Виды представления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их оценка | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 01.07.2015

Статья просмотрена: 7310 раз

Библиографическое описание:

Стерхова, Н. С. Виды представления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их оценка / Н. С. Стерхова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 43-49. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/221/ (дата обращения: 16.11.2024).

Утверждение компетентностной парадигмы образования диктует новые требования по формированию динамических компетенций у обучающихся: создавать, приобретать и реконфигурировать внутренние и внешние компетенции, чтобы быстро реагировать на изменения окружающей среды. В связи с этим актуальной становится проблема организации исследовательской деятельности обучающихся.

Рассмотрев материалы ряда исследований (Н. В. Ипполитовой, Г. М. Коджаспировой, П. И. Образцова, Э. А. Петровой и др.) [3, с. 155–160; 4, c.301; 8, с. 21; 9], мы пришли к пониманию учебно-исследовательской деятельности обучающихся как познавательной деятельности, направленной на получение субъективно новых знаний в различных областях науки, техники, искусства, осуществляемой под непосредственным руководством педагога или без него, с помощью исследовательских методов, имеющей образовательный результат. Представление данных результатов осуществляется в том виде, который принят научным сообществом.

Классификация видов представления результатов исследования [6; 7] традиционно включает два вида:

-          неопубликованные (квалификационные): работы школьников (реферативные; монопредметные, межпредметные, надпредметные; учебно-исследовательские — проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные и т. д.), курсовые, дипломные и выпускные квалификационные работы студентов, магистерские, кандидатские и докторские диссертации, отчеты о проделанной работе и т. д.;

-          опубликованные (научно-исследовательские): брошюры, тезисы докладов и выступлений, статьи, монографии, рефераты (как самостоятельные научные исследования), учебники, учебные пособия, методические рекомендации и программы учебных курсов и т. д.

Обобщив различные материалы, имеющиеся в данной области научного знания [2, с. 68; 6; 7], мы составили схему «Виды представления результатов исследования» (рис. 1).

Рис. 1. Виды представления результатов исследования

 

Одним из первых видов представления результатов исследовательской деятельности учащегося квалификационного характера реферат (реферативная работа) — краткое, устное или письменное, изложение научной работы, книги и т. п.; в чистом виде — это обзор публикаций, доступных по заданной теме. Обзор, в отличие от сочинения, не требует ни фантазии, ни оригинальности мышления, ни высказывания новых идей [1, с. 6].

Анализ приведенных выше определений показывает, что характерными признаками реферата являются: основная цель выполнения реферата — изложение материала какого-либо первоисточника (научного, литературного и др.); в основе изложения реферативного материала лежит обзор различных источников литературы; характер изложения реферата отличается краткостью, вторичностью текста первоисточника, ограниченностью объема, с одной стороны, и максимальной полнотой изложения содержания исходного текста, с другой стороны; формами представления рефератов могут быть письменная и устная; публичный доклад и т. д.

Применительно к исследовательской деятельности школьников, реферат представляет построенное на обзоре одного или нескольких источников краткое, лаконичное изложение материала по конкретной теме, оформленное в соответствии с определенными требованиями.

Среди требований, предъявляемых к школьному реферату, выделяются следующие:

1)                 изложение реферативного материала должно быть письменным, кратким, в соответствии с заданной темой, выстроенным на основе анализа одного или нескольких источников;

2)                 основной целью школьной реферативной работы является грамотное и логичное изложение основных идей, разработанных и разрабатываемых в русле рассматриваемой темы и их группировка по конкретным признакам, соответственно, реферат обучающегося среднеобразовательной школы не должен иметь никаких элементов новизны;

3)                 предпочтение обучающегося одной из рассматриваемых авторских позиций должно быть обосновано, содержать весомые аргументы (преимущества, обозначенные возможности в развитии соответствующей отрасли знания и т. д.);

4)                 изложение реферативного материала должно быть осуществлено в соответствии с регламентированной структурой, содержанием и оформлением (что является существенным отличием реферата от творческих письменных работ).

Следующим видом представления результатов исследовательской деятельности обучающихся квалификационного характера являются исследовательские работы. Некоторые авторы склонны определять данный вид как творческую работу, выполненную с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющую полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления [5]. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Исследовательские работы являются самым сложным квалификационным видом представления результатов исследовательской деятельности учащихся, поскольку их выполнение связано с решением учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

-          постановку проблемы,

-          изучение теории, связанной с выбранной темой,

-          подбор методик исследования и практическое овладение ими,

-          сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

-          собственные выводы [5]. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Поскольку знания, приобретенные учащимся в ходе выполнения исследовательской работы, являются субъективно новыми, точнее данную форму представления результатов будет называть учебно-исследовательской.

Учебно-исследовательские работы (УИР) сохраняют логику исследования научного, но отличаются от него тем, что не открывают объективно новых для человечества знаний.

Разнообразие учебно-исследовательских работ можно отследить, представив типологическую и видовую классификации.

Характеризуя типы УИР, ученые особое внимание обращают на:

1)                 монопредметные — исследовательские работы, выполняемые по конкретному предмету, предполагающие привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида УИР не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения;

2)                 межпредметные — исследовательские работы, направленные на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения межпредметных УИР выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения;

3)                 надпредметные — это исследовательские работы, предполагающие совместную деятельность учащихся и учителя, направленные на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем [2].

Выполняя учебно-исследовательскую работу, учащийся может выбрать её конкретный вид. Анализ исследований отечественных авторов [2; 5; 10, с. 7–8] показал, что среди видов УИР выделяются: проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные и т. д.

1.                  Проблемно-реферативные учебно-исследовательские работы — работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

2.                  Натуралистические и описательные учебно-исследовательские работы — работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.

3.                  Экспериментальные учебно-исследовательские работы — осуществляются на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят выраженный иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

4.                  Непосредственно исследовательские работы, являющиеся результатом поиска ответа на конкретно поставленный вопрос (проблему) посредством методов научно-исследовательской деятельности: как теоретических — анализа, синтеза, сравнения, обобщения, формализации, моделирования и др.; так и эмпирических — изучения различных источников (библиографических, электронных, архивных и т. д.), наблюдения, опроса (анкетирования, интервьюирования, бесед и т. д.), опытной работы, эксперимента и др., логическим завершением которых являются анализ соответствия полученных результатов поставленной цели и выводы. Данный вид учебно-исследовательских работ должен соответствовать ряду требований:

1)                 оснащение понятийным аппаратом (обоснование выбора темы; цель и задачи исследования; использованный исследовательский инструментарий — методы работы);

2)                 обязательное наличие реферативной части;

3)                 организация, проведение и описание эмпирической части исследования (опытно-поисковой или экспериментальной работы);

4)                 подведение итогов работы, формулировка выводов, оценка найденных ответов на поставленные в исследовании задачи;

5)                 оснащение работы грамотно оформленным списком использованных источников;

6)                 использование разнообразных форм представления результатов (текстовой, графической, символической и т. д.).

Охарактеризовав перечисленные виды представления результатов исследовательской деятельности школьников, отметим, что особые затруднения в школах вызывает их оценивание. Как правило, результаты учебных исследований оцениваются на конкурсах исследовательских работ обучающихся, проводимых на разных уровнях.

В ходе оценивания результатов исследовательской деятельности школьников традиционно используются критерии ораторского искусства, зрелищности, творчества и т. д., которые зачастую не имеют никакого отношения к оцениваемому виду деятельности школьников.

Далее мы предлагаем следующую систему оценивания результатов исследовательской деятельности обучающихся, включающую несколько блоков критериев, выделенных в соответствии со структурными компонентами УИР.


Таблица

Экспертная оценка детских учебно-исследовательских работ

Название оценочного блока критериев

Объект оценки

Критерии оценки

Количество баллов

Оценка темы учебного исследования

Тема исследования

1) тема исследования сформулирована грамотно, соответствует содержанию работы;

2) тема исследования сформулирована не достаточно точно, в целом соответствует основному содержанию работы;

3) тема исследования сформулирована не точно, не соответствует основному содержанию работы;

4) количество слов в формулировке темы не превышает 11 (включая союзы и предлоги) / превышает;

5) тема исследования носит проблемный характер / не носит проблемного характера

2

1

 

0

1/0

 

1/0

Оценка научно-понятийного аппарата работы

Актуальность темы исследования

6) необходимость проведения исследования раскрывается убедительно;

7) не достаточно убедительно;

8) не раскрывается вовсе

2

1

0

 

Объект исследования

1) определен точно;

2) сформулирован не достаточно точно;

3) сформулирован не верно

2

1

0

 

Предмет исследования

 

1) определен точно;

2) сформулирован не достаточно точно;

3) сформулирован не верно

2

1

0

 

Цель исследования

 

1) сформулирована верно;

2) требует корректировки;

3) сформулирована не верно

2

1

0

 

Задачи исследования

 

1) сформулированы грамотно / требуют корректировки;

2) имеют исследовательский характер (изучить…, проанализировать…, выявить…, определить…, охарактеризовать…, обобщить…, составить…, смоделировать…, разработать…, провести опытно-экспериментальную работу, апробировать…) / имеют частично исследовательский характер / не имеют исследовательского характера;

3) количество задач соответствует количеству и содержанию основных разделов и не превышает 3–4 / количество задач превышает норму, но в целом, связано с содержанием основных разделов / количество задач значительно превышает норму и не связано с содержанием основных разделов;

5) задачи формулируются от лица юного исследователя, а не педагога-руководителя

2 / 1

2 / 1 / 0

 

 

 

 

2 / 1 / 0

 

1 / -1

 

Гипотеза исследования

1) правомерность выдвижения гипотезы в связи с наличием опытно-экспериментальной работы / неправомерность — из-за отсутствия последней;

2) сформулирована точно;

3) сформулирован не достаточно точно;

4) сформулирован не верно, что подтверждает противоречие полученных результатов

1 / -1

 

2

1

0

 

Методы, используемые при выполнении работы:

1) в работе использованы теоретические (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, формализация, моделирование, сравнение, классификация, абстрагирование, конкретизация и др.), практические (изучение литературы и документов, наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, тестирование), метод экспертных оценок; отслеживание, обследование, мониторинг, изучение и обобщение инновационного опыта, опытная работа, эксперимент и др.) методы исследования, а также методы математической статистики;

2) в работе присутствуют только теоретические методы исследования;

3) работа носит описательный характер, что доказывает просто изложение фактов от лица автора оригинального источника

3

 

 

 

 

 

2

1

 

 

Практическая значимость:

1) для обучающихся в исследовании заявленной темы;

2) для педагогов;

3) для обучающихся и для педагогов;

4) для всех интересующихся данной темой (для обучающихся и для педагогов, СМИ, социальных учреждений и т. д.)

1

1

2

3

 

Характеристика источников для написания работы

1) в работе использованы только библиографические источники;

2) библиографические и интернет-источники;

3) библиографические, интернет-источники, «живые» источники, архивные материалы, музейные экспонаты и др.

1

2

3

Оценка основных разделов работы

Теоретическая (реферативная) часть

вопросы, раскрываемые в параграфах, характеризуются:

1) законченностью / незаконченностью;

2) целостностью раскрытия / материал раскрыт не целиком / материал не раскрыт;

3) сделанные выводы соответствуют масштабу замысла / частично соответствуют / совсем не соответствуют;

 

1 / 1

2 / 1 / -1

2 / 1 / -1

 

Эмпирическая часть исследования

I Вариант

(при наличии опытно-экспериментальной работы)

1) проектирование опытно-экспериментальной работы: весь ход ОЭР отражен в цели и задачах каждого этапа работы / цели и задачи ОЭР сформулированы, но не точно / в материалах работы не присутствуют цель и задачи проведения ОЭР;

2) изложение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы проведены подробно, с наглядным иллюстрированием / обтекаемо, иногда с графическим сопровождением / сбивчиво, слишком кратко (наоборот, слишком большой объем информации)

3) динамика качественных и количественных показателей исследователем отслежена, продемонстрирована, что не вызывает сомнений по поводу проведения ОЭР; показана слабо, вызывает много уточняющих вопросов;

4) изученность и объяснение причин произошедших изменений — произведено / произведено частично / не произведено совсем;

5) обоснованная доказанность (не доказанность) / доказанность (не доказанность) гипотезы не обоснована;

6) обозначены / не обозначены дальнейшие перспективы работы

II Вариант

1) проектирование практической деятельности (разработка проекта программы, создание модели, макета, творческого продукта и др.): весь ход работы отражен в цели и задачах каждого этапа работы / цели и задачи сформулированы, но не точно / в материалах работы не присутствуют цель и задачи проведенной работы;

2) изложение и анализ результатов проделанной работы проведены подробно, с наглядным иллюстрированием / обтекаемо, иногда с графическим сопровождением / сбивчиво, слишком кратко (наоборот, слишком большой объем информации)4

3) результатом проделанной работы является: конкретный законченный продукт — проект программы, модель чего-либо, макет, изделия из различных материалов и т. п. / описание продукта без его демонстрации (демонстрации его действия)

 

 

2 / 1 / 0

 

 

2 / 1 / 0

 

 

1 / 0

 

 

2 / -2

 

1 / 0

 

2 / 1 / 0

 

 

2 / 1 / 0

 

 

3 / 1

 

 

1 / 0

Общая оценка результатов работы

Общие характеристики работы

1) разумное количество разделов (2–3 в каждой главе) / количество разделов превышает норму;

2) логичность изложения представленных материалов / материалы исследования не всегда логичны; излагаются не логично;

3) лаконичность изложения / некоторые материалы можно было бы сократить / слишком много лишней информации, отвлекающей от темы, что свидетельствует о слабом представлении исследователя о сущности исследуемого вопроса;

4) материал излагается в научном стиле / иногда встречаются отклонения от научности стиля / изложение материала не научно;

5) каждый раздел оснащен выводами; выводы сделаны не по каждому разделу; выводы отсутствуют;

6) оснащение работы графической информацией (таблицами, схемами, рисунками, диаграммами и т. д.) / работа оснащена графической информацией недостаточно / в работе слишком большое количество ненужной графической информации;

7) заключение сформулировано грамотно, отражает результаты, полученные в ходе решения поставленных задач / заключение требует небольшой корректировки / заключение сформулировано не грамотно, не отражает решения поставленных задач

1 / 0

2 / 1 / 0

 

2 / 1 / -1

 

 

2 / 1 / 0

 

2 / 1 / 0

 

2 / 1 / -1

 

 

 

2 / 1 / -1

 

 

Оценка продукта исследовательской деятельности (проект программы, модель чего-либо, макет, изделия из различных материалов и т. п.)

1) непротиворечивость содержанию стандартов, предъявляемых к продуктам подобного рода / противоречивость;

2) оригинальность / структура и содержание продукта частично заимствованы у уже и имеющихся подобных продуктов /степень заимствования слишком велика;

3) творческий подход к оформлению и презентации продукта / оформление и презентация продукта требуют доработки;

4) практическое применение — продукт применим во многих сферах жизни и деятельности человека / продукт используется только для украшения окружающего пространства / вообще никак не используется;

5) возможное использование для решения социально-экономических, экологических и др. проблем общества, государства и т. д.

1 / -1

 

2 / 1 / -1

 

2 / 1 / -1

 

 

2 / 1 / -1

 

3

 

 


Таким образом, представление результатов исследовательской деятельности обучающихся осуществляется в том виде, который принят научным сообществом — опубликованном или неопубликованном.

Предметом нашего особого интереса является оценка результатов исследовательской деятельности обучающихся, включающая несколько блоков критериев, выделенных в соответствии со структурными компонентами УИР: оценка темы учебного исследования, оценка научно-понятийного аппарата работы, оценка основных разделов работы, общая оценка результатов работы.

 

Литература:

 

1.         Айзерман, Л. Реферат о реферате [Текст] / Л. Айзерман // Учит. газета. — 1995. — № 22–23. — С.6.

2.         Гурвич, Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций [Текст] / Е. М. Гурвич // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сборник. — М.: Нар. обр., 2001. — 272 с.

3.         Ипполитова, Н. В. Организация учебно-исследовательской работы младших школьников как одно из направлений деятельности Центра «Непрерывное педагогическое образование» [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: мат-лы междунар. науч. симпозиума. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2009. — С. 155–160.

4.         Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000.

5.         Леонтович, А. В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников [Интернет ресурс] / А. В. Леонтович [и др.]. — Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/posobie.doc.

6.         Нестерова, Н. Методология эмпирических исследований в психологии [Интернет ресурс]. — Режим доступа: http://nesterova.on.ufanet.ru/drujinin/0062.htm

7.         Нинбург, Е. А. Технология научного исследования [Текст]: метод. рекомендации / Е. А. Нинбург. — М.: ОАО «ИПО «Лев Толстой», 2006. — 28 с.

8.         Образцов, П. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: курс лекций / П. И. Образцов. — Орел, 2002.

9.         Петрова, Э. А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Э. А. Петрова. — Тамбов: ИПК РО, 2007.

10.     Супчук, Т.И. [и др.] Готовимся к конференции школьников [Текст]: метод. рекомендации / Т. И. Супчук, Е. А. Титова, А. С. Чернакова. — Мыски, 2009. — 32 с.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, исследовательская деятельность обучающихся, вид представления результатов, вид, задача, исследовательская деятельность, исследовательская деятельность школьников, исследовательский характер, источник, реферативный материал.

Похожие статьи

Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Понятие, виды и содержание гражданско-правовых отношений в сфере творческой деятельности

Назначение и результативность этапа целеполагания и организации направленного внимания на начало учебного занятия

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Анализ и оценка основных способов нормирования материальных ресурсов с учётом нормативно-законодательного поля

Роль лабораторных занятий в повышении качества и эффективности профессиональной подготовки

Похожие статьи

Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Характеристика уровней подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Понятие, виды и содержание гражданско-правовых отношений в сфере творческой деятельности

Назначение и результативность этапа целеполагания и организации направленного внимания на начало учебного занятия

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Анализ и оценка основных способов нормирования материальных ресурсов с учётом нормативно-законодательного поля

Роль лабораторных занятий в повышении качества и эффективности профессиональной подготовки

Задать вопрос