Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе
Автор: Попова Елена Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 1872 раза
Библиографическое описание:
Попова, Е. М. Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе / Е. М. Попова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2848/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тема: Закрепление и решение задач.
Цель: совершенствование знания таблицы сложения и вычитания, умение решать задачи.
Задачи:
совершенствовать вычислительные навыки;
развивать логическое мышление, память, математическую зоркость;
воспитывать самостоятельность, дисциплину;
формировать эмоционально-ценностное отношение к природе.
Ход урока
- Организационный момент
Мы спокойны, добры и приветливы.
Мы все здоровы, глубоко вдохните.
Начинаем работу
- Игра-разминка.
Начнем с разминки.
Перед вами примеры. Ответы зашифрованы. Решив пример, соотнесите букву с ответом и узнайте девиз нашего урока.
18-9 |
( б) |
15-5 |
(п) |
58-50 |
( е) |
20+9 |
( р) |
69+1 |
(р) |
87-7 |
( и) |
24-4+10 |
( и) |
13-6 |
у |
10-3+4 |
(г) |
(13+3)-10 |
( 0) |
16-8 |
( е) |
25+5 |
(д) |
30-1 |
р |
Перед вами лист с ответами. Напишите под ответом нужную букву, 1 в-1слово, 2 в-2слово
Сцепленные руки при готовности.
9 |
8 |
70 |
8 |
11 |
30 |
10 |
29 |
80 |
29 |
6 |
30 |
7 |
Учитель:
Какой девиз нашего урока?
Ответы детей.
(Слайд со словами БЕРЕГИ ПРИРОДУ на фоне природы)
- Разнообразие природы и ее красоты не могут оставить человека равнодушным к ней. Поэтому мы должны ее беречь!
Ученица:
О люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты: Поля, леса, луга, моря и реки!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок мы будем не только решать примеры и задачи, но и познавать окружающий мир.
- Устный счет
Найдите «лишнее» число и объясните свой ответ.
10, 20, 30, 40, 55, 60
1, 2, 31, 4, 5, 6, 7
24, 11, 13, 15, 17
- Работа над новым материалом
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Продолжи ряд чисел
Кто нашел закономерность?
(2, 4, 6….)
Мин. Чистописания.
Посмотрите! Чем заняты люди?
Как загрязняются водоемы?
Давайте поможем экологам вычислить периметр загрязненного участка.
Сможем сразу найти периметр?
Как найти длину? Что про нее сказано?
Запишите решение задачи
3+2=5 (км) – длина
(3+5)*2=16 (км) – периметр участка
Ответ: 16 км
А для чего нам нужно очищать и беречь водные просторы?
Ответы детей.
Кто из вас знает, какое самое крупное морское животное? (Синий кит)
А самое быстрое морское животное? (Дельфин)
А вы знаете, что длина синего кита 32 м, а дельфина 4 м. На сколько метров длина кита больше, чем дельфина?
Решаем задачу.
32-4= на 28 м длина синего кита больше, чем дельфина
Ответ: на 28 метров больше.
- Физминутка
Графический диктант.
Загадка про слона
Ходит длинный
Пасть с клыками
Ноги кажутся столбами
Как гора огромен он
Ты узнал
Кто это? (слон)
А каких ребята вы слонов знаете?
А что такое бивни?
Давайте узнаем в словаре и в интернет ресурсе и сравним два значения слова.
Решите задачу.
У индийского слона бивни весят 20 килограммов, а у африканского на 80 килограммов больше. Сколько килограммов весят бивни африканского слона?
20+80=100(кг) – весят бивни африканского слона.
- Итог урока.
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Какое задание хотели бы повторить?
Что для вас было сложным?
Как вы бы себя оценили за работу на уроке?
Сделаем вывод:
Мы в ответе за жизнь на планете.
И чтобы природа нас радовала и восхищала, давайте к ней бережно относиться.
Экологическая кругосветка для обучающихся начальной школы.
Цель: углубление экологических знаний у обучающихся в начальной школе.
Задачи:
формировать экологически-грамотное отношение детей к природе;
развивать у учащихся познавательный интерес;
формировать чувство сплоченности и умение работать в команде;
развивать у учащихся смекалку, наблюдательность, внимание, память;
воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
Мероприятие организовано в форме игры с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников.
Ожидаемые результаты:
- Осознание обучающимися значимости приобретаемых знаний об окружающем мире.
- Сформированность экологической культуры школьников.
- Приобретение экологических знаний.
- Активная жизненная позиция школьников.
- Развитие креативности, нестандартного мышления обучающихся.
- Развитие и совершенствование навыков работы в группах.
- Формирование и развитие стремления изучать, беречь и охранять природу родного края.
Мастер-класс по изготовлению кормушки.
Станция «Легкие нашей планеты».
Цель: расширение представлений детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе;
Закрепить названия деревьев, растущих на территории России и Томской области;
Воспитывать уважительное отношение к природе;
Иметь представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, расширить кругозор обучающихся.
Ход мероприятия.
То, что листья деревьев производят кислород, которому мы обязаны жизнью, вы знаете ещё с первого урока природоведения. Но если вы думаете, что величественные и спокойные деревья в течение долгих лет находятся в состоянии покоя и лишь производят кислород, то вы сильно ошибаетесь. На самом деле деревья живут своей таинственной и интенсивной жизнью.
Деревья издавна служили человеку отличным строительным материалом, особенно такие породы как сосна, дуб и лиственница из которых делают экологические дома, террасы, бани и даже причалы. Каждую минуту на Земле в результате вырубки или сожжения убывают леса, равные по площади 36 футбольным полям.
А ведь леса производят около 26,6 миллиарда литров кислорода — это более половины годового запаса на Земле.
А вы знали, что популярная в наших лесах сосна производит количество кислорода, достаточное для удовлетворения суточной потребности 3 человек?
Одно стандартное дерево за год обычно вырабатывает 120 килограммов кислорода. Этого достаточно для дыхания семье из трех человек целый год.
Одно дерево березы ежегодно приносит один миллион семян.
Из обычного дерева среднего размера можно изготовить примерно 170 000 карандашей.
На земле есть и дерево, которое признали самым медленным в росте. За прошедшие 115 лет оно подросло только на 10 сантиметров.
В России в Приморье растет самое твердое в мире дерево – это береза Шмидта. Его невозможно ни пробить топором, ни даже нарушить целостность коры выстрелом из пистолета.
Деревья на нашей планете считаются долгожителями, по сравнению с другими живыми организмами
Деревья общаются между собой тайно, но не с помощью звуков, а выделяя запахи. Так как мы соединяем слова во фразы, так и деревья, чтобы что-то сообщить друг другу, комбинируют разные запахи, деревья общаются не только между собой, но и отправляют сообщения травоядным животным и насекомым. Когда кто-то нападает на них, они высылают сигнал тревоги: производят ароматические ферменты, вызывающие немедленную реакцию деревьев, растущих неподалёку. Их листья становятся токсичными и невкусными, тем самым отпугивая травоядных животных.
Оказывается, что деревья — это настоящие путешественники. Конечно, они не передвигаются так как животные, а лишь используют натуральную подвижность мира природы. Они отправляют свои семена не только по ветру, но и по воде, на крыльях птиц, в желудках животных и на насекомых. Деревья кормят насекомых и лесных животных по причине: чтобы те распространяли их семена по миру.
Блиц «В гостях у деревьев»
Растение с твердым толстым стволом и кроной. Дерево.
Одежда дерева. Кора.
Дерево — символ России. Береза.
Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
Дерево, из которого делают пианино. Ель.
Дерево, из которого делают спички. Сосна.
Дерево медонос — это ... Липа.
Дерево, которое первым желтеет. Береза.
Тянется вверх из желудя. Дуб.
Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
Щеточкой растут короткие иголочки. У елки.
Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. Рябина.
В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. Шишка.
Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев. Лавр.
Викторина: «Деревья и кустарники»
Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.
Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора.
Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.
Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? Ель.
У какого дерева ствол белый? У березы.
Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.
Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму? Лиственница.
Из какого дерева американские индейцы делали лодки? Из березы.
Какая древесная порода занимает наибольшую площадь в лесах нашей страны? Сосна, ель, береза.
Из семян этого дерева можно получить муку или крупу. Можно варить кашу или печь лепешки. Можно приготовить кофе. Что это за дерево? Как называются его семена? Дуб и желуди.
Древесина какого дерева используется в кораблестроении? Сосна.
Из этого растения получают смолу, канифоль, скипидар, сургуч, ванилин. Но это и ценный источник витаминов. Укажите, из чего приготавливают витамин? Сосна. Из сосновой хвои.
Какие деревья являются столовой для птиц? Рябина, черемуха.
Разгадайте кроссворд и прочитайте название растения:
Вопросы к кроссворду:
- Хвойное дерево, около него встречают Новый год.
- Лиственное дерево-медонос.
- Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по пять штук в пучке.
- Дерево с мягкой хвоей.
- Лиственное дерево: плакучая … .
- Лиственное дерево с белой корой.
- Лиственное дерево, их бывает три вида: остролистый, американский и татарский.
- Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра.
- Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды.
- Растущий в скверах и парках лиственный кустарник со стреляющими стручками.
- Лиственное дерево с мягкими пуховыми сережками.
Станция «Лесная братва»
Цель: получение обучающимися опыта принятия решений в ходе игровой ситуации и активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.
Задачи:
Обобщать и проверить природоведческие знания учащихся;
Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относится к ней;
Углублять знания детей в области окружающего мира;
Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике;
Привитие экологической культуры;
Развивать речь учащихся, познавательную активность.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в нашем классе стало уютнее и светлее.
Сегодня в нашей школе проводится экологическая игра «Путешествие по экологической тропе родного края» и вы оказались на станции под названием «Лесная братва» (СЛАЙД 1)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Ответы учащихся)
Итак, наша цель: получение опыта принятия решений в ходе игровой ситуации.
Отличительными особенностями Томской области является широкое разнообразие лесных массивов, болот и рек.
Что такое лес? (Слайд 2)
Кто в лесу живет? (Слайд3)
Всего территорию Томской области населяют около 30 видов млекопитающих, а также 40 видов разнообразных птиц. В Томской области широко распространены насекомые, такие как мошки, комары и слепни. Некоторые районы населяют пауты и муравьи. В Красную книгу занесены 7 видов млекопитающих, несколько видов птиц и пресмыкающихся.
Вам предлагается отгадать ребусы о животных леса и рассказать, что о них знаете. За каждый решенный ребус вы получите отдельные фрагменты, из которых в конце занятия соберете картинку с изображением животного Томской области.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что можете сказать о животных леса? (Слайд 14)
Расскажите на отдельных примерах о цепях питания. (Слайд 15)
Музыкальная пауза
А сейчас поговорим о том, какие звери просыпаются от зимней спячки и у кого зимой рождаются дети.
Когда просыпаются звери? (Слайд 1-2)
Нынче медведи начали выходить из спячки раньше положенного срока. Всему виной аномальное тепло в феврале. Весна наступила рановато. Потому бурые мишки, которым было положено сосать лапу в берлогах где-то до 15 марта, потихоньку выходят из спячки. «Медведи-шатуны, – со слов егерей и охотников, – начавшие весну раньше срока, приносят менее здоровое потомство, но главное – представляют реальную угрозу для людей. Голод заставляет их бесстрашно идти к людским жилищам, хотя обычно они стараются не пересекаться с человеком».
(Слайд 2-4)
А вот барсук выходит из спячки довольно рано и сразу начинает наводить порядок в норе. Звери живут на одном и том же месте из поколения в поколение. Исследования доказывают: некоторым барсучьим городкам по несколько тысяч лет. Барсучихи, которые, кстати, «выходят замуж» один раз и на всю жизнь, едва проснувшись, производят на свет потомство.
У кого зимой рождаются дети?
(Слайд 5)
И только зимой в январе медведица приносит от одного до четырех медвежат, весом всего500 г. Глазки медвежата открывают только через месяц, а выходят из берлоги месяца через 2-3.
(Слайд 6)
Видишь, в одном из сугробов темнеет углубление? Это и есть дом, куда мы с тобой направляемся. Ты еще не догадался, что это такое? Умничка, ну, конечно же, БЕРЛОГА! А в ней спит крепким сном всю зиму большая бурая МЕДВЕДИЦА.
(Слайд 7)
Ну-ка, ну-ка: а это что за крохотные комочки?
Да это же МЕДВЕЖАТА! Похоже, они родились всего несколько дней назад! Крохотные, слепые и глухие, они копошатся в маминой теплой шкуре.
(Слайд 8)
Но вот наши малыши подросли и окрепли. У них выросла густая, темная шкурка. Посмотри, как уютно они устроились у маминого бока и с аппетитом сосут ее теплое, густое молоко.
Когда начинается весна, мама-медведица просыпается и выбирается из берлоги. За зиму она стала худая, шерсть висит клочьями. Да и неудивительно: ведь она целую зиму ничего наела и израсходовала весь жир, который нагуляла за лето.
А вслед за ней выбираются и медвежата! Подумать только! Ведь сегодня они впервые видят свет. Оказывается, мир – это вовсе не тесная темная берлога. В нем светло и просторно! Ярко светит солнышко, искрится снежок, весело сверкает вода в лужицах.
(Слайд 9)
Зимой потомство дают не только звери, но и птицы. Например, такая небольшая птичка, как клест. В природе существует такие виды клестов, как клест – еловик и клест-сосновик.
(Слайд 10)
Клесты выводят своих птенцов зимой, потому что в это время на хвойных породах деревьев много шишек с созревшими семенами.
(Слайд 11)
Например, клест-еловик гнездится с февраля по март. Так как условия гнездования достаточно суровые, птицы надежно утепляют свои гнезда мхом и лишайником. А самка, отложив первое яйцо, тут же его начинает обогревать.
Итог. (Составление из фрагментов изображение животного)