Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)
Автор: Корниенко Валентина Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 288 раз
Библиографическое описание:
Корниенко, В. А. Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы) / В. А. Корниенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2832/ (дата обращения: 16.11.2024).
В Томской области 160 памятников природы.
Почему выбрали тему проекта о Белом озере? Озеро является природно-историческим, культурным и ландшафтным памятником города Томска. Томичи называют его жемчужиной города, так как оно является красивым и любимым местом отдыха в городе и расположено в нашем Октябрьском районе. О нём существует много легенд и былей. Говорят, что вода в озере была очень чистой и считалась целебной. Нас это очень заинтересовало, так как сейчас это совсем не так. Так каким было озеро, что с ним стало позже и почему? Актуальность выбранной темы очевидна.
- Цели проекта:
- популяризация знаний о природно-историческом, культурном и ландшафтном памятнике города Томска — Белом озере;
- воспитание мыслящих и способных к действиям граждан, уважительное отношение к историческому и природному наследию.
2. Задачи:
- на примере исследования истории Белого озера:
- охарактеризовать взаимодействие человека с природой;
- обсудить проблемы, которые встали перед людьми по охране окружающей среды, а также меры, которые предпринимаются для её охраны.
3. Планируемые результаты:
- в школьной библиотеке сделать информационные материалы: выставку рисунков детей, фотографий;
- создать презентацию, видеоролик;
- разработать экскурсионную программу: «Прогулка по Белому озеру»;
- выставить материал на сайте школы, выступить перед родителями своего класса и перед сверстниками из параллели 5-х классов;
- прийти к пониманию нравственной и правовой ответственности человека перед природой и обществом;
- обучающиеся должны научиться работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации, работать в группе, осуществлять поиск информации по заданной теме, выделять главное, делать выводы, выступать публично.
При работе над проектом была сформирована творческая группа в составе 8 человек, которая впоследствии разделилась на микрогруппы. С помощью анкеты для выявления знаний об истории Белого озера, социологического опроса, анализа публикаций в средствах массовой информации, в течение недели обучающиеся должны были представить аргументы в пользу выбора решения данной проблемы.
Результаты опроса показали, что знания всех опрошенных о Белом озере поверхностны и недостаточны. Они ограничиваются в основном легендами об озере.
Перед творческой группой встала серьёзная проблема: что надо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного, природного наследия малой Родины — своего края, района?
Решили начать с себя: сначала самим изучить и осмыслить исторический, природный и культурный потенциал своего района, а потом уже заняться популяризацией знаний о нём. Разделились на 2 исследовательские группы: одни изучали материалы средств массовой информации и сайты Интернета, другие посетили Государственный архив Томской области на ул. Водяная,78. В читальном зале Государственного архива Томской области дети почувствовали особый трепет, важность мероприятия. Им показали и дали для ознакомления некоторые документы (путеводители), а также разрешили поработать с документами в компьютере архива. Ребята очень были довольны, так как почувствовали себя настоящими исследователями. Изучив обширную нормативно-правовую базу, творческая группа выяснила следующее:
1. Международные документы ставят основной задачей реализацию прав человека и сохранение исторического, природного и культурного наследия человечества.
2. Документы федерального значения определяют правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Принятые федеральные законы об охране окружающей среды нацелены на формирование и воспитание в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как живого существа, над которыми нельзя властвовать без ущерба для себя.
3. Документы органов местного самоуправления одной из задач ставят сохранение истории, природы и культурного наследия района.
Творческой группой была проделана большая работа по изучению материалов о Белом озере: работали в школьной библиотеке, изучали материалы по Интернету, делали рисунки, фотографии, подыскивали стихи, представляли себе, каким было озеро много лет назад. Придумали танец и путеводитель экскурсии по Белому озеру.
Работая над проектом, дети узнали, что интересным явлением природы является способность водоёмов к самоочищению и установление в них так называемого биологического равновесия. Так когда-то и было. Но на процессы самоочищения водоёмов влияет много факторов: один из них — растущее химическое загрязнение водоёмов в результате спуска в них промышленных стоков. Как правило, это отрицательно воздействует на процессы самоочищения воды, вызывая торможение окислительных процессов отмирания микроорганизмов. Почему с Белым озером случилась такая беда? Пагубно сказалось соседство с предприятием «Сибкабель», постарались и жители улиц, сбрасывающие в воду бытовые отходы. Жители и раньше на решение властей внимания не обращали, по-прежнему использовали водоём для своих бытовых нужд. А зелёные насаждения пожирал и вытаптывал скот. Спасти водоём, возродить озеро взялся всё тот же «Сибкабель» и другие солидные организации. Воду из озера выкачали, очистили от грязи и промышленно-бытовых отходов. Родники на время работ забетонировали. Но когда дело было сделано, и их открыли, вода не пошла. Родники умерли. В красиво оформленную чашу озера пришлось закачивать воду.
Участники проекта поняли суть экологической морали: научиться поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла. К природе следует относиться бережно, с позиции заботливого и любящего друга. Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести?
Реализуя идеи проекта, дети почувствовали себя взрослыми людьми, у них появилась уверенность в себе. Надеемся, что ученики школы обратят внимание на наши природные, исторические памятники, задумаются об их судьбе и о судьбе своего района в целом.
Литература:
- Кирпиченко, А. Белое озеро: (прошлое и настоящее) / А. Кирпиченко // Муравейник. — 2005. — № 33 (авг.). — С. 4–5: ил.
- Привалихина, С. Пруды и озера Томска умирают и возрождаются / С. Привалихина // Томский вестник. — 1997. — 21 окт. — С. 3. — Об озерах г. Томска-Керепеть, Белое, Ереневское, Зыряновское, Университетское, Мавлюкеевское.
- Привалихина, С. Томские озера / С. Привалихина // Томск: история и современность: сборник информационных дайджестов по краеведению / Муницип. информ. библ. система г. Томска, Муниципальная библиотекака «Северная»; [сост. Н. В. Яткина, В. Г. Белицина]. — Томск. — 2004. — Выпуск 1. — С. 73–75.
- Пронина, М. Старое «новое» озеро Белое / М. Пронина // Аргументы и факты. Томск. — 2003. – № 47.- С.18.
- Сазонова, Н. И. Быль и легенда Белого озера / Н. И. Сазонова // Томск: история и современность: в помощь учителю: учебное пособие Томский гос. пед. ун-т (ТГПУ). — Томск, 2012. — С. 253–255
- Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белое озеро (Томск)