Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (11) март 2018 г.

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 1066 раз

Библиографическое описание:

Лотоцкая, Я. Г. Конспект интегрированного урока географии, литературы, обществознания по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» / Я. Г. Лотоцкая, С. С. Гамалинская, Е. В. Ефанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 1 (11). — С. 17-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/82/3184/ (дата обращения: 17.10.2024).



Цели: комплексная характеристика романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Задачи:

  1. Формировать умение выявлять предметные знания на основе художественного текста.
  2. Развивать навык смыслового чтения.
  3. Воспитывать качества личности, необходимые для жизни в человеческом обществе.

Метапредметные:

Личностные: формирование уважения к личности и её достоинству, самосознания.

Регулятивные: организация на выполнение учебной задачи, самостоятельной по исследованию работы, адекватно оценивать правильность выполнения работы, удерживать в памяти учебную задачу;

Познавательные: расширить имеющиеся знания, осуществлять исследовательскую деятельность, логические умозаключения, развивать умения переносить имеющиеся знания в новые.

Коммуникативные: формировать умение работать с текстом, картами, делать выводы, работать в малых группах;

Предметные:

‒ выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении романа Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;

‒ закрепить знания по темам «Географические координаты точек», «Атмосфера», «Рельеф»;

‒ определить роль социальных навыков, личностных качеств человека в экстремальных условиях;

‒ способствовать развитию речи;

‒ развивать пространственное мышление;

‒ развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

‒ развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

‒ способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия.

Оборудование: выставка книг Д.Дефо «Робинзон Крузо», мультимедийная презентация, индивидуальные маршрутные листы, листы с текстами, наглядный материал, цветные карандаши.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Применяемые технологии: Кейс-технология, прием «Бисер», частично-поисковый, групповой, прием «Цветопись», составление интеллект-карты, прием «Ассоциации».

Ход урока

1.Организационный момент. Создание мотивации.

Здравствуйте, ребята! С чем ассоциируется в вас слово «ЖИЗНЬ»? А с чем мы можем сравнить жизнь человека? (с морем).(прием «Ассоциация»)

Вы абсолютно правы, и я хотела бы начать наш необычный урок с отрывка из стихотворения Светланы Кравцовой:

Наша жизнь — бурное море,

И каждый из нас — мореход.

Ежедневно с волнами споря,

Мы встречаем восход и заход.

Это море не просто лужа,

С солёной холодной водой,

Это смесь из событий нужных,

Предназначенных нам судьбой

2. Актуализация опорных знаний

Работа с картиной И. К. Айвазовского «Девятый вал»

Никому из художников не удавалось так красочно и смело воссоздать образ моря, как Ивану Константиновичу Айвазовскому. Перед вами одна из самых известных его картин «Девятый вал». Обратимся к стихотворению современного поэта Дайма Смайза, которое поможет нам определить ключевые слова темы нашего урока.

3. Постановка проблемы, формулирование темы урока

Давайте рассмотрим картину детальнее (увеличение фрагмента картины).

‒ Назовите эмоции, которые переполняют ее героев. В каком состоянии они находятся? (ОТЧАЯНИЕ).

‒ Тогда, что же символизирует золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину? (НАДЕЖДА).

‒ Попробуйте сформулировать тему нашего урока? («От Отчаяния к Надежде»)

Молодцы! Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам легендарного романа Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», и мы пройдем вместе с нашим героем весь непростой путь ОТ ОТЧАЯНИЯ КНАДЕЖДЕ (запись на доске с пробелами).

4. Работа над темой

И первой точкой на нашей карте становится Англия… Страна, которую поэтично называют туманным Альбионом. При упоминании об Англии всплывают в памяти Биг-Бен и Тауэр, английские короли и королевы. Все это — родина Даниеля Дефо.

Этот писатель оставил своим потомкам более 400 статей и несколько книг. Он сочинял памфлеты в защиту короля и против короля, публиковал отчеты о чуме, ураганах и парламентских заседаниях, выдвигал проекты об улучшении дорог, женском образовании и улучшении нравов, писал романы о пиратах, королях и привидениях. Но только одно из творений Даниеля Дефо, роман о приключениях Робинзона Крузо, сделало его знаменитым писателем.

Давайте их подпишем и выполним задание №1. Соотнесите термины и их определения. (Роман, Повесть, Рассказ)

Молодцы! Вы справились с первым задание и заработали первые баллы. Мы двигаемся дальше.

География

Отправной точкой нашего путешествия является Англия и ее столица, откуда 1 сентября 1659 года отправился в путешествие Робинзон Крузо. Обратимся к карте. Покажите на физической карте мира Англию и обозначьте её столицу.

Обществознание

Ребята давайте воспользуемся текстом романа. Прочитайте первый абзац. Скажите, у вас нет идеи, как можно подкорректировать тему урока?

«30 сентября 1659 года. Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумёртвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.

До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью».

От острова Отчаяния кострову Надежды.

http://laoblogger.com/images/desert-island-clipart-two-people-6.jpg

Давайте это сделаем с помощью рисунка.

Недавно мы с вами проходили тему по обществознанию «Эмоциональный мир человека». Воспользовавшись этим же отрывком и собственным воображением представьте, какие эмоции и чувства мог испытывать главный герой в самом начале своей робинзонады и поднимите соответствующие смайлики, которые мы делали к тому уроку. Давайте прикрепим их на доску под ОСТРОВОМ ОТЧАЯНИЯ (страх, ужас, безнадежность, тоска, отчаяние, растерянность, неуверенность).

Ну а теперь давайте еще раз посмотрим на тему урока и сформулируем проблему урока, главный вопрос: ЧТО ПОМОГЛО РОБИНЗОНУ ВЫЖИТЬ? или ЧТО ПОМОГЛО ПРЕВРАТИТЬ ОСТРОВ ОТЧАЯНИЯ В ОСТРОВ НАДЕЖДЫ?

Чтобы достигнуть цели урока, какие задачи мы перед собой поставим?

‒ оценить природные условия острова;

‒ определить черты характера, которые помогли выжить Робинзону;

‒ выявить, какие знания и умения помогли выжить Робинзону на острове

5. Первичное закрепление

География

Мы плывем дальше и следующий этап нашего путешествия остров Робинзона. Согласно записи в дневнике Робинзона Крузо кораблекрушение произошло 30 сентября 1659 года. Определите по координатам и описанию местонахождение острова. Опорой вам будут цитаты из романа:

«Судно село на мель недалеко от острова. Спасся один Робинзон. Он оказался на острове с координатами 10° с.ш., 62° з.д.

Определите, что это за остров и нанесите его на карту. (о. Тринидад)

ФИЗМИНУТКА

‒ На острове Робинзона поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

‒ Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

‒ Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

‒ Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

‒ Но что это? Буря утихает. (Хлопки по ногам).

‒ Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

‒ Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

‒ Солнце! (Руки вверх).

Природные условия.

Для оценки природных условий ответьте на вопрос: как (чем) сама природа помогла Робинзону выжить? (пресная вода, теплый климат, съедобные растения, животные, птицы)

  1. Наличие пресной воды.
  2. Теплый климат.

Для характеристики климата выделите в тексте слова, которые можно выразить цветом. Прочтите их.

«Отойдя от берега не больше двух-трех миль я спустился в широкую котловину, которую со всех сторон и так тесно окружали холмы, поросшие густым лесом. 15 июля я исследовал местность по течению ручья. Ручей протекал по красивым лугам. Кругом зеленели густые, высокие травы, а дальше, на склоне холма, рос в изобилии табак. Разлив не достигал до этого высокого места, и потому табак разросся здесь пышными всходами. Зато я видел великолепные экземпляры алоэ и сахарного тростника. Я пошел по долине. Справа и слева возвышались холмы. Все вокруг зеленело, цвело, благоухало …»

‒ Какие цвета преобладают в описании?

‒ О чем говорит зеленый цвет?

‒ При каких условиях возможно произрастание зеленых растений?

Чтобы окончательно убедиться в наших выводах обратимся к дневнику Робинзона:

‒ Приведите доказательство того, что климат теплый?

‒ Запишите, что такое зенит солнца?

‒ Как называются даты, когда Робинзон наблюдал зенитальное положение Солнца?

  1. Особенности флоры ифауны.

Вновь обратимся к дневнику Робинзона. Приведите примеры, какие съедобные растения произрастали на острове?

‒ Каких представителей фауны встретил на острове Робинзон?

‒ Робинзон ни разу не упоминает насекомых, в частности бабочек, которых в данном климате в изобилии. Как вы думаете, почему?

6. Закрепление знаний

Обществознание

Да, с природными условиями Р.Крузо повезло. Но смог бы он выжить на острове, если сам бы не прилагал никаких усилий?

Вы помните, что Робинзон вывез с потерпевшего крушение корабля много вещей: назовите из списка предметов и вещей те, которые Робинзон привез с корабля и зачеркните 5 лишних.

сухари

масло

пила

рис

доски

овес

ящик плотника

ячмень

вилки

пшеница

макароны

гвозди

отвертка

лопата

топоры

точило

пули

лом

кирка

Проверка по образцу.

Знания это одно, а вот умение применить их на практике — другое. Что Крузо научился делать? Какие профессиональные навыки он приобрел?

Ребята, а скажите, от недостатка чего он страдал больше всего? ОБЩЕНИЯ. Как он выходил из этой ситуации? (Общался с собакой, кошками, попугаем). И потом, наконец, у него появился Пятница. Этот день он считал самым счастливым.

Литература

Замечательно! Но было бы все это возможным, если бы Робинзон был безвольным слабохарактерным человеком? Впишите в элементы кластера те черты характера, которые помогли нашему герою выжить. Рис.1

C:\Users\Яна\Desktop\Р.Крузо - копия.jpg

Рис. 1. Кластер «Черты характера Р.Крузо»

Д.Дефо обращает внимание на «заданность» характера. Р.Крузо, которому изначально присущи такие черты, как разумность, целеустремленность, вера в Бога, готовность к труду. Нравственный подвиг героя в том, что он не только сохранил в себе эти качества, но и проявил на острове Отчаяния силу человеческого духа, волю к жизни, изобретательность, упорство в борьбе с невзгодами и лишениями. Эти качества и помогли одержать победу.

Обществознание

Давайте вернемся к нашим смайликам. Какие эмоции и чувства испытывал Робинзон Крузо под конец своей робинзонады? Что-то изменилось? (Радость, спокойствие, удовлетворенность, уверенность и.. НАДЕЖДА на возвращение в мир людей!)

География

Спустя двадцать восемь лет двух месяцев и девятнадцать дней Робинзон Крузо 19 декабря 1686 года взошел на борт корабля. И мы возвращаемся назад в Англию, в Лондон, где заканчиваем наше путешествие. Сделаем отметку на карте.

Литература

А мы возвращаемся к нашей первичной проблеме и поставленным перед нами задачам. Как вы считаете, решены ли задачи? Значит, мы решили нашу проблему?

Федор Иванович Тютчев сказал:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Знания приносят умения. Умения рождают уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации.

Человек может выйти победителем! Причем не просто выжить физиологически, а остаться существом разумным и сделать любой остров островом Надежды.

Роман Д.Дефо— гимн человеку иего возможностям!

7. Учебная рефлексия

Подведение итога урока. Оцените урок в маршрутных листах. Подсчет баллов. Выставление отметок.

8. Рефлексия.

Ребята, я вам предлагаю выбрать попугая в зависимости от вашей активности (успешности) на уроке.

Понравился

Не понравился

Затрудняюсь ответить

Картинки по запросу попугай кеша

C:\Users\Яна\Desktop\Рисунок1.png

C:\Users\Яна\Desktop\Рисунок2.png

9. Д/з вариативное

  1. Составить кроссворд «Роман Д.Дефо»
  2. Написать мини-сочинение «Если я был на месте Робинзона?»
  3. Составить синквейн.

Вместе. Итак, наш урок завершен. Желаем Вам всегда ловить свою волну, держаться на ней и никогда не уходить под воду.

Основные термины (генерируются автоматически): Англия, Робинзон, остров Отчаяния, дневник Робинзона, знание, умение, урок, пресная вода, теплый климат, учебная задача.
Задать вопрос