Подбор экологических задач по химии для 9, 11 классов по теме: «Металлы и неметаллы» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 562 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, В. В. Подбор экологических задач по химии для 9, 11 классов по теме: «Металлы и неметаллы» / В. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2821/ (дата обращения: 16.11.2024).



13

Вот экология – модное слово,

Раньше природа не знала такого.

Банки, бутылки в кусты не бросали.

В реку отходы и нефть не сливали.

ЗАДАЧА «Заболевание «ИТАЙ – итай»

Воздействие даже незначительных концентраций элемента …4d105s2 может привести к серьезным заболеваниям нервной системы и костной ткани. Тяжелое костное заболевание «Итай – итай» (болезнь «ой – ой больно») было обнаружено в Японии в 1956 году, когда содержащие этот элемент сточные воды концерна «Мицуи» попали в оросительную систему рисовых полей. Употребление людьми в пищу отравленного риса вызвало апатию, боли в различных частях тела, повреждение почек и размягчение костей. Имели место случаи смертельных исходов.

Задание 1. О каком элементе идет речь, составьте полную электронную формулу данного элемента.

Задание 2. Как вы думаете, почему этот элемент поражает костную ткань.

Задание 3. Почему недопустимо использовать яркие красные краски из этого элемента для окраски детских игрушек?

(РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ЭЛЕМЕНТЕ – кадмий)

ЗАДАЧА «БОЛЕЗНЬ МИНАМАТА»

Первое массовое отравление (130 заболевших), получившее название «болезнь Минамата», случилось в Японии в 1956г, когда в залив Минамата со сточными водами отходов предприятий попали соединения элемента ….5d106s2. Этот элемент аккумулируется в морепродуктах: рыбе, устрицах. Второе отравление этим элементом произошло в Японии в 1964-1965 г, когда заболело 180 человек, из которых 52 умерло. К 1977 году насчитывалось 2800 жертв этой болезни, поражающей центральную нервную систему: расстройство речи, нарушения походки, слуха, зрения. У некоторых детей, родившихся от заболевших матерей, оказались различные врожденные уродства, так как плод накапливает этот элемент на 25% больше, чем он содержится в крови матери.

Задание 1. О соединениях, какого элемента идет речь, напишите полную электронную формулу данного элемента.

Задание 2. Составьте формулы соединений этого элемента, если в промышленности используется его хлорид, – метил, – этил.

Задание 3. Какими терминами в экологии называют воздействие данного загрязнителя? Почему потребовалось время, чтобы понять причину заболевания?

(Ответ – ртуть)

ТЕРМИНЫ:

1. Тератогены – вещества, вызывающие уродства

2. Мутагены – вещества, вызывающие мутации

3. Канцерогены – вещества, вызывающие образование опухолей. Ртуть относится ко всем этим веществам.

4. Ксенобиотики – чуждые организму химические вещества, обладающие общетоксичным, раздражающим и повышающим чувствительность организма свойствами (в виде аллергии).

ЗАДАЧА «Радиоактивный элемент»

Радиационного заражения в домах вообще – то быть не должно, однако случается и такое: источником радиоактивного элемента … 6s26p6 главным образом служит почва, строительные материалы и воды из скважин. Концентрация элемента в помещениях обычно намного выше, чем на открытом воздухе. Проникая в помещение из-под фундаментов зданий, просачиваясь через щели и трещины, элемент попадает в легкие и оказывает на организм человека канцерогенное воздействие – приводит к онкологическим заболеваниям.

(Ответ – газ – радон)

Задание 1. Назовите этот элемент, образующий простое вещество – газ; составьте электронную формулу этого элемента.

Задание 2. К какой группе элементов он относится?

Задание 3. Найдите в энциклопедии медицинское название этого элемента.

ЗАДАЧА «Внезапное облысение»

На Украине (в городе Черновцы) было зарегистрированы случаи заболевания детей, сопровождавшиеся внезапным облысением. Причиной стало повышенное содержание в окружающей среде элемента …6S26p1 и соединений элементов …2p1и 2p5.

Этот элемент 6S26p1 – компонент кислотоупорных сплавов, его одновалентные хлориды, бромиды и йодиды – оптический материал для ИКТ, элемент …2p1 применяют для получения коррозионно-стойких и жаростойких сплавов, элемент … 2р5 применяют для получения органических соединений.

(Ответ – таллий и борная кислота)

Задание 1. Назовите эти элементы и составьте полные электронные формулы.

Задание 2. Решите задачу и выведите формулу кислоты (используемую как антисептик), которую образует 2р1 по составу: w (H) =4,84%, w (элемента)=17,74%,w(O)=77,42%

ЗАДАЧА «Картофельная болезнь»

На Урале отмечено заболевание, получившее название «Картофельная болезнь», так как оно распространялось среди студентов, занятых на уборке урожая картофеля и других овощей. Выяснилось, что они ели морковь с высоким содержанием минеральных удобрений. В составе удобрений были элементы …4s1, ….2р1, 2р4, …1s1, 3s1.

Задание 1. Назовите эти элементы и составьте их полные электронные формулы.

Задание 2. Составьте все возможные формулы удобрений, образованные этими элементами.

Задание 3. Найдите в энциклопедии, в учебниках материал о действии этих удобрений на здоровье человека.

ЗАДАЧА «Первое химическое оружие»

Присутствие в воздухе около 0,0001% элемента …3р5 раздражающе действует на слизистую оболочку. Постоянное пребывание в такой атмосфере может привести к заболеванию бронхов, резкому ухудшению самочувствие. Простое вещество из этого элемента было впервые применено в качестве химического оружия в первой мировой войне немцами против французов.

(Этот элемент – хлор)

Задание 1. Назовите этот элемент и составьте его полную электронную формулу.

Задание 2. Каковы экологические последствия обеззараживания воды с помощью простого вещества этого элемента?

ЗАДАЧА «Силикоз»

Силикоз – заболевание, возникающее в результате вдыхания пыли, содержащий свободный оксид элемента …3р2. Для силикоза характерна триада жалоб: одышка, боли в грудной клетки, кашель.

(ответ – кремний, оксид кремния)

Задание 1. Решите задачу: природное соединение элемента содержит 46,67% этого элемента и 53,33% кислорода. Благодаря этому соединению тростники, камыши и хвощи стоят крепко, как штыки, острые листья осоки режут, как ножи. Чешуя рыб, панцири насекомых, крылья бабочек, перья птиц и шерсть животных прочны также благодаря этому соединению. Что это?

ЗАДАЧА «Кислота древнего океана на территории Сибири»

В глинистых сланцах Синего Утеса Томской области встречаются останки древних морских двустворчатых моллюсков. Однако самих раковин на них нет: раковины были растворены некой кислотой, которой стало много в древнем океане. Сейчас эта кислота образуется в Черном море на глубине 200 м.

(ответ – газ – сероводород, а кислота сероводородная)

Задание 1.Определите, о какой кислоте идет речь, если она имеет запах тухлых яиц.

Задание 2. Может ли, на ваш взгляд скопление этого газа иметь экологические последствия?

ХИМИЯ – это наука такая. Плохо тому, кто науку не знает.

Химию если не будешь учить, можешь себе и другим навредить.

Основные термины (генерируются автоматически): элемент, задание, ЗАДАЧА, полная электронная формула, простое вещество, Япония, древний океан, какой элемент, костная ткань, химическое оружие.

Похожие статьи

Урок-моделирование во 2-м классе по теме: «Разнообразие фигур. Построение многоугольника»

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка урока)

Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения»

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Методический анализ школьных учебников по алгебре (7-9 классов) в контексте содержательно-методической линии «Задачи с параметрами»

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Учебный элемент по освоению ИТ в курсе информатики 7-9 кл. «Форматирование символов и абзацев»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

Похожие статьи

Урок-моделирование во 2-м классе по теме: «Разнообразие фигур. Построение многоугольника»

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка урока)

Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения»

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Методический анализ школьных учебников по алгебре (7-9 классов) в контексте содержательно-методической линии «Задачи с параметрами»

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Учебный элемент по освоению ИТ в курсе информатики 7-9 кл. «Форматирование символов и абзацев»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

Задать вопрос