Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта»
Автор: Миронова Ольга Ильинична
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 07.06.2015
Статья просмотрена: 2487 раз
Библиографическое описание:
Миронова, О. И. Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта» / О. И. Миронова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/132/ (дата обращения: 19.12.2024).
1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность программы.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта. Особенно полезны игры на свежем воздухе, в весенне-осенние периоды. Игра должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. В школьных условиях этого можно добиться методом опережающего обучения. Воплощаться этот метод, по моему мнению, должен с учетом национальных традиций, а именно русских народных игр. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих. «Русская лапта» носит как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование данной игры, как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, «Русская лапта» повышает анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. «Русская лапта» — такой вид спорта, в котором в равной степени проявляются все физические качества и их разновидности: скоростные качества, быстрая реакция, умение быстро стартовать и поддерживать высокую скорость, ловкость, гибкость, сила.
1.1 Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности учащихся, одним из самых любимых и полезных занятий детей любого возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС. Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания. Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания, развития чувства коллективизма и ответственности перед командой. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а так же комплекса положительных психологических качеств. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в определённых условиях играет немаловажную роль. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач — физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.
1.2. Целью программы является гармоничное воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.
Цель достигается решением основных задач:
- овладение школьниками основными техническими и тактическими приемами русской лапты;
- развитие двигательных способностей, получение знаний и навыков, необходимых для осуществления физкультурно-спортивной деятельности по русской лапте;
- развивать способность моделировать индивидуальный оздоровительно — образовательный маршрут с использованием подвижных игр.
Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34часа занятий — 1 раз в неделю.
Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. В начале изучения предполагается всесторонняя физическая подготовка, укрепление здоровья, развитие волевых качеств и способностей, необходимых игроку для овладения основами техники и тактики игры. Затем повышение функциональных возможностей организма, укрепление здоровья, изучение технических и тактических основ игры, участие в соревнованиях.
Программа курса «Русская лапта» составлена в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре, на основе программы общеобразовательных учреждений по физической культуре В. И. Ляха.
1.3. Системно — деятельностный подход.
В основе реализации программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.
1.4 Предметные результаты.
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми.
1.5 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причину успеха / неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формирование УУД
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД
- определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышения мотивации к здоровому образу жизни;
- понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;
- соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями;
- активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Регулятивные УУД
- планировать свои действия с поставленной задачей;
- ставить задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью;
- контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия.
Познавательные УУД
- находить и структурировать информацию;
- анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
- осваивать правила поведения и безопасности.
Коммуникативные УУД
- учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера в игровой деятельности.
3. Планируемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной спортивно — оздоровительной деятельности учащихся распределяются по двум уровням:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о российских спортивных традициях, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Формы достижения результатов первого уровня: практические занятия, игра — путешествие, беседы.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и спору, к труду, к родному Отечеству, к другим людям.
Формы достижения результатов второго уровня: познавательная экскурсия, соревнование, конкурсы.
4.Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от содержания занятия. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: игровые конкурсы, соревнования на различных уровнях, дружеские встречи.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.
5. Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание занятий |
Количество часов |
I. |
Теоретические сведения |
2 |
II. |
Практические занятия |
32 |
1. |
Общая и специальная подготовка |
8 |
2. |
Основы техники и тактики игры |
8 |
3. |
Учебные и соревновательные игры |
16 |
Всего часов: |
34 |
6. Учебно-тематический план.
|
Тема занятий |
Всего часов |
УУД П — познавательные, Р — регулятивные, К — коммуникативные, Л — личностные. |
Формы организации занятий |
1 |
Ознакомление с правилами поведения на спортивной площадке. Правила игры в Русскую лапту |
2 |
П: используют общие приемы решения поставленных задач; определяют и кратко хар –ют физическую культуру как занятия физическими упражнениями и подвижными играми. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Л: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Игра |
2 |
Ускорения и пробежки |
1 |
П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, используют общие приемы решения поставленных задач; Р: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. К: формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Л:понимают значение физического развития для человека и принимают его; ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Соревнование |
3 |
Осаливание и самоосаливание |
2 |
П: используют общие приемы решения поставленных задач; Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия. К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия. Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Игра |
4 |
Подачи и удары по мячу. Ловля мяча с лёта. |
2 |
П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий; Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия. К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия. Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Игра |
5 |
Старты из различных положений |
1 |
П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели и способы их осуществления. Р: оценивают правильность выполнения действий и учета характера сделанных ошибок. К: формулируют собственное мнение и позицию; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Соревнование |
6 |
Бег с ускорением |
1 |
П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели. Р: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Л: ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Зачет |
7 |
Метание м/мяча, метание в цель. |
2 |
П: используют общие приемы решения поставленных задач; Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия. К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия. Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Зачет |
8 |
Отработка и совершенствование ударов по мячу |
3 |
П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий; Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия. К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия. Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Игра |
9 |
Разучивание передвижения по игровому полю. |
2 |
П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий; Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия. К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия. Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Игра |
11 |
Метание теннисного мяча по движущей цели. |
2 |
П: используют общие приемы решения поставленных задач; Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия. К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия. Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Игра |
12 |
Учебная игра по правилам. |
7 |
П: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач; Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку учителя К: формулируют собственное мнение и позицию, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Л: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
|
13 |
Учебная игра в Русскую лапту |
10 |
П: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач; Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку учителя К: формулируют собственное мнение и позицию, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Л: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Соревнования |
Литература:
1. Германов, Г. Н. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10–11-х классов / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев, И. В. Машошина // Культура физическая и здоровье.–2008№ 4(18).–С.24–31.
2. Готовцев, Е. В. Содержание и направленность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки игроков в русскую лапту 10–16 лет на этапе спортивного совершенствования:–М.,2003.–с.23
3. Готовцев, Е. В. Планирование в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту: метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. — Воронеж.2006. с.116
4. Готовцев, Е. В. Педагогический контроль в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст]: метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. — Воронеж: [б. и.], 2006. — с.131
5. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2006.
6. Годик М. А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-ов физ. культ. — М., 1988.
7. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников; — М., 1998.
8. Максименко А. М. Основы теории и методы физической культуры — М., 1999.
9. Матвеев Л. П. теория и методика физической культуры. — М., 1991.
10. Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов; Пособия для учителя/ Под ред. В. И Ляха, — М., 1997.