Развитие понятийного мышления младшего школьника
Автор: Даирова Дарья Вадимовна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 07.11.2017
Статья просмотрена: 8592 раза
Библиографическое описание:
Даирова, Д. В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2799/ (дата обращения: 16.11.2024).
Отдавая ребенка в школу, родитель должен понимать, что задача этого учреждения — создать условия, где ребенок будет осваивать учебную деятельность и базовые школьные навыки — чтение, письмо и счет. Приоритет ставится на эстетическую или житейскую подачу информации, развитие непосредственно мышления — проведение аналогий, выделение главного признака, анализ, прогнозирование, как правило, остается вне фокуса и часто даже не оценивается. И дело не в конкретной школе, а в общей тенденции образовательного процесса. Задача школы — давать знания, учить ребенка думать либо личная инициатива учителя, либо ответственность родителей. Но, как научить ребенка мыслить обычному родителю не известно, хотя интуитивно мы это делаем, но к сожалению не всегда эффективно.
Л. А. Ясюкова подчеркивает не достаточную роль школы в формирования понятийного мышления у ребенка. «Для успешной учебы в младших классах достаточно минимального речевого и психомоторного развития и простой ассоциативной памяти. Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Недостатки развития мышления не играют особой роли. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне: ребенок может не различать частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использовать эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны. Все эти виды допонятийного мышления могут не только сохраняться, но и закрепляться, так как программы не только начальной школы, но и в значительной степени 5–6-го классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями».
Если в развитии мышления наших детей мы будем полагаться только на школу, то шанс, что дети научаться думать правильно — логически, очень невелик. Мы видим, что прошли те времена, когда успешность зависела только от физической силы, предприимчивости, или напористости. Особую ценность приобретают те, кто умеет эффективно работать с информацией — выделять суть, видеть причинно-следственные связи, противоречия, мыслить категориями, а для этого необходимо развивать логику, понятийное мышление! Люди, обладающие хорошим мышлением, также хорошо адаптируются, ведь понимание того что происходит, умение прогнозировать ситуации способствует уверенности в себе и адекватным действиям.
С уверенностью можно сказать, что понятийное мышление состоит, как минимум, из трех операций:
1) интуитивного выделения существенного признака,
2) установления категориальной принадлежности,
3) формирования логической связи между явлениями.
Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.
При слабости интуитивного компонента мышление в целом остается несамостоятельным. Ребенок может легко выполнить задание, когда ему дана инструкция или правило, каким надо руководствоваться, но оказывается беспомощным, если случается разбираться самому. Он легко пересказывает содержание параграфа (особенно по предметам гуманитарного цикла), но не может составить план рассказа и ответить на вопросы по тексту. Если не развита операция категоризации, может страдать грамотность, возникают проблемы с биологией, химией, иностранными языками. Если не развито умение находить логическую связь между явлениями, то в старших классах будет затруднено обучение по всем предметам, а также не сможет сформироваться абстрактное мышление, необходимое для изучения физико-математических наук.
При обучении в школе для многих родителей важно не столько количество знаний, информации, который ребенок там получает, сколько развитие у него способности мыслить. И как показывают некоторые исследования, с развитием мышления школьная программа не справляется, что можно наблюдать по успеваемости на таких предметах в старшей школе как алгебра, геометрия, физика, химия, биология. Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления ребенка. Как показал Л. С. Выготский, оно формируется в процессе обучения в том случае, если ребенку приходится овладевать научными понятиями, если его обучают этому в начальной школе. То есть, самый благоприятный возраст для формирования мышления — младший школьный.
Для развития мышления важно проводить научный анализ, классификацию и систематизацию, а не читать красочные рассказы об окружающем мире. Необходимо устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями и делать это нужно не по эмоциональным или визуальным критериям, что тоже важно, а по основному, главному признаку, выделять суть явления. Для развития полноценного мышления важно использовать схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а более всего — теоретические обобщения. Бытует мнение, что младший школьник не способен этого делать, так как его мышление находится на допонятийном уровне — наглядно образном, когда ассоциации и яркие картинки более эффективны. И, это действительно так, но важно двигаться дальше и учить ребенка выходить на понятийный уровень.
Занимаясь с ребенком каждый раз важно:
- Проводить с ним анализ. Задавать вопросы и вместе рассуждать о том, из чего это состоит и для чего нужна каждая часть. Что необходимо для того, чтобы это событие, явление или вещь произошли/существовали.
- Проводить классификацию и систематизацию, можно давая предмету/явлению место в общей картине мира. Например, ложка — это столовый прибор, какие еще столовые приборы ты знаешь? А чем еще мы пользуемся на кухне? Еще есть посуда для приготовления, для еды, есть бытовые электроприборы. А уж, какую классификацию и систематизацию можно устроить в шкафу! Главное, делать это по основному признаку, а не по цвету, или форме — нижнее белье, уличная одежда, летняя одежда, праздничная и так далее.
- Причинно-следственные связи мы устанавливаем, объясняя происходящее, последовательно и поэтапно, при этом связывая основные, важные, главные факты того или иного события/явления или вещи. Например, дождевик и меховая куртка очень похожи, однако куртка в дождь промокнет, так как ткань пропускает влагу, а подкладка держит тепло, иначе нам было бы очень душно в такой куртке; а дождевик наоборот — не пропускает ни воздух, ни влагу, поэтому в солнечный день в нем очень душно, а в дождь останешься сухим!
- Схематичное изложение мысли может быть не только, когда мы рисуем план комнаты, что само по себе уже очень развивает пространственное мышление. Схематично мы можем объяснять время суток и события, план действий. Или, например, что с собой взять в гости к бабушке на три дня — одежду по погоде (какая погода может быть и что надо? (обувь, верхняя одежда, нижнее белье); игрушки (для дома, для улицы).
- Наводя порядок в комнате, ребенок тоже учиться делать теоретические обобщения, например: солдатики и военная техника стоят рядом, но это не одно и то же. А вот почему, и что еще можно поставить рядом, — это развивающие вопросы. И по тому, как ребенок наводит порядок, можно судить о последовательности, системности, логичности его мышления.
Как развивать понятийное мышление дома?
1) Давать ребенку маленькие рассказы из 2–3х фраз и предлагать 2–3 заглавия. Спрашивать его, какое лучше подойдёт.
2) Давать ребёнку маленькие рассказы из 2–3х фраз (важно, чтобы были законченными!) и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, про что был рассказ.
3) Полезно отвечать на вопросы по тексту. Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале разобрать вопросы, а потом читать. Вопросы к тексту должны быть по сути текста.
4) Давать ребёнку читать по абзацам: прочитал абзац — своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом — развёртывать назад: из этого предложения в пересказ абзаца. Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Т. е., к примеру, было 7 абзацев. Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста), и просить его: «А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?» и т. д.
5) Классифицировать с ним предметы по основному признаку.
Пример:
Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц.
Кто «лишний»?
Правильный ответ: собака.
Почему? Потому что собака — домашнее животное, а те — дикие. Может быть вариант ответа «ёж» (т. к. он колючий, а остальные — нет). Это неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета НЕ по существенному признаку.
Как определить существенный признак? Суть признака всегда одна, т. е. он должен быть постоянным!!!
Пример: у яблока — может меняться цвет, форма, размер, вкус и пр., но оно всегда будет фруктом! Это и есть его существенный признак, иными словами признак-понятие. Этот признак мы выводим ЛОГИЧЕСКИ, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории и характеризует не один объект, а всю категорию.
Таким образом, мы видим, какое влияние на развитие мышления имеет образование и окружающая среда. В целом, родители могут много сделать для развития мышления у своего ребенка:
- Осваивать с ним знания в научном (а не псевдонаучном) формате;
- Давать ребенку корректные объяснения происходящего;
- Приучить ребенка к чтению и обсуждению книг;
- Развивать мышление на специальных курсах, кружках.
Литература:
- Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с
- Выготский Л. С. Психология. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
- Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.- СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с