Воспитание гражданина начинается в семье
Авторы: Шеховцова Людмила Дмитриевна, Прокофьева Инна Викторовна, Маркова Раиса Ивановна, Овсянникова Нина Анатольевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 03.11.2017
Статья просмотрена: 313 раз
Библиографическое описание:
Шеховцова, Л. Д. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Н. А. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2779/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важной задачей образования в России является воспитание гражданина, который будет творить историю. Каким будет наше общество — зависит от воспитания в семье. Эта тема становится приоритетной, поскольку гармоничные отношения в семье, авторитет родителей, гордость за своих детей способствуют формированию таких личностных качеств у подрастающего поколения, которые обеспечат успешность социализации. Д. Медведев выразил мнение, что счастливая семья — это главная ценность государства.
В связи с этим представляется необходимым подумать о духовно-нравственном воспитании в семье, применив исторический подход и взяв за основу труды известнейших психологов и педагогов. Обратившись к истории нашего народа, мы видим, что создание семьи на Руси испокон веков считалось свидетельством зрелости человека. Несемейный человек, избегающий ответственности, считался ненадежным, подвергался осуждению общества. В Древней Руси воспитание было суровым, исключающим свободу личности. Дети всецело подчинялись родительской воле, и люди даже помыслить не могли, что существуют другие методы воспитания. Но проходили века, менялись взгляды, убеждения, образ жизни и отношение к семье и воспитанию тоже изменилось. А. Н. Острогорский в своей статье «Семейные отношения и их воспитательное значение» раскрыл основные проблемы семейного воспитания в XIX веке. Основной трудностью являлось (как и в наше время) умение совместить роль «добытчика» и внимательного, ответственного отца, заботящегося не только о материальном благополучии детей. Поэтому совершенно справедливым считается утверждение, что воспитание детей накладывает огромную ответственность. Необходимо осознавать, что от каждого решения родителей зависит то, какими людьми впоследствии станут их дети. Актуальная и ныне тема усыновления детей показывает, что даже огромная ответственность не омрачает счастья иметь детей. Известные педагоги И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, Н. В. Шелгунов считали материнскую любовь и заботу «подлинной гармонией воли и любви». Воспитание ребенка в семье — это его начальная школа, а родители — наставники, которые дают уроки уважения не только к членам семьи, но и к окружающим людям. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что влияние семьи приводит детей к истине, справедливости, добру. Следует подчеркнуть, что семейное воспитание — это не только гражданский долг родителей перед Отечеством, но и важнейший труд, священная обязанность сформировать разум и характер, воспитать благородное отношение к слабым и желание служить Родине.
Дорого и ценно для каждой российской семьи педагогическое наследие А. С. Макаренко. Его воззрения убедительно изложены в «Книге для родителей» — художественно-педагогическом произведении, освещающем вопросы семейного воспитания. Его глубокие размышления пронизаны гордостью за нашу молодежь, которая, по его мнению, является «ни с чем не сравнимым мировым явлением», трудится и делает открытия на благо Родины. Педагог-патриот заряжал оптимизмом, своим прекрасным порывом в будущее, умением видеть в каждом человеке личность, которую нельзя отделить от общества. Особое место Макаренко уделял проблеме воспитания в коллективе. Представляется обоснованным согласиться с его суждением, поскольку семья является первым и главным коллективом в жизни человека. Как показывает анализ трудов А. С. Макаренко, главной целью семейного воспитания он считал воспитание «нового гражданина мира». В качестве важнейшего условия он указывает наличие полной семьи, где имеется четкий режим и трудовая деятельность, где жизненные принципы, работа, поведение родителей — все служит примером для детей. По его мнению, родители должны осознавать свою ответственность за воспитание будущего великой страны. В связи с изложенным выше следует подчеркнуть, что педагогические воззрения Макаренко остаются и будут оставаться актуальными, поскольку основаны на уважении к вечным ценностям. Многие исследователи его творческого наследия справедливо полагают, что оно является и нашим настоящим и нашим будущим и возврат к традиционным взглядам на воспитание представляется совершенно обоснованным.
Обратившись в данной работе к размышлениям этого великого педагога об игре, которая приносит «радость творчества», мы предлагаем провести игру «Мы за чаем не скучаем». За столом собрались родители и дети. Игра начинается с чаепития, которое доставляет всем удовольствие и располагает к общению. Цель данной игры — желание родителей и детей показать, как они любят, ценят и уважают друг друга, которое так редко появляется в повседневной жизни.
I Конкурс «Узнайте своих детей по описанию».
II Конкурс «Узнайте своих родителей по описанию». Для этого дети и родители заранее составляют небольшие описания друг о друге, учитывающие внешний вид и особенности характера.
III Конкурс «Угадай, чей пирог». Ребенок должен угадать вкус пирога, испеченного мамой.
IV Конкурс «Угадай, чей голосок». Родители угадывают измененные голоса своих детей, а дети — голоса родителей.
V Конкурс «Семейное пение». Семьи исполняют свои любимые песни.
По окончании праздника предлагается провести экспресс-диагностику в необычной форме. Заранее на уроках трудового обучения были изготовлены цветы из желтой, красной и фиолетовой бумаги. Впечатления о празднике дети и родители выразили творчески, в виде букетов из цветов. Все участники праздника получили положительные эмоции, заряд бодрости, возможность по-новому взглянуть на семейные отношения.
В заключении нужно подчеркнуть, что семья и дети для россиян остаются главными ценностями. Но существует и так называемая обратная сторона медали: мы по-прежнему видим в современном обществе массу отрицательных факторов, в числе которых следует упомянуть плохие жилищные условия, угрожающее состояние экологии страны, неуверенность родителей в завтрашнем дне, демографический кризис. Есть все основания полагать, что наше общество переживает кризис семейных ценностей. Особую тревогу вызывает постоянно возрастающее количество неполных семей, в которых ребенок испытывает недостаток не только в материальных благах, но и в любви, заботе, участии. Однако в числе положительных тенденций нашего времени нельзя не назвать возросшее внимание государства к данному социальному институту, поощрение молодых семей, повышение престижа многодетной семьи. Возрождение традиционных семейных ценностей и сохранение великой державы — трудная задача общества и государства, которая для русского народа, однако, не является невыполнимой.
Литература:
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1998.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека? // Педагогическое наследие; сост. О. В. Сухомлинская. — М., 1990.
- Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви / Сост. А. И. Сухомлинская. — М., 1988.
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 56 с.