклассников вырабатываетсяважное умение слушать, слышать, говорить.
Занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся. Современному педагогу известно, что метод проектов активно способствует:
– эффективному усвоению знаний;
– формированию навыков практических исследований, позволяющих принимать правильные, обоснованные решения;
– решению задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;
– повышению познавательной активности;
– развитию творческих способностей;
– созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению активности школьников.
Особенности оценивания в первом классе обусловлены системой безотметочного обучения. Оценивание — это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включаться в свое учение. Поэтому оценивание обеспечивает важную обратную связь для обоих: и для учителя, и для ученика. [1]
По УМК «Школа России» в первом классе запланировано 14 работ серии «Наши проекты» по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии и 4 проекта из предмета «Кубановедение». При работе над проектами мы фиксируем достижения с помощью техники внутриклассной оценки: «Дерева успеха моего проекта». Идея взята из методики самооценки «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко).
Этот вид оценивания проводится с цельюсоздания благоприятных условий для формирования критериального оценивания своих достижений в процессе проектной деятельности и решает следующие задачи: сделать оценку для обучающегося и учителя более объективной; дать возможность обучающемуся оценить собственные знания, умения; обеспечить обратную связь, рефлексировать. «Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ» [3].
Умение рефлексировать-важное учебное действие. Для этого младший школьник должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач.
В данной технике «Дерево успеха» используются виды рефлексии по одержанию: символические иустные.
Символические — ученик просто выставляет оценку с помощью символа (шаблона листов березы). Устные — ребёнок (автор проекта) связно высказывает свои мысли и описывает свои эмоции от защиты.
На подготовительном этапе, вначале учебного года для первоклассников составляем предметный тематический перечень «Наши проекты» УМК «Школа России». Знакомим родителей с памяткой «Роль родителей впроектной деятельности ребёнка». Обучающиеся изучают правила работы над проектом в виде сигнальной карточки — памятки 5-П
1 |
Проблема |
Постановка вопроса, на который нужно ответить в ходе работы |
2 |
Проектирование |
Разработка, планирование действий (план) |
3 |
Поиск |
Сбор информации, источники |
4 |
Продукт |
Воплощение в жизнь замысла в виде книги, альбома, рисунка, поделки и т. д. |
5 |
Презентация |
Защита проекта(выступление). Рефлексия. Оценивание. |
Родители помогают заготовить шаблоны «Дерево успеха» с контуром берёзы (рис.1)
Рис. 1. Береза
Можно заготовить творческий вариант шаблона берёзы и классная «роща» будет разнообразнее. Учащиеся заготавливают шаблоны листиков трёх цветов по аналогии «Светофора» (зелёный — всё получилось; жёлтый — ещё не совсем получается; красный — надо еще поработать). С первоклассниками проводится социально-значимая беседа. Выбор дерева-берёзы в данном виде оценивания не случаен, связан с жизнью. В России берёза всегда считалась символом чистоты и возрождения. У порога нашей школы растёт и радует много лет береза — ровесница школы. По традиции, первого сентября классы фотографируются под её ветвями. Создавая свою берёзу, первоклассники приобщаются к традициям школы.
Основной этап
На этапе презентации проекта учащиеся высказывают своё мнение, делают оценку выполнения проекта, задают вопросы, учащиеся крепят на «Дерево успеха» выступающего один из трёх листиков, в том числе, и сам автор проекта. В первом классе достаточно, чтобы алгоритм оценивания проекта состоял из четырёх вопросов:
– Какое было задание? (учимся вспоминать цель)
– Удалось ли выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)
– Задание выполнено верно или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)
– Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)
Оценочный лист «Карта памяти»
Учитель, параллельно с индивидуальным критериальным бланком в виде «Дерева успеха»,заполняет оценочный лист проектных работ, в котором отражается успешность выполнения работы учащимися. Мы назвали её «Карта памяти».
Карта памяти проектных работ
Учени__ 1 класса ___ ФИ _______________________________________
Название проекта |
Самооценка ученика |
Оценка одноклассника |
Оценка педагога |
Комментарий, отзыв |
|
«+» — отличная работа (трудно улучшить); зелёный лист на дереве
«=» — хорошая работа (хорошо, но есть способ улучшить); жёлтый лист
«—» — слабая работа (многое нужно улучшить); красный лист
Результативность
В течение года проектные работы, оценочный лист «Карта памяти», «Дерево успеха» учащихся собираются в папку-копилку (портфолио), (рис.2)
Рис. 2. Работы детей
Результат нашей работы хорошо виден на классных мероприятиях, на родительских собраниях, классных часах, выставках достижений, предметных неделях, праздниках с приглашением родителей и т. д., на которых ученики выступают с презентацией своего любимого проекта, получают массу положительных эмоций, откликов и пожеланий, поднимают внутреннюю самооценку. Данная техника по аналогии может использоваться и во втором классе (при безотметочном обучении).
Выводы икомментарии
– представленная практика должна быть интересна самому педагогу;
– обязательно объяснять цель происходящего ученикам;
– в завершении учебного года — обобщать результаты работы над проектами, проводить общую рефлексию, демонстрировать «березовые рощи»;
– сделать вывод «наказ» (что надо изменить на следующий год);
– дать информацию по использованию результатов проделанной работы (на общем собрании, для подведения итогов года, размещения в классном уголке, на личном или школьном сайте, в рабочем Портфолио ученика и т. д.)
Проводя внутриклассное оценивание, постоянно задаём вопрос: «Зачем мы оцениваем?» и совместно с учениками отвечаем на него. Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребёнку и вызывает чувство собственной значимости. Ребёнок с адекватной оценкой и самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, а в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.
Литература:
- Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.1992