Урок русского языка (8 класс). Подготовка к сочинению на экологическую тему «Береги и охраняй природу»
Автор: Астафьева Надежда Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 5769 раз
Библиографическое описание:
Астафьева, Н. В. Урок русского языка (8 класс). Подготовка к сочинению на экологическую тему «Береги и охраняй природу» / Н. В. Астафьева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2834/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цели:
Формирование у учащихся умения писать сочинение на общественно важную тему;
показать особенности языковых средств публицистического стиля;
воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.
Оборудование:
Видеоряд. Материалы «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии».
Тип урока: применение знаний и формирования умений.
Эпиграф к уроку
Природа всё учла и взвесила –
Не нарушайте равновесия!
В.Шефнер
Ход урока
- Слово учителя.
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Демонстрация и работа с видеорядом. Выявление эмоционального восприятия картин природы.
- Повторение теории.
- Чем сочинение отличается от изложения?
В сочинении мы строим высказывание самостоятельно, а в изложении пересказываем предложенный текст.
- Что такое текст?
Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, т.е. разделён на абзацы.
- Какие типы текста вы знаете?
Повествование, описание, рассуждение.
Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению. Чем рассуждение отличается от других типов текста?
На уроке мы должны будем создать текст-рассуждение на экологическую тему, постараемся обсудить проблемы, связанные с безразличным и безответственным отношением человека к ресурсам природы.
- Как вы думаете, какой стиль речи наиболее целесообразно использовать при работе над сочинением?
- Дайте определение публицистического стиля речи.
- Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?
Оформление записи в тетради по ходу ответов учащихся.
Синтаксические |
Лексические |
Морфологические |
Обращения; риторические вопросы, восклицания; побудительные предложения |
Торжественная лексика; образные выражения; фразеологизмы |
Местоимения ты, твой, тебя в обобщенном значении |
- Беседа. Во время беседы уделяется внимание поиску нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя. Беседа сопровождается работой с видеорядом.
- Какую роль играет природа в жизни человека?
- Что нам даёт природа для жизни?
- Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?
- В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?
- Можно ли говорить о загрязнении атмосферы, воды, почвы?
- В каком состоянии находятся флора и фауна?
- Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
- Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?
- Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?
- Что может сделать государство для охраны окружающей среды?
- Что может сделать каждый человек для охраны природы?
4. Влияние человека на природу в ходе эволюционного развития. Можно ли его назвать благотворным?
Просмотр и обсуждение мультфильма «Человек убивает природу».
Какое ощущение оставил у вас просмотр этого мультфильма? Как вы думаете, можно ли назвать победоносным шествие человека? К чему оно привело? Какие проблемы подняты авторами мультфильма?
5. Работа над составлением схемы сочинения.
Вступление.
О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису?
Об отношении человека к природе как к предмету восхищения и продукту потребления, об экологической обстановке
- Каков будет наш тезис?
Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу.
Переход от одной части к другой обозначен знаком (-)
1. Вступление А) красота природы Б) природа и человек (потребительское отношение) В) современное состояние природы |
Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения: Дорогие ребята! Человек! Люди! Жители планеты! |
Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как? Посмотри, как... Человек - это часть природы. Человек и природа – это единое целое… В последнее время много говорят об охране природы. Что оставим в наследство будущим потомкам?.. и т.д. Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу |
1-2 Переход от тезиса к аргументам |
В рассуждении часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения, как «И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…» и т.п. |
А что даёт нам природа? Почему её надо охранять? |
2. Основная часть |
Аргументы, факты, доказательства. |
|
Аргумент 1. Человек как биологический субъект не может жить без воздуха, воды, солнечного света. |
- Что даёт нам природа для здоровья? - Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом? |
Мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них… |
Аргумент 2. Природа кормит и одевает нас |
- Что мы берём от природы? - Что мы едим? Что мы пьём? - Почему природная пища более качественная и полезная? - Какой природный материал мы используем для одежды? |
Кроме того, природа кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать,… |
Аргумент 3. От природы мы получаем вдохновение и умиротворение |
- Какое состояние приходит к нам на лоне природы? - Какими картинами мы любуемся? |
А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на поляну, и ты почувствуешь… |
2-3 Переход |
Однако наблюдается и другая картина... Вопросы: - Но так ли всё хорошо? -Но всё ли, действительно, хорошо? -Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д. |
|
3 Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы |
Что волнует, вызывает протест? |
Обилие мусора; газоны, превратившиеся в стоянки для машин; шумовое загрязнение; загрязнение водоемов; отсутствие зеленых зон отдыха и т.п. |
3-4 Переход от доказательств к выводу |
Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний: поэтому, вот почему; предложений типа «Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…» и т.д. |
|
4. Заключение |
Что можно и нужно сделать для охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) |
Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д. |
6. Самостоятельная работа.
Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.
7. Домашнее задание.
Просмотреть материалы из видеоряда «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии»: «Экологическая корова», «Человек и природа. Хозяева или паразиты?»
Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу.