Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности учащихся первых классов | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.10.2017

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Метлицкая, А. А. Из практики внутриклассного оценивания проектной деятельности учащихся первых классов / А. А. Метлицкая. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2757/ (дата обращения: 16.11.2024).



В связи с введением ФГОС начального общего образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесён на формирование общеучебных компетентностей учащихся [2]. Изменилась роль педагога в образовательной деятельности и сам подход квнутриклассному оцениванию. Оценка играет социально значимую роль в становлении личности, помогает сориентировать младшего школьника на успех.

Учителю начальных классов важно научить младшего школьника «учиться». Это можно реализовать через проектную деятельность, которая является неотъемлемой частью школьной жизни. В процессе работы над проектами у первоклассников вырабатываетсяважное умение слушать, слышать, говорить.

Занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся. Современному педагогу известно, что метод проектов активно способствует:

– эффективному усвоению знаний;

– формированию навыков практических исследований, позволяющих принимать правильные, обоснованные решения;

– решению задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;

– повышению познавательной активности;

– развитию творческих способностей;

– созданию дидактических и психологических условий, способствующих проявлению активности школьников.

Особенности оценивания в первом классе обусловлены системой безотметочного обучения. Оценивание — это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включаться в свое учение. Поэтому оценивание обеспечивает важную обратную связь для обоих: и для учителя, и для ученика. [1]

По УМК «Школа России» в первом классе запланировано 14 работ серии «Наши проекты» по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии и 4 проекта из предмета «Кубановедение». При работе над проектами мы фиксируем достижения с помощью техники внутриклассной оценки: «Дерева успеха моего проекта». Идея взята из методики самооценки «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко).

Этот вид оценивания проводится с цельюсоздания благоприятных условий для формирования критериального оценивания своих достижений в процессе проектной деятельности и решает следующие задачи: сделать оценку для обучающегося и учителя более объективной; дать возможность обучающемуся оценить собственные знания, умения; обеспечить обратную связь, рефлексировать. «Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ» [3].

Умение рефлексировать-важное учебное действие. Для этого младший школьник должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач.

В данной технике «Дерево успеха» используются виды рефлексии по одержанию: символические иустные.

Символические — ученик просто выставляет оценку с помощью символа (шаблона листов березы). Устные — ребёнок (автор проекта) связно высказывает свои мысли и описывает свои эмоции от защиты.

На подготовительном этапе, вначале учебного года для первоклассников составляем предметный тематический перечень «Наши проекты» УМК «Школа России». Знакомим родителей с памяткой «Роль родителей впроектной деятельности ребёнка». Обучающиеся изучают правила работы над проектом в виде сигнальной карточки — памятки 5-П

1

Проблема

Постановка вопроса, на который нужно ответить в ходе работы

2

Проектирование

Разработка, планирование действий (план)

3

Поиск

Сбор информации, источники

4

Продукт

Воплощение в жизнь замысла в виде книги, альбома, рисунка, поделки и т. д.

5

Презентация

Защита проекта(выступление). Рефлексия. Оценивание.

Родители помогают заготовить шаблоны «Дерево успеха» с контуром берёзы (рис.1)

C:\Users\Администратор\Downloads\raskraski-priroda-bereza-13.jpg

Рис. 1. Береза

Можно заготовить творческий вариант шаблона берёзы и классная «роща» будет разнообразнее. Учащиеся заготавливают шаблоны листиков трёх цветов по аналогии «Светофора» (зелёный — всё получилось; жёлтый — ещё не совсем получается; красный — надо еще поработать). С первоклассниками проводится социально-значимая беседа. Выбор дерева-берёзы в данном виде оценивания не случаен, связан с жизнью. В России берёза всегда считалась символом чистоты и возрождения. У порога нашей школы растёт и радует много лет береза — ровесница школы. По традиции, первого сентября классы фотографируются под её ветвями. Создавая свою берёзу, первоклассники приобщаются к традициям школы.

Основной этап

На этапе презентации проекта учащиеся высказывают своё мнение, делают оценку выполнения проекта, задают вопросы, учащиеся крепят на «Дерево успеха» выступающего один из трёх листиков, в том числе, и сам автор проекта. В первом классе достаточно, чтобы алгоритм оценивания проекта состоял из четырёх вопросов:

– Какое было задание? (учимся вспоминать цель)

– Удалось ли выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)

– Задание выполнено верно или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)

– Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)

Оценочный лист «Карта памяти»

Учитель, параллельно с индивидуальным критериальным бланком в виде «Дерева успеха»,заполняет оценочный лист проектных работ, в котором отражается успешность выполнения работы учащимися. Мы назвали её «Карта памяти».

Карта памяти проектных работ

Учени__ 1 класса ___ ФИ _______________________________________

Название проекта

Самооценка ученика

Оценка

одноклассника

Оценка

педагога

Комментарий,

отзыв

«+» — отличная работа (трудно улучшить); зелёный лист на дереве

«=» — хорошая работа (хорошо, но есть способ улучшить); жёлтый лист

«—» — слабая работа (многое нужно улучшить); красный лист

Результативность

В течение года проектные работы, оценочный лист «Карта памяти», «Дерево успеха» учащихся собираются в папку-копилку (портфолио), (рис.2)

C:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Марина Г.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Мои домашние. Гулько.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Гулько М,-мат.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Мат Гулько.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Д.Шаповалов.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\ммммм\Шаповалов Д..jpg

Рис. 2. Работы детей

Результат нашей работы хорошо виден на классных мероприятиях, на родительских собраниях, классных часах, выставках достижений, предметных неделях, праздниках с приглашением родителей и т. д., на которых ученики выступают с презентацией своего любимого проекта, получают массу положительных эмоций, откликов и пожеланий, поднимают внутреннюю самооценку. Данная техника по аналогии может использоваться и во втором классе (при безотметочном обучении).

Выводы икомментарии

– представленная практика должна быть интересна самому педагогу;

– обязательно объяснять цель происходящего ученикам;

– в завершении учебного года — обобщать результаты работы над проектами, проводить общую рефлексию, демонстрировать «березовые рощи»;

– сделать вывод «наказ» (что надо изменить на следующий год);

– дать информацию по использованию результатов проделанной работы (на общем собрании, для подведения итогов года, размещения в классном уголке, на личном или школьном сайте, в рабочем Портфолио ученика и т. д.)

Проводя внутриклассное оценивание, постоянно задаём вопрос: «Зачем мы оцениваем?» и совместно с учениками отвечаем на него. Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребёнку и вызывает чувство собственной значимости. Ребёнок с адекватной оценкой и самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, а в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Литература:

  1. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010. — 264 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.1992
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, проект, проектная деятельность, вид оценивания, класс, обратная связь, оценивание, оценка, работа, ученик.

Похожие статьи

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных классов

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы

Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Методические аспекты исследовательской работы учащихся по безопасности жизнедеятельности

Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога

Похожие статьи

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных классов

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы

Из опыта работы по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по биологии

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Методические аспекты исследовательской работы учащихся по безопасности жизнедеятельности

Особенности использования на уроке проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога

Задать вопрос