Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шеховцова, Л. Д. Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Н. А. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2771/ (дата обращения: 16.10.2024).



Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. Общество вышло на качественно новый уровень своего развития, предъявляется новый социальный заказ на качественно новую личность, в рамках ФГОС второго поколения, а школа как исполнитель социального заказа ищет новые подходы к формированию компетентностей обучающихся.

Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее — одна из задач учителя. Использование краеведческого материала на уроках способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания сомневаться не приходится. Использование краеведческого аспекта помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и уяснить, что свой край — это органическая и неотъемлемая часть всей России.

Школьное краеведение заключается во всестороннем изучении учащимися определённой территории — своего края. При этом выполняется задача накопление краеведческого материала. Огромную помощь в сборе материала для уроков оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным.

Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Эффективность данной работы находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности. Главное создать ситуацию для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями. Собственные исследования — это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования — проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования.

Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Работа учителя — заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

Первый этапорганизационно-подготовительный. Работа над проектом начинается с выбора темы и определения задачи, которая должна быть решена учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием, т. е. должна быть сформулирована реальная проблема, подлежащая решению. Второй этап — познавательный. Изучение литературы, касающейся поставленной проблемы. Третий этаппоисково-исследовательский. Полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательства, полноты. Четвёртый этап — отчётно-оформительский. Название проекта должно определять основной результат. При изложении содержания выполненного проекта необходимо чётко сформулировать проблему исследования, описать условия её постановки, указать цель, общий метод исследования. В выводах, необходимо отметить из каких вспомогательных результатов и предпосылок следует основной результат. Новизну полученного результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия. Пятый этап — информационно — презентативный. Проводится защита и обсуждение готовой работы в классе, школе.

Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы.

Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность — вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность среди учащихся — новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития общества.

Реализация такого подхода в педагогической практике учителя необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основные термины (генерируются автоматически): краеведческий материал, исследовательская деятельность, окружающая природа, основной результат, ребенок, родная природа, социальный заказ, этап.

Похожие статьи

Воспитание обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по математике (из опыта работы)

Деятельность дошкольной организации по развитию сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы)

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Похожие статьи

Воспитание обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по математике (из опыта работы)

Деятельность дошкольной организации по развитию сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Организация работы с родителями воспитанников групп раннего возраста (из опыта работы)

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы)

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Задать вопрос