Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 3830 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, С. А. Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/197/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, содержание АООП, структура АООП.

 

Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики, закрепленной законодательно [7; 15]. Согласно приказам Министерства образования и науки РФ № 1598 и № 1599 от 19.12.2014 г., утверждены и будут применяться в правоотношениях с 01 сентября 2016 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — Стандарты) [12; 14].

Стандарты представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

На основе Стандарта и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ОВЗ определенной категории образовательная организация самостоятельно разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ данной категории. Дифференцированные требования к вариантам АООП приведены в приложениях к Стандартам [12; 14].

Стандарты предусматривают несколько вариантов АООП НОО (от двух до четырех) в зависимости от особых образовательных потребностей той или иной категории обучающихся с ОВЗ и, соответственно, возможных уровней образования. Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося, с учетом индивидуальной программы реабилитации (при наличии инвалидности) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [10].

Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный [4; 8]. Те же требования сохраняются и к структуре АООП НОО. Описание структуры и содержания каждого раздела АООП НОО представлено в Стандартах и проектах примерных АООП НОО [6; 10; 12; 14].

В соответствии с требованиями Стандартов АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО [10; 12; 14].

При разработке АООП НОО обучающихся с ОВЗ (в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и вариантом примерной АООП НОО) образовательной организации необходимо учитывать, что составляет содержание обязательной части АООП НОО, а что — содержание части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной части). Следует предусмотреть в содержании всех структурных компонентов АООП НОО указанные части с учетом требований стандартности и вариативности [6].

Обязательная часть пояснительной записки должна отражать общие цели, принципы и подходы к формированию АООП НОО; представлять ее общую характеристику. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна конкретизировать цели, принципы и подходы к реализации АООП НОО с учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей) и специфики образовательного учреждения, концептуальные положения выбранной системы обучения на основе согласованного мнения участников образовательного процесса.

В обязательной части планируемых результатов освоения обучающимися АООП НОО представляется общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, содержания академического компонента и жизненной компетенции. В вариативной части уточняются и конкретизируются общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, содержания академического компонента и жизненной компетенции в соответствии со спецификой образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении на основе согласованной позиции участников по определению планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности; предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения [9; 10]. Вариативная часть данного компонента АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ представляет описание оценки, критериев, процедуры и состава инструментария оценивания, формы представления результатов, условий и границ применения оценки; предусматривает приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обязательная часть программы формирования универсальных учебных действий (в зависимости от варианта АООП НОО — программа формирования базовых учебных действий) содержит описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО; связи универсальных учебных действий (базовых учебных действий) с содержанием учебных предметов; описание преемственности программы формирования УУД (в зависимости от варианта АООП НОО — базовых учебных действий) при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. В части, формируемой участниками образовательного процесса, уточняются характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (в зависимости от варианта АООП НОО — базовых учебных действий) [3].

Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности должны содержать общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; содержание учебного предмета, коррекционного курса [9]. В вариативной составляющей конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; личностные, метапредметные и предметные результаты, содержание формируемых академического компонента и жизненной компетенции при освоении конкретного учебного предмета, коррекционного курса.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся(в зависимости от варианта АООП НОО — программа нравственного развития, воспитания обучающихся) раскрывает ключевые воспитательные задачи; представляет целостную модель образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, с учетом историко-культурной, этнической и региональной специфики [2]. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает взаимосвязь традиций и особенностей воспитательной системы образовательного учреждения; включает перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ, раскрывает формы организации работы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в обязательной части раскрывает базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни. Вариативная часть расширяет и дополняет базовую модель в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающихся с ОВЗ.

В обязательной части программы коррекционной работы представляется система организации работы образовательного учреждения по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса. В вариативной части раскрываются механизмы взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, работников организации и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы; представляется перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; показывается специфика комплексного сопровождения, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий [1; 10].

Программа сотрудничества с родителями (для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития) раскрывает общие задачи и базовую модель сотрудничества с родителями. В вариативной части конкретизируются общие задачи сотрудничества с родителями с учетом специфики организации образовательного процесса и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; представляются планируемые результаты, формы работы и перечень мероприятий.

Восновной части программы внеурочной деятельности должна быть представлена базовая модель и обязательные направления (спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное) организации внеурочной деятельности в образовательной организации. В части, формируемой участниками образовательного процесса, отражаются основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности; конкретизируются цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ; приводится перечень внеурочных мероприятий по направлениям, реализуемым в образовательной организации.

Учебный план НОО определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и коррекционно-развивающей области по классам (годам обучения) в зависимости от варианта АООП НОО.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ вариативная часть учебного плана предусматривает:

-        учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

-        учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;

-        увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии;

-        введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Система специальных условий реализации АООП НОО определяет общие требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям. Вариативная часть данного компонента АООП определяет право образовательной организации включать в штатное расписание необходимых специалистов, организовывать сетевое взаимодействие с целью обеспечения комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ (в том числе, медицинского); содержит описание особенностей организации пространства и рабочего места обучающегося с ОВЗ, подбора специального и дидактического материала в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающихся [10; 12; 14].

При необходимости адаптированная основная образовательная программа индивидуализируется: может быть создано несколько учебных планов, специальная индивидуальная программа развития (для обучающихся с умственной отсталостью), в том числе, индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ОВЗ. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования [10].

Таким образом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ, являясь локальным нормативным документом образовательной организации, должна регламентировать все виды и содержание образовательной деятельности участников образовательного процесса с учетом требований стандартности и вариативности, определять оптимальные условия для социализации и интеграции обучающихся с учетом их способностей и состояния здоровья, обеспечивать удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

 

Литература:

 

1.                  Баранова Ю. Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. М.: Просвещение, 2014. 127 с.

2.                  Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

3.                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

4.                  Калашникова С. А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). C. 786–790.

5.                  Калашникова С. А. О технологии проектирования адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ // Зволейко Е. В., Калашникова С. А., Девяткина О. В., Заборина Л. Г., Кузнецова Л. Н., Тарских С. Д. Психолого-педагогические аспекты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт: коллективная монография/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ООО «Экспресс-Издательство», 2014. С. 60–66.

6.                  Калашникова С. А. Технология проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья// Организационно-правовые и психолого-педагогические основы инклюзивного образования: учеб. пособие / С. А. Калашникова, Е. В. Зволейко, В. А. Полухина, Лушина Е. А., Лебединская С. В., Сутурина Ю. В., Заборина Л. Г., А. Ф. Ковалевская/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ЗабГУ, 2015.

7.                  Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 02.04.2014 г.).

8.                  Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123390 (дата обращения 02.04.2014 г.).

9.                  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 355 с.

10.              Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции 30.02.2015. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574 (дата обращения 05.03.2015).

11.              Тарских С. Д. Теоретические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ// Зволейко Е. В., Калашникова С. А., Девяткина О. В., Заборина Л. Г., Кузнецова Л. Н., Тарских С. Д. Психолого-педагогические аспекты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт: коллективная монография/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ООО «Экспресс-Издательство», 2014. С. 53- 59.

12.              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540 (дата обращения 15.01.2015).

13.              Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). Часть 3, п.19.8 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 142269 (дата обращения 15.02.2015).

14.              Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540 (дата обращения 15.01.2015).

15.              Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения 15.01.2015).



[1] Работа выполнена в рамках государственного задания вузу. НИР 2564.14 «Научно-методическое сопровождение апробации ФГОС для детей с ОВЗ».

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, вариативная часть, образовательная потребность обучающихся, начальное общее образование, учебный предмет, коррекционный курс, образовательная организация, образовательное учреждение, обязательная часть, обучающийся.

Похожие статьи

О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федера...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...

Ресурсы для успешной школьной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются ресурсы для создания эффективной инклюзивной среды в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.

Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями

В связи с вступившими в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды

В статье представлены характеристики образовательной среды; раскрыты основные психолого-педагогические принципы проектирования инклюзивной образовательной среды; обобщены условия, необходимые для организации инклюзивной образовательной среды.

Похожие статьи

О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федера...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...

Ресурсы для успешной школьной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются ресурсы для создания эффективной инклюзивной среды в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.

Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями

В связи с вступившими в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды

В статье представлены характеристики образовательной среды; раскрыты основные психолого-педагогические принципы проектирования инклюзивной образовательной среды; обобщены условия, необходимые для организации инклюзивной образовательной среды.

Задать вопрос