Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.10.2017

Статья просмотрена: 1844 раза

Библиографическое описание:

Куприянова, С. Г. Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы / С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2762/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности — основная задача введения ФГОС ООО.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы и формы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Внеурочная работа по биологии и экологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т. к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук [1]

В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

– учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

– информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств);

– коммуникативная (знание способов общения с людьми, развитие навыков работы в группе, умение презентовать себя);

Проблемы экологии сегодня волнуют каждого. Особенно острыми они стали в последние годы, когда стала доступной информация о состоянии окружающей среды. Однако правильно распорядиться полученной информацией мы, зачастую, не можем — не хватает знаний.

Экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях просто необходима. При этом для учителя биологии и экологии становятся основными следующие задачи:

– формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;

– развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды;

– формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа, работа по формированию здорового образа жизни и, конечно же, внеурочная деятельность.

Мною были разработаны две программы внеурочной деятельности биолого-экологической направленности: «Экоклуб. Здоровая среда» для обучающихся 6–7 классов и «Практическая экология» для обучающихся 8–9 классов. Данные программы реализуются в ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель на протяжении нескольких лет.

Цели программ:

– сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе

– развивать творческие способности

– привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;

Задачи:

– формирование экологической культуры школьников

– формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;

– формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т. п.)

– развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий.

Программы внеурочной деятельности «Экоклуб. Здоровая среда» и «Практическая экология» строятся с учетом следующих принципов:

1) принцип демократизма и всеобщности экологического образования;

2) принцип гуманизации экологического образования;

3) принцип связи экологического образования с потребностями практико-преобразовательной деятельности человека и общества;

4) принцип учёта в экологическом образовании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей: касается как отбора содержания обучения и воспитания, так и представления для обучающихся необходимой экологической информации — реальной для данного региона, города.

В ходе реализации программы «Экоклуб. Здоровая среда» решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды. В программе используется системно — деятельностный подход, а формы деятельности это: занятия — практикумы, лабораторные и исследовательские работы, экскурсии, семинары, викторины.

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности учащихся 6–7 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Экоклуб. Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 «Растения вокруг нас»— 10 часов

Раздел 2 «Наши друзья— животные»— 10 часов

Раздел 3 «Экология имы»— 15 часов

Программа «Практическая экология»- это развивающая программа биолого-экологической направленности для школьников подросткового возраста.

Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.

Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности для учащихся 8–9 классов. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Практическая экология» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Введение»— 2 часа

Раздел 2. «Структура экосистем»— 13 часов

Раздел 3 «Пищевые связи вэкосистемах»— 7 часов

Раздел 4 «Функционирование экосистем»— 9 часов

Раздел 5 «Экологические проблемы современности»— 4 часа

При реализации данных программ особое место отведено проведению экскурсий и фенологических наблюдений в природе. Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение экологических экскурсий. При их проведении формируются знания учащихся о биологических особенностях отдельных видов, их взаимосвязях в природных сообществах, значении отдельных видов в сохранении биологического разнообразия и поддержании устойчивости экосистем.

Внеурочная деятельность по экологии способствует формированию ответственного отношения к природе и людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Новизна и актуальность данных программ внеурочной деятельности заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Программы направлены на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни.

Реализация данных программ позволила повысить уровень познавательных способностей обучающихся, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и внеурочной деятельности. Повышается качество знаний, происходит продвижение ребенка в общем развитии, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым.

Литература:

  1. Боброва, Н. Г. Деятельностный подход в системе экологического образования школьников // Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова. Материалы II всерос. научно-практической конференции с международным участием, посвящ. 80-летию со дня рожд. Д.б.н., проф. В. И. Матвеева (30–31 января 2015 года). — Самара: ПГСГА, 2015. — 308 с. — С. 250–259.
  2. Болгова И. В. Практические технологии в школе // Биология. — 2008. — № 13. — С.29–33.
  3. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Марфенин Н. Н., Попова Л. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование. — 2006. — № 2. — С. 16–27.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, здоровая среда, программа, реализация программы, экологическое образование, окружающая среда, раздел, час, активная деятельность, биолого-экологическая направленность.

Похожие статьи

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Похожие статьи

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Задать вопрос