Урок русского языка (8 класс). Подготовка к сочинению на экологическую тему «Береги и охраняй природу» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 5769 раз

Библиографическое описание:

Астафьева, Н. В. Урок русского языка (8 класс). Подготовка к сочинению на экологическую тему «Береги и охраняй природу» / Н. В. Астафьева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2834/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цели:

Формирование у учащихся умения писать сочинение на общественно важную тему;

показать особенности языковых средств публицистического стиля;

воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.

Оборудование:

Видеоряд. Материалы «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии».

Тип урока: применение знаний и формирования умений.

Эпиграф к уроку

Природа всё учла и взвесила –

Не нарушайте равновесия!

В.Шефнер

Ход урока

  1. Слово учителя.

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Демонстрация и работа с видеорядом. Выявление эмоционального восприятия картин природы.

  1. Повторение теории.

- Чем сочинение отличается от изложения?

В сочинении мы строим высказывание самостоятельно, а в изложении пересказываем предложенный текст.

- Что такое текст?

Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, т.е. разделён на абзацы.

- Какие типы текста вы знаете?

Повествование, описание, рассуждение.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению. Чем рассуждение отличается от других типов текста?

На уроке мы должны будем создать текст-рассуждение на экологическую тему, постараемся обсудить проблемы, связанные с безразличным и безответственным отношением человека к ресурсам природы.

- Как вы думаете, какой стиль речи наиболее целесообразно использовать при работе над сочинением?

- Дайте определение публицистического стиля речи.

- Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?

Оформление записи в тетради по ходу ответов учащихся.

Синтаксические

Лексические

Морфологические

Обращения;

риторические вопросы,

восклицания;

побудительные предложения

Торжественная лексика;

образные выражения;

фразеологизмы

Местоимения

ты, твой, тебя

в обобщенном значении

  1. Беседа. Во время беседы уделяется внимание поиску нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя. Беседа сопровождается работой с видеорядом.

- Какую роль играет природа в жизни человека?

- Что нам даёт природа для жизни?

- Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?

- В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?

- Можно ли говорить о загрязнении атмосферы, воды, почвы?

- В каком состоянии находятся флора и фауна?

- Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

- Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?

- Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?

- Что может сделать государство для охраны окружающей среды?

- Что может сделать каждый человек для охраны природы?

4. Влияние человека на природу в ходе эволюционного развития. Можно ли его назвать благотворным?

Просмотр и обсуждение мультфильма «Человек убивает природу».

Какое ощущение оставил у вас просмотр этого мультфильма? Как вы думаете, можно ли назвать победоносным шествие человека? К чему оно привело? Какие проблемы подняты авторами мультфильма?

5. Работа над составлением схемы сочинения.

Вступление.

О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису?

Об отношении человека к природе как к предмету восхищения и продукту потребления, об экологической обстановке

- Каков будет наш тезис?

Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу.

Переход от одной части к другой обозначен знаком (-)

1.

Вступление

А) красота природы

Б) природа и человек (потребительское отношение)

В) современное состояние природы

Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.

В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди! Жители планеты!

Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как?

Посмотри, как...

Человек - это часть природы.

Человек и природа – это единое целое…

В последнее время много говорят об охране природы.

Что оставим в наследство будущим потомкам?.. и т.д.

Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу

1-2

Переход от тезиса к аргументам

В рассуждении часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения, как «И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…» и т.п.

А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?

2. Основная

часть

Аргументы, факты, доказательства.

Аргумент 1.

Человек как биологический субъект не может жить без воздуха, воды, солнечного света.

- Что даёт нам природа для здоровья?

- Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом?

Мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них…

Аргумент 2. Природа кормит и одевает нас

- Что мы берём от природы?

- Что мы едим? Что мы пьём?

- Почему природная пища более качественная и полезная?

- Какой природный материал мы используем для одежды?

Кроме того, природа кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать,…

Аргумент 3. От природы мы получаем вдохновение и умиротворение

- Какое состояние приходит к нам на лоне природы?

- Какими картинами мы любуемся?

А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на поляну, и ты почувствуешь…

2-3

Переход

Однако наблюдается и другая картина...

Вопросы:

- Но так ли всё хорошо?

-Но всё ли, действительно, хорошо?

-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.

3

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы

Что волнует, вызывает протест?

Обилие мусора;

газоны, превратившиеся в стоянки для машин;

шумовое загрязнение;

загрязнение водоемов;

отсутствие зеленых зон отдыха и т.п.

3-4

Переход от доказательств к выводу

Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний: поэтому, вот почему; предложений типа «Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…» и т.д.

4.

Заключение

Что можно и нужно сделать для охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)

Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

6. Самостоятельная работа.

Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.

7. Домашнее задание.

Просмотреть материалы из видеоряда «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии»: «Экологическая корова», «Человек и природа. Хозяева или паразиты?»

Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, Какое состояние, охрана природы, родная природа, аргумент, окружающая среда, публицистический стиль, чистая вода, чистый воздух.
Задать вопрос