Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 07.06.2015

Статья просмотрена: 2487 раз

Библиографическое описание:

Миронова, О. И. Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта» / О. И. Миронова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/132/ (дата обращения: 19.12.2024).

1.Пояснительная записка.

1.1 Актуальность программы.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта. Особенно полезны игры на свежем воздухе, в весенне-осенние периоды. Игра должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. В школьных условиях этого можно добиться методом опережающего обучения. Воплощаться этот метод, по моему мнению, должен с учетом национальных традиций, а именно русских народных игр. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих. «Русская лапта» носит как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование данной игры, как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, «Русская лапта» повышает анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. «Русская лапта» — такой вид спорта, в котором в равной степени проявляются все физические качества и их разновидности: скоростные качества, быстрая реакция, умение быстро стартовать и поддерживать высокую скорость, ловкость, гибкость, сила.

1.1 Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности учащихся, одним из самых любимых и полезных занятий детей любого возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС. Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания. Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания, развития чувства коллективизма и ответственности перед командой. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а так же комплекса положительных психологических качеств. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в определённых условиях играет немаловажную роль. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач — физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.

1.2. Целью программы является гармоничное воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.

Цель достигается решением основных задач:

-        овладение школьниками основными техническими и тактическими приемами русской лапты;

-        развитие двигательных способностей, получение знаний и навыков, необходимых для осуществления физкультурно-спортивной деятельности по русской лапте;

-        развивать способность моделировать индивидуальный оздоровительно — образовательный маршрут с использованием подвижных игр.

Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34часа занятий — 1 раз в неделю.

Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. В начале изучения предполагается всесторонняя физическая подготовка, укрепление здоровья, развитие волевых качеств и способностей, необходимых игроку для овладения основами техники и тактики игры. Затем повышение функциональных возможностей организма, укрепление здоровья, изучение технических и тактических основ игры, участие в соревнованиях.

Программа курса «Русская лапта» составлена в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре, на основе программы общеобразовательных учреждений по физической культуре В. И. Ляха.

1.3. Системно — деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:

-        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества;

-        развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий;

-        учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.

1.4 Предметные результаты.

-        развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений;

-        развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми.

1.5 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

-        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-        формирование умения понимать причину успеха / неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-        активное использование речевых средств и средств информационных коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формирование УУД

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД

-        определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышения мотивации к здоровому образу жизни;

-        понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;

-        соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями;

-        активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Регулятивные УУД

-        планировать свои действия с поставленной задачей;

-        ставить задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью;

-        контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия.

Познавательные УУД

-        находить и структурировать информацию;

-        анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;

-        осваивать правила поведения и безопасности.

Коммуникативные УУД

-        учитывать позицию партнера в совместной деятельности;

-        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-        использовать речь для регуляции своего действия;

-        контролировать действия партнера в игровой деятельности.

3.     Планируемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной спортивно — оздоровительной деятельности учащихся распределяются по двум уровням:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о российских спортивных традициях, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Формы достижения результатов первого уровня: практические занятия, игра — путешествие, беседы.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и спору, к труду, к родному Отечеству, к другим людям.

Формы достижения результатов второго уровня: познавательная экскурсия, соревнование, конкурсы.

4.Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от содержания занятия. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: игровые конкурсы, соревнования на различных уровнях, дружеские встречи.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.

5. Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание занятий

Количество часов

I.

Теоретические сведения

2

II.

Практические занятия

32

1.

Общая и специальная подготовка

8

2.

Основы техники и тактики игры

8

3.

Учебные и соревновательные игры

16

Всего часов:

34

 

6. Учебно-тематический план.

 

Тема занятий

Всего часов

УУД

П — познавательные,

Р — регулятивные,

К — коммуникативные,

Л — личностные.

Формы организации занятий

1

Ознакомление с правилами поведения на спортивной площадке. Правила игры в Русскую лапту

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач; определяют и кратко хар –ют физическую культуру как занятия физическими упражнениями и подвижными играми.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Игра

2

Ускорения и пробежки

1

П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К: формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л:понимают значение физического развития для человека и принимают его; ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Соревнование

3

Осаливание и самоосаливание

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

4

Подачи и удары по мячу. Ловля мяча с лёта.

2

П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

5

Старты из различных положений

1

П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели и способы их осуществления.

Р: оценивают правильность выполнения действий и учета характера сделанных ошибок.

К: формулируют собственное мнение и позицию; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Соревнование

6

Бег с ускорением

1

П: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели.

Р: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Л: ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Зачет

7

Метание м/мяча, метание в цель.

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Зачет

8

Отработка и совершенствование ударов по мячу

3

П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

9

Разучивание передвижения по игровому полю.

2

П: самостоятельно формируют и решают учебную задачу; контролируют процесс и результат действий;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

11

Метание теннисного мяча по движущей цели.

2

П: используют общие приемы решения поставленных задач;

Р: формулируют учебные задачи вместе с учителем; вносят изменения в план действия.

К: формулируют собственное мнение, используют речь для регуляции своего действия.

Л: ориентируются на активное общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Игра

12

Учебная игра по правилам.

7

П: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач;

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку учителя

К: формулируют собственное мнение и позицию, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

 

13

Учебная игра в Русскую лапту

10

П: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач;

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку учителя

К: формулируют собственное мнение и позицию, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Л: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Соревнования

 

Литература:

 

1.      Германов, Г. Н. Русская лапта в основе построения вариативной части учебной программы по физической культуре учащихся 10–11-х классов / Г. Н. Германов, Е. В. Готовцев, И. В. Машошина // Культура физическая и здоровье.–2008№ 4(18).–С.24–31.

2.      Готовцев, Е. В. Содержание и направленность тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки игроков в русскую лапту 10–16 лет на этапе спортивного совершенствования:–М.,2003.–с.23

3.      Готовцев, Е. В. Планирование в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту: метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. — Воронеж.2006. с.116

4.      Готовцев, Е. В. Педагогический контроль в спортивной тренировке юных игроков в русскую лапту [Текст]: метод. рекомендации / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов. — Воронеж: [б. и.], 2006. — с.131

5.      Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2006.

6.      Годик М. А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-ов физ. культ. — М., 1988.

7.      Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников; — М., 1998.

8.      Максименко А. М. Основы теории и методы физической культуры — М., 1999.

9.      Матвеев Л. П. теория и методика физической культуры. — М., 1991.

10.  Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов; Пособия для учителя/ Под ред. В. И Ляха, — М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): собственное мнение, физическая культура, активное общение, игра, совместная деятельность, действие, задача, общее решение, план действия, общий прием решения.
Задать вопрос