Классный час «Экология вокруг нас»
Автор: Мартынова Светлана Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 1105 раз
Библиографическое описание:
Мартынова, С. А. Классный час «Экология вокруг нас» / С. А. Мартынова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2841/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель:Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе.
Задачи:
1. Повышение экологической культуры у учащихся.
2.Развитие наблюдательности, внимания, мышления, любознательности.
3.Воспитание любви к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.
Формируемые УУД:
Личностные: осознают свои возможности, имеют мотивацию к работе на результат;
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Регулятивные: оценивают собственную деятельность;
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Ход мероприятия
Учитель:
Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень познавательное путешествие по экологическим тропинкам.
Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? (Выслушать ответы учеников) Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Природа – первооснова красоты и величия. Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
(Во время чтения стихотворения показываются слайды с изображениями природы)
Сегодня вы можете показать свои знания в области экологии. Вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность при выполнении заданий. Действуйте дружно, весело. И вам будет сопутствовать удача.
Слайд карта- схема путешествия.
«Остров загадок»
Начинаем путешествие с острова загадок, где обитают разные животные и птицы и богатый растительный мир. А какие, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадки
В ветвях поселился,
К стволу прилепился,
Любит этот медведь
Вниз головой висеть. (Коала)
Кривоногий Кирилл
Рыбку ловил,
Что ни поймает –
В мешок кладет,
На нос мешок повесил,
Доволен он и весел. (Пеликан)
«Грибная полянка»
Продолжим путешествие по лесным тропинкам.
Ученик:
Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы – великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов – малюток – всего несколько миллиметров. Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Учитель:
Ребята, а как правильно надо собирать грибы?
Задание «Грибы в корзину»(Работа в группах. За 3мин надо написать как можно больше названий съедобных грибов.)
«Заветная шкатулка природы»
Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем сорными, или сорняками. А ведь многие из них являются лекарственными.
Задание «Узнай растение»
1. Название этого растения – сложное слово. На высоком стебле белые шапки соцветий с мелкими цветочками. Каждый лист рассечен на множество долек. Поэтому кажется, что листьев этих очень много. Растет эта трава везде: на лугу, у дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С древних времен это растение использовали для остановки кровотечения, заживления ран, при зубной боли. Оно улучшает аппетит. Догадались, о каком растении речь? (О тысячелистнике)
2. Это растение – великан. У него огромные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и в медицине. Что это за растение? (Репейник, он же – лопух.)
3. Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. Оно не боится вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим густым пучком корней, прижало к земле свои упругие листья. Цветки у него невзрачные и крошечные, но каждое растение дает 60 тыс. семян, которые приклеиваются к подошвам и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе с европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых». Назовите это растение. (Подорожник) Как его используют люди? (Для обработки ран, порезов)
Ученик:
В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением и обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена.
В «Заветной шкатулке» спрятались некоторые из них.
«Узнай животного» По описанию надо назвать животных. (Обсуждение идет в группах)
Карточка 1. Очень ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса – 1, 1,5 кг. Основное место обитания – глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. (Соболь)
Карточка 2. Владыка Арктики. Живет 40 лет. Самый крупный хищный зверь. (Белый медведь)
Карточка 3. Это большая белая птица служит символом красоты и любви чистоты и нежности. (Лебедь)
Карточка 4. В двух-трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Они стройные, длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Гнезда они строят на земле. В нашей стране обитает семь видов этих птиц. (Журавль)
Карточка 5. Самый крупный зверь семейства диких кошек. Тело длиной до 4 м. Весит 390 кг. Питается крупнокопытными животными. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Карточка 6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый цвет. (Фламинго)
Привал (физминутка)
«Интересные вопросы»
Березонька-беляночка,
Красавица лесов,
Проснулась спозараночку
От птичьих голосов.
К воде пошла, умылась,
Обсохла под лучом,
Над речкой наклонилась
Березовым плечом.
С березой рядом рощица,
Семья ее подруг.
И так узнать ей хочется,
Что нового вокруг?
1. Почему березы плачут? (Учащиеся делают свои предположения)
Ученик:
Весной березовый сок быстро течет по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу. Люди считают березовый сок полезным и вкусным напитком. Они надрезают кору и собирают сок. Дерево много сока отдает людям. После этого оно болеет и часто погибает. Ведь для березы сок –это что для человека кровь.
Когда туристы снимаются с привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор.
2. Куда убирают пустые банки и склянки?
3. Что может произойти, если не убирать мусор?
Ученик:
Из-за битого стекла, непотушенного костра может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет.
«Экологическая задача»
1. В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 час? Если в литре 5 таких стаканов воды, сколько вытекает в сутки?
2. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопного газа. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
«Умеешь ли ты охранять природу?»
(Раздаются бланки) Работа в парах.
Выберите один из ответов и подчеркните его.
Тест
1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл);
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).
2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?
а) покормлю птенца (3 балла);
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);
в) буду наблюдать издали (1 балл).
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);
б) не пойду (1 балл).
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?
а) взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);
б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);
в) закопал(а) бы в землю (3 балла).
5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?
а) почти все знаю (3 балла);
б) кое-что знаю, но хотел(а) бы знать больше (1 балл);
в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).
Учитель:
А теперь – итоги теста. Сложите очки вместе. По сумме определите, к какой из трех групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.
Группа № 1 – те, кто набрал от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете ее охранять. Но главное – не останавливайтесь, стремитесь узнать побольше.
Группа №2 – те, кто набрал от 12 до 18 баллов. Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми. И вы с вашей огромной энергией сможете принести пользу.
Группа № 3 – те, кто набрал от 19 до 25 баллов. Вы, наверное, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало о ней знаете! Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.
Все мы дети планеты Земля. Поменять планету нельзя. Если ты взял что-то от природы, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Давайте же стараться жить так, чтобы природа вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.