Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Автор: Окунева Наталья Фёдоровна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 10.06.2015
Статья просмотрена: 7278 раз
Библиографическое описание:
Окунева, Н. Ф. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы / Н. Ф. Окунева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/178/ (дата обращения: 19.12.2024).
Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.
В. Г. Белинский
За все время своей работы в школе учителем я всегда хотела сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
Давно известно, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.
Я уверена, что целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках позволит ускорить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения.
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
ИКТ дают возможность:
- повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
- поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
- расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
- увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
- помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
- активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
- активизировать умственную деятельность учащихся.
В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке. В моем кабинете имеются компьютер, проектор, интерактивная доска. Есть устойчиво функционирующий выход в Интернет.
Имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Сейчас у нас есть прекрасная возможность создавать разнообразные презентации к урокам.
На уроках русского языка и литературы применение ИКТ возможно на различных этапах урока. Хочется заметить, что компьютер ни в коем разе не заменяет учителя, он просто дополняет его. Я использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернет. Информационные технологии используются мною на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле. Так на уроке русского языка по теме «Степени сравнения наречий» я обращаюсь к повторению темы «Степени сравнения прилагательных». На экране появляется мудрая сова и предлагает учащимся вспомнить таблицу, затем она воспроизводится на экране. Повторив ранее изученный материал, мы проводим аналогию с новой темой, учащимся легче воспринимать новую тему.
Очень интересны для учащихся физминутки с использованием ИКТ.
Использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальные материалы для уроков литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей, художников, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде. Кроме того, я сама создаю электронные ресурсы и с удовольствием делюсь ими в сети Интернет. Так мною создан цикл виртуальных экскурсий к урокам литературы (ВЭ к урокам по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Зощенко, П. П. Бажова, С. А. Есенина и др.). Данные разработки помогают учащимся проникнуться той атмосферой, в которой жил и работал писатель или поэт, вызывают живой интерес поиска нужной информации из области литературы, остаться один на один со своими мыслями, переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся. С удовольствием учащиеся готовят презентации о новинках литературы, что побуждает интерес к чтению. А это в настоящее время немаловажный аспект.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. С большим интересом учащиеся моих классов работают на уроках, проводимых в форме игры. Для создания ситуации успеха и радости на таких уроках мне помогает компьютер.
Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным. В частности. Становится более быстрым процесс записи определений, других не менее важных частей материала, так как мне не приходится повторять текст несколько раз (я его вывожу на экран), а учащиеся не ждут, когда материал будет повторён. Кроме того, у учащихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди детей есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, заставляет учащихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи учителя с учащимся. Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание учащихся, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит моё время. На мой взгляд, проведение тестового контроля с использованием ИКТ на уроках русского языка способствует развитию орфографической зоркости при взаимопроверке или самоконтроле выполненной работы. При подготовке к ГИА учащиеся имеют возможность выполнения тестов в онлайн-режиме и мгновенной проверке правильности.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы — это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.
Я думаю, что каждый учитель должен планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. Использование ИКТ позволяет учителям и учащимся идти в ногу со временем. И особенно это важно для наших учеников, потому что знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и, конечно же, представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотным специалистом.
Литература:
1. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации. Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» – 2003. — с.68–70.
2. Зенкина С. В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества обучения. Педагогика. 2008- № 6 с. 22–28.
3. Поташник М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) М.: Педагогическое общество России, 2013 г.- 144 с.